Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка
Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.
индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.
3. Общие акты либо содержат
общие кратковременные
4. В смешанных актах
II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.
IV. В зависимости от
объема полномочий субъекта
• дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу).
Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;
• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);
• акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).
V. По степени сложности
решения АГА могут быть
VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:
• немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;
• с даты, указанной в самом акте;
• в срок, указанный в другом акте;
• после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.
VII. В зависимости от
порядка принятия различают
готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.
VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.
Адм. договор – это соглашение двух или более субъектов АП, влекущее установл-е, изм.-е и прекращение адм. прав и обяз-стей. Органы исп. власти (Прав. РФ, центр. федер. органы РФ, органы субъектов РФ) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.
По предметному критерию различают:
а) договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);
б) договоры в сфере управления гос. собственностью;
в) договоры, обеспечивающие гос. нужды;
г) контракты с гос. служащими, студентами;
д) финансовые и налоговые соглашения;
е) договоры о взаимодействии и сотрудничестве;
ж) различного рода концессии и инвестиционные соглашения;
з) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общ. транспорте).
Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.
Выбор методов управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.
Методы управления классифицируют следующим образом:
1) по характеру воздействия на
объект управления –экономические (
2) по способу мотивации объекта управления – материальной, властной и социально-психологической мотивации;
3) по форме воздействия – прямого (непосредственного)
и косвенного (опосредованного)
4) по масштабу использования – общие (основные) и частные (конкретные);
5) по источнику управляющего воздействия – централизованные и децентрализованные;
6) по продолжительности воздействия – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
7) по способу выработки управляющего воздействия – единоличные, коллегиальные, коллективные.
Адм. принужд. используется как средство обеспеч. и охраны правопорядка в сфере гос. управл-я, выполняет карательную функцию. Адм.принужд. как метод управл-я состоит в психич., материальном или физич. воздействии на сознание и поведение людей.
Адм. принужд. присущи следующие признаки:
а) применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких усл-ях, в каком порядке, кем могут применяться. четкая регламентация принуд. мер необходима для соблюд-я принципов неприкосновенности личности, жилища и личн. собственности граждан;
б) осущ-ся посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
в) персонифицировано, т.е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим адм.-правовые нормы;
г) внесудебн. порядок применения. Использование адм.-принуд. Мер отнесено к компетенции соотв. исполнит. органов (должн. лиц), кот. непосредств. реализуют их без обращения в суд. Однако в соотв. с рос. зак-вом отд. меры адм. принуждения используются нар. судами – это относится к случаям наложения наиболее строгих адм. наказаний за соверш. адм. правонарушений.
д) прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовых норм, кот. формулируют общеобязат. правила поведения в сфере гос. упр-я, не имеющие ведомственных границ (правила безоп-сти дор. движения, обеспеч. санитарной безоп-сти).
Адм. принужд. применяют:
а) исп. органы, уполномоченные на осущ. правоохранительных функций в сфере гос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорные органы);
б) исполн. органы, кот. наделены спец. полномоч. по осущ-ю адм. власти;
По целевому назначению меры адм. принуждения подразеляются:
а) на адм.-принудит. меры. Меры адм. предупрежд. используются в целях предупреждения правонарушения в сфере гос. упр-я, предотвращения обстоятельств, угрожающих общ. безоп-сти.
б) адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. возд-вия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;
в) меры адм. отв-ти (адм. наказания). Адм. наказание – установленная гос. мера отв-ти за соверш. адм. правонаруш-я, примен-ся в целях предупр-я соверш-я новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и др. лицами. Адм. наказание не может иметь своей целью унижение чел. достоинства физ. лица, совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.
По субъекту принуждения различают:
а) гос.-правовое принуждение;
б) общ.-правовое принуждение.
Административно-
Основанием для применения может
служить предположение о намерении лица
совершить административное правонарушение
либо другое противоправное деяние.
Виды административно-принудительных
мер:
- удаление граждан с места совершения
правонарушения или происшествия;
- оцепление (блокирование) участков
местности, временное ограничение или
запрещение движения транспорта и пешеходов
на улицах и дорогах;
- недопущение граждан на отдельные
участки местности и объекты, обязывание
граждан покинуть их или остаться там;
- временное закрытие пунктов
пропуска через государственную границу;
- введение карантина в организациях
и на объектах;
- принудительное медицинское
освидетельствование, госпитализация,
наблюдение и изоляция лиц, страдающих
заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих, или тяжелыми психическими
расстройствами;
- временное отстранение от работы
лиц, которые являются носителями возбудителей
инфекционных заболеваний и могут являться
источниками распространения инфекционных
заболеваний в связи с особенностями выполняемых
ими работ или производства;
- доставление в медицинское
учреждение либо в дежурные части органов
внутренних дел и содержание в них до вытрезвления
лиц, находящихся в общественных местах
или жилых помещениях в состоянии опьянения;
- личный досмотр лиц, досмотр
находящихся при них вещей;
- предполетный и послеполетный
досмотр пассажиров, багажа, вещей, находящихся
при пассажирах, членов экипажей, авиационного
персонала гражданской авиации, бортовых
запасов воздушного судна, грузов и почты.
Адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. воздействия, применяемые в целях прекращ. противоправного деяния и предотвращ. наступл-я вредных последствий.
В завис-ти от целей, хар-ра, объекта возд-я адм.-пресекат. меры подразд-ся:
а) на меры, применяемые к нарушителю – физ. лицу (требование прекратить противопр. действия и др.);
б) меры,применяемые к нарушителю – юр. лицу;
в) меры имущественного хар-ра (изъятие огнестр. оружия);
г) меры эпидемиологич. хар-ра;
д) меры финансово-кредитного хар-ра (налож ареста на банковские счета организац.).
Меры административного пресечения используются
как средство принудительного прекращения
правонарушений и предотвращения их вредных
последствий. Эти меры направлены на принудительное
прекращение противоправного поведения,
недопущение, устранение его вредных последствий,
на создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности.
По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных
взысканий и административно-
правил.
В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в
общественных местах в нетрезвом виде)”. Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от уже совершенных или возможных посягательств на них.
Основное назначение мер пресечения
в системе правоохранительных средств
состоит в принудительном прекращении
противоправных действий. Прекращение
таковых действий путем применения мер
пресечения сближает последние с административно-
Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности мер административного пресечения: