Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы
Тема: Преступная девиантность несовершеннолетних и роль ее профилактики в снижении криминальной активности несовершеннолетних.
Содержание.
Введение
1. Теоретико-методологические
аспекты изучения
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая
характеристика детерминант и
проявлений
2. Профилактика
преступнойдевитантности
2.1 Профилактика
преступнойдевиантности
2.2. Развитие концептуальных
подходов и становление
3. Современная
система профилактики
3.1. Особенности современной
системы профилактики
3.2Анализ подростковой
преступности и основные
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Во-вторых, в сложившихся условиях в среде несовершеннолетних формируются негативная идеология, психология, поведенческие стереотипы, особый образ жизни, а различные проявления девиаций нередко выступают как форма самовыражения, самоутверждения или даже норма бытия. В силу этого сегодня российское общество поставлено перед фактом стремительного роста различных проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних. Обострение таких негативных явлений, как преступность, беспризорность, наркотизм, алкоголизм, проституция, суицидальность, обусловлены в первую очередь кризисом в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни. Резкая дифференциация населения по уровню материального обеспечения, глубокий духовный кризис развития общества, перевернувший устоявшуюся систему морально-нравственных ценностей и духовных ориентиров, - все эти факторы отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения.
В-третьих, возрастающее распространение
различных негативных явлений в
среде несовершеннолетних непосредственно
связано с несовершенством
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе профилактики преступной девиантности несовершеннолетних и закономерности проявления преступных девиаций в их мировоззрении и поведении.
Предмет исследования составляют:
Цель и задачи исследования. Общая цель настоящей работы состоит в выявлении причин, способствующих проявлению преступной девиантности несовершеннолетних, теоретическом обосновании криминологически значимых концептуальных подходов к решению проблем профилактики преступной девиантности несовершеннолетних, ориентированных на кардинальное изменение неблагоприятных тенденций роста данного явления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотретьдевиантность как предпосылку преступного поведения несовершеннолетних;
Методология и методика исследования. Методология данной дипломной работы основывалась на принципах всеобщего диалектического метода познания. В ходе исследования использовались и другие общенаучные и частно - научные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа, а также методы логико-юридического анализа, формализации, анализа и синтеза статистических показателей и др.
Степень разработанности темы. Различные аспекты проблемы профилактики социальной девиантности несовершеннолетних неоднократно являлись объектом внимания ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
В отечественной науке
В современной отечественной
Однако работы перечисленных специалистов, достаточно широко использовавшиеся при проведении исследования, не снижают актуальности рассматриваемой темы.
Научная новизна работы, ее теоретическая значимость обусловлены системным подходом к изучению предмета исследования; комплексностью анализа современных методологических подходов в теории, практике и профилактике нарушений несовершеннолетними социальных норм в целом и правовых, в частности; освещением и проработкой зарубежных теорий в данной области; попыткой обоснования понятия преступной девиантности несовершеннолетних, а также новых направлений развития системы профилактики преступных проявлений девиантности несовершеннолетних. Данные аспекты позволяют выйти на новые стороны в рассмотрении этой крайне актуальной проблемы современного общества.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. прил
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних
Понятие преступной девиантности относится к такому классу явлений, которые могут быть изучены с помощью объединенных и системных усилий целого ряда научных дисциплин, занимающихся вопросами жизнедеятельности общества. В силу своей особой значимости для социума данная проблема уже длительное время является предметом изучения таких наук как социологии, психологии, криминологии, педагогики и ряда других, которые в своей совокупности образуют специализированную отрасль знания - девиантологию. Ее предметом являются все формы социальной патологии, к которым относят такие как, преступность, пьянство, наркомания, проституция, суицид, реже выделяются административные проступки, гражданско-правовые деликты и нарушения общественных норм.
Таким образом, девиация выступает не только в качестве характеристики некоторого действия и «противодействия» со стороны группы, общности, общества, но и особенностей личности, осуществившей выходящий за определенные рамки поступок (действия). По мнению,Я.Гилинского, девиантность как «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».
Девиантное поведение в многообразии научных течений и школ современной девиантологии рассматривается в большинстве случаев, как поступок, действие человека, не соответствующее официальным установкам или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям1.
По
нашему мнению, в определенной мере
за рамками данного термина
С другой стороны, содержание термина «девиантное поведение» рассматривается как «отдельные поступки или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение»3.
Так, преступность представляется как один из видов девиантного поведения, в исследовании которого значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, а также возможностям предупреждения и преодоления. Неправомерное девиантноеповедение в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В несовершеннолетнем возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же несовершеннолетних и принятых в нем ориентаций. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Для предупреждения девиантных поступков, на наш взгляд, следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки, что возможно достичь в результате издания нормативно-правового акта о несовершеннолетних и их социализации, в котором основное значение уделить профилактике преступной девиантности несовершеннолетних.
Уголовным
кодексом РФ установлено участие
несовершеннолетнего в
В отличие от понятия преступности, которое криминологами определяется как наиболее опасное, массовое, сложное системно-структурное социальное явление, проявляющее себя в виде совокупности преступлений, преступников, преступных формирований, жертв преступлений, последствий преступности и т.д., используемые в настоящей работе термины «преступная девиантность» и «преступная девиация» в большей степени корреспондируются с задачами настоящей дипломной работы, поскольку дают возможность более точно охарактеризовать особенности процесса воздействия на контингент несовершеннолетних в сложившейся социальной ситуации и подчеркнуть его профилактическую направленность в самом широком смысле этого слова.