Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы
Перечисленные органы и учреждения призваны осуществлять деятельность, направленную на: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ресоциализацию несовершеннолетних, нуждающихся в особом педагогическом подходе, и т.д.
В системе органов и учреждений, осуществляющих профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, можно особо очертить круг субъектов, выполняющих организационно-управленческие задачи, в том числе занимающихся вопросами планирования и реализации мер профилактики социальных девиаций несовершеннолетних, обеспечения этой деятельности, а также вопросами координации1.
На региональном уровне основным координирующим звеном профилактической деятельности в силу своего правового статуса являются комиссии по делам несовершеннолетних29. За данными комиссиями правовыми актами органы местного самоуправления закрепляются достаточно широкие полномочия, позволяющие комиссиям принимать решения, обязательные для исполнения государственными органами, а также вносить представления в государственные органы по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних. Вместе с тем следует заметить, что ранее правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних определялся и таким важным моментом, как ее состав, в который были включены депутаты Советов народных депутатов, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов, работники народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, культурно-просветительских и других учреждений.
Особое положение в системе субъектов профилактики девиаций несовершеннолетних занимают социальные службы, нацеленные на решение проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, безнадзорности, защите прав детей и подростков. В настоящее время система учреждений социального обслуживания семей и детей в РФ охватывает центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания. Такие учреждения действуют практически во всех республиканских, краевых и областных центрах.
Помощь детям и подросткам стали оказывать центры и учреждения, деятельность которых непосредственно направлена на: социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации; решение проблем устройства детей, лишившихся родительского попечения; адаптацию лиц, принадлежащих к «группе риска», и др. Создана также сеть специальных учебно - воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.
Службы и подразделения в системе органов внутренних дел, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией и полномочиями те или иные задачи профилактики и борьбы с преступностью, характеризуются различной долей участия в процессе профилактики преступной девиантности несовершеннолетних. В этой связи их можно разделить на три группы:
Руководствуясь в своей работе федеральным законодательством, решениями и постановлениями местного самоуправления исполнительной власти, приказами и указаниями МВД об организации работы с несовершеннолетними, в соответствии со своими задачами и компетенцией указанные подразделения: выявляют родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений; направляют в государственные органы и общественные организации материалы о фактах их отрицательного влияния на подростков для принятия предусмотренных законом мер; информируют государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей, лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих их совершению; вносят предложения в соответствующие государственные органы и общественные организации о назначении общественных воспитателей; направляют в государственные органы и общественные организации материалы о фактах противоправного поведения несовершеннолетних31.
Важно учитывать, что система профилактики обладает таким уровнем сложности, что одной из наиболее серьезных сегодня является проблема преемственности работы отдельных ее звеньев, оптимального сочетания всего спектра регулирующих воздействий в отношении несовершеннолетних. Ее решение напрямую зависит от налаживания процесса профилактики как упорядоченного взаимодействия при организующей роли одного из субъектов совместной деятельности, т.е. ее координации. Наряду с этим необходимо грамотное системное сопровождение профилактики девиантности несовершеннолетних, нейтрализующее возможные рассогласования в деятельности различных субъектов.
3.2. Анализ подростковой
преступности и основные
Динамика подростковой преступности в Карасунском внутригородском округе города Краснодара за 2011 год характеризуется следующим образом.
Всего на улицах и в других общественных местах Карасунского внутригородского округа г. Краснодара зарегистрировано 36 преступлений, совершенных несовершеннолетними (АППГ - 37), что на 1 преступление меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень преступности несовершеннолетних снизился с 9,9% до 8,6%.
В структуре подростковой преступности отмечается увеличение следующих видов преступлений:
Умышленное убийство – 100 % (совершено 2, АППГ –0) увеличились на 2 преступление.
Умышленные менее тяжкие телесные повреждения на – 14,3% (совершено 8, АППГ – 7) увеличились на 1 преступление.
Кражи - 21,2 % (совершено 223, АППГ - 184) увеличились на 89 преступлений.
Неизменным остаются следующие виды преступлений:
Хулиганство - 100 % (совершено 2, АППГ -2)
В структуре подростковой преступности отмечается уменьшение следующих видов преступлений:
Грабежи - 5,7 % (совершено 66, АППГ –70) уменьшились на 4 преступлений.
Особое внимание уделяется
выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних
в совершение преступлений и антиобщественных
действий, допускающих в отношении
них иные противоправные деяния, а
также выявлению
В отдел полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по г. Краснодару за 2011 год доставлено 28 633 несовершеннолетних (АППГ-)
По-прежнему основной причиной
совершения подростками правонарушений
явилась безнадзорность – как
следствие семейного
В ряду социальных факторов,
отрицательно влияющих на состояние
преступности, находится склонность
населения, в том числе и
К сожалению, официальная статистика не всегда отображает реальные положение преступности несовершеннолетних.
Проблемой выявления и раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием занимаются инспекции по делам несовершеннолетних. Вся работа инспекторов по делам несовершеннолетних базируется на Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 9 июня 1999 года.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних взаимодействуют с органами образования, с органами социальной защиты населения, с органами здравоохранения, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.
На современном этапе развития российской государственности в сознании общества должен произойти, на наш взгляд, определенный перелом - меры уголовного наказания, являвшиеся до недавнего времени основной формой борьбы с преступностью, должны в большей степени сочетаться с мерами профилактики.
Провозглашение профилактики не только преступной девиантности, а всего комплекса девиаций несовершеннолетней части населения, генеральным направлением - не декларативным, а реальным принципом, требует качественно иного идеологического, правового, организационно-структурного, кадрового, научного и информационного обеспечения.
Следовательно, система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних нуждается в коренной перестройке применительно к особенным условиям современного этапа борьбы с преступностью, социально- экономическим, социокультурным, политическим, этническим и воспитательно - педагогическим процессам, происходящим в стране.
Практика показывает, что сегодня наше общество тратит основные силы и средства (правда, далеко не в полной мере) на борьбу с самой преступностью. И, на наш взгляд, назрела острая необходимость создания принципиально новой системы, которая должна направляться в первую очередь на искоренение причин и условий, порождающих преступность, и на упреждающую профилактику, и в этом значительная роль должна быть отведена обществу в целом, региональным органам государственной власти и таким его основополагающим институтам, как семья и школа.
В последнее время ученые все чаще отмечают, что «профилактика - это самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей. Осуществление профилактической деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет от практически неизбежного наступления уголовного наказания»'. Но профилактика на общесоциальном уровне должна быть предельно ранней, так как в процессе ее осуществления прерывается не генезис преступного поведения, а устраняется сама возможность его появления32.
Состояние и основные направления современной профилактики преступной девиантности несовершеннолетних были рассмотрены на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анкетирование, эмпирическая беседа.
В ходе исследования были опрошены 50 сотрудников отдела полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару, имеющих непосредственное отношение к деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а так же, 98 несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее ОпДН), из них мальчиков - 86 человек, девочек - 76 человек.