Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы
Вместе с этим, необходимо обратить внимание на существование так называемых индивидуальных расстройств поведения людей в форме слабых или случайных девиаций, которые носят открытый характер. Речь идет о ситуациях, когда человек не переходит за черту моральных норм и, тем более, правовых запретов, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям и дезорганизует порядок взаимодействия между людьми (например, ложь, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, конфликтность, халатность).
Данным индивидуальным особенностям поведения людей посвятил свое исследование Гомонов Н.Д., который утверждает, что подобного рода девиации, как правило, корректируются непосредственно участниками такого взаимодействия. И поскольку индивидуальные основы поведения в целом представляют собой достаточно сложный «симбиоз позитива и негатива», то такие отклонения типичны практически для большинства людей. К их числу, безусловно, не относятся составляющую особую группу девианты с пожизненными расстройствами поведения, отклоняющееся поведение которых выступает как личностная характеристика.
В научной литературе выделяют две наиболее общие формы поведенческихдевиаций: неконформное (нестандартное, ненормативное, но не имеющее деструктивного характера) иделинквентное1 (преступное) поведение, а применительно к процессу их формирования и развития -предкриминальное и криминальное.
В рамках настоящей дипломной работы поведем речь лишь о социально - негативных, устойчивых, повторяющихся, намеренных проявлениях девиантности, которые имеют противоправную направленность преступную. При этом считаем необходимым заметить, что рядом специалистов противоправное поведение рассматривается в качестве своеобразной формы правового поведения. В этой связи В.Н.Кудрявцев указывает на следующие моменты, что, во-первых, противоправные поступки потому относятся к сфере правового поведения, что они поддаются воздействию со стороны государства, осуществляемому правовыми методами; во-вторых, их правовая природа отчетливо выражена в том, что все признаки правонарушений прямо предусматриваются нормами права; в-третьих, правовая природа данного вида поведения проявляется в установлении юридической процедуры выявления правонарушений и реагирования на них со стороны государства; в-четвертых, правонарушения всегда влекут правовые последствия, как правило, в виде применения карательных и правовосстановительных санкций4. Более того, указанные виды социальных девиаций имеют единый комплекс детерминант и обладают определенной взаимообусловленностью, в результате которой зачастую наблюдается переход в поведении конкретного лица от одних форм девиантности к другим.
Одна из наших целей рассмотреть в качестве объекта криминологического анализа преступные девиации, наличествующие у определенной категории общества - несовершеннолетних.
Интересна, на наш взгляд, периодизация преступной карьеры, предложенная Г. Беккером. Первичное нарушение социальных норм, с точки зрения данного автора, обычно носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или получение удовольствия. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника. На последующей стадии происходит активная реализация социального статуса, которым общество заклеймило осужденного. Конечным этапом криминализации, по Г. Беккеру, является вступление человека в банду преступников5.
Некоторые
отечественные исследователи
Более предметно, на наш взгляд, рассматривают механизм формирования непосредственно девиации В.А. Шапинский и В.И. Мареев, которые выделяют в его структуре четыре основные звена, где, собственно, и реализуется весь комплекс детерминант девиантного поведения: - проблемная ситуация, - ценностно - нормативное регулирование, - принятие решения, - совершение поступка.
С учетом вышеизложенных подходов в процессе формирования преступнойдевиантности несовершеннолетних, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:
Рассмотрев
наиболее значимые параметры преступной
девиантности, а также механизм их
формирования, и тем самым более
детально охарактеризовав сущность
и границы рассматриваемого явления,
считаем необходимым более
Так, первые отечественные основополагающие работы, в частности по социологии девиантного поведения, относящиеся к середине 70-х гг., представляли собой историко-критические обзоры зарубежных исследований либо были нацелены на теоретико-методологическое осмысление сущности различных видов отклоняющегося поведения в развитии нашего общества1.
Мировая девиантология накопила столь богатый теоретический и эмпирический опыт, что анализ различных теорий, сформировавшихся в ее рамках, возможен лишь благодаря тому, что большинство из них могут быть сгруппированы в более широкие теоретические подходы.
Особую
роль в становлении девиантологии
сыграла социобиологическая теория
деструктивностиЭ.Фромма. Известный
фрейдовский физиологический
В русле
интеракционистской парадигмы была
создана концепция «
Функциональный анализ позволил рассмотреть неоднозначность оценок преступной девиации и представить ее как неотъемлемый ресурс развития общества. Проблемы оценки преступности девиаций несовершеннолетних в настоящее время являются предметом повышенного интереса мировой и отечественной криминологии, социологии, психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности.
Изучив
предложения ученых и проведя
некоторые авторские
1.2. Криминологическая
В современной России динамика кризисного развития в основном преодолена, однако, ее социальные последствия: преступность, проституция, наркомания, алкоголизм, суицид и многие другие - остаются серьезной проблемой. Особое место в этом ряду, по мнению Погосяна Л.А. , занимает деликвентное поведение молодежи, связанное с совершением действий преступного характера. Действительно, развитие молодежной деликвентности представляет особую опасность даже не потому, что несовершеннолетняя и молодежная преступность заметно возросли, а поскольку это связано с развитием «аномальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия - го есть в широком смысле связано с социальной культурой российского общества в ее проективном состоянии.
Решающая роль в механизме возникновения и формирования любых отклонений в поведении детей, в первую очередь, (т.е. лиц до 10-11 лет) и подростков (т.е. лиц в возрасте 12-14 лет), но уже в меньшей степени, не говоря уже о «старших» подростках или особенно несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте с 14-18 лет) принадлежит семье, под которой понимается, в первую очередь, отец и мать или лица их непосредственно заменяющие1.
В Уголовном кодексе РФ установлены позиции несовершеннолетнего с двух его положений в уголовно-правовых отношениях, а именно: 1) с позиции лица совершившего преступление (ст.ст. 19, 20 УК РФ и раздела 5 - Уголовная ответственность несовершеннолетних); и 2) с позиции несовершеннолетнего-жертвы, чьи общественные отношения подвергнуты посягательству (глава 20 - Преступления против семьи и несовершеннолетних). В качестве лица, несущего уголовную ответственность, в соответствии со ст. 87 УК РФ, установлено понятие несовершеннолетнего как лица, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Применительно
к несовершеннолетним, процессы и
явления современной
лиц, нуждающихся не просто в воспитании, а в перевоспитании;