Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, нами проведен краткий анализ российского опыта профилактики преступных девиаций в дореволюционные годы и первые десятилетия после Октябрьской революции.
Но не перед одной Россией вставала и до сих пор существует проблема «трудного детства». На протяжении, теперь уже можно сказать, столетий весь остальной мир также выстраивал свою систему профилактики, как преступного поведения несовершеннолетних, так и иных отклонений в их поведении. У каждого государства это складывалось по-разному. В результате долгих поисков, которые не прекращаются и по сегодняшний день, мировое сообщество получило в свое распоряжение отличающиеся по форме и содержанию, но схожие в главной цели системы профилактики преступных девиаций несовершеннолетних. И цель эта состоит в попытке смягчить для подрастающего поколения последствия происходящих в современном мире катаклизмов, создать условия для нормальной жизнедеятельности и развития.
Полицейские органы большинства зарубежных стран уделяют серьезное внимание вопросам профилактики преступности несовершеннолетних. Полиция всегда играла определенную роль в предотвращении правонарушений среди несовершеннолетних, а в настоящих условиях подобная функция приобрела особое значение. Однако еще полностью не решен вопрос о путях ее осуществления, что наглядно видно на примере Соединенных Штатов Америки.
История становления и развития специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с преступностью несовершеннолетних, тесно связана с деятельностью ИНТЕРПОЛа. Руководствуясь выводами и рекомендациями ООН по предупреждению преступности несовершеннолетних и молодежи, Генеральный секретариат ИНТЕРПОЛа в конце 60-х годов приступил к исследованию проблемы в международном масштабе. Генеральная Ассамблея ИНТЕРПОЛа на 36-й сессии (Киото, 1967 г.), 37-й сессии (Тегеран, 1968 г.), 39-й сессии (Брюссель, 1970 г.) ставит вопрос о необходимости изучения состояния молодежной преступности и мер противодействия ей в странах, входящих в систему международной уголовной полиции.
В то
же время в некоторых государствах
были созданы самостоятельные
Почти в каждой стране к основным обязанностям полиции относится правовая пропаганда среди несовершеннолетних. Сотрудники полиции посещают школы, а иногда и учебные заведения по подготовке преподавательского состава для проведения специальных занятий. В ряде государств организуемые полицейскими занятия являются составной частью школьной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение преступного поведения (в частности, вандализма и мелких хищений из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи.
Но усилий отдельных стран в нелегком, но столь необходимом деле профилактики детских девиаций, в наш век было бы явно недостаточно. Поэтому 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка1.
Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Определяя весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государства за их соблюдение, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.1.
Сегодняшние дети - это интеллектуальный, культурный, экономический потенциал нашего общества. От того, как государство заботится о здоровье, образовании, воспитании подрастающего поколения, зависит развитие ценностей демократического общества и будущее страны. Нельзя забывать о том, что впоследствии, став взрослыми, молодые люди будут передавать демократические идеи и свойственные им нравственно-правовые нормы следующему поколению.
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
Профилактика преступной девиантности представляет собой сферу правового управления, содержанием которой в первую очередь является целенаправленное устранение причин и условий преступных девиаций. Вместе с тем данное направление, представляя собой наиболее гуманное средство обеспечения безопасности граждан и общества, нацелено не только на нейтрализацию и минимизацию негативных обстоятельств жизни общества, но и на стимулирование позитивных социально-правовых процессов. Такой подход позволяет решать многие задачи путем использования в первую очередь правовых мероприятий, реализуемых государством с целью последовательного улучшения условий жизни населения.
Нормы, регулирующие права и интересы несовершеннолетних, нашли свое отражение в ряде международных актов, и в том числе в Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»)23.
В указанных актах содержатся основополагающие положения, направленные на обеспечение особых прав и интересов подрастающего поколения. В Преамбуле Декларации прав ребенка 1959 г. подчеркивается, что «при решении проблем детства надо принимать во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».
По нашему мнению, отсутствие закона
«О статусе несовершеннолетних»
влечет несостоятельность в
В различных отраслях права: уголовном, административном, гражданском, семейном - содержатся нормы, лишь частично определяющие понятие несовершеннолетнего и регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.
В административном праве эта группа
специальных субъектов
Вышеизложенное позволяет
Конституция РФ 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства реализуются через его политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7).
Основываясь на анализе существующей правовой базы, нацеленной на реализацию задач государственной политики в интересах детей в РФ, можно выделить такие направления данной политики, как:
Реализация поставленной цели, которая сегодня, без сомнения, имеет огромное общесоциальное значение, обеспечивается посредством:
а) защиты прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;
б) ослабления негативных последствий сиротства;
в) обеспечения гарантий прав детей с аномалиями развития на особую заботу государства;
г) создания сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации и несовершеннолетних правонарушителей;
д) оказания «скорой» помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;
е) совершенствования подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.
Как отмечалось нами ранее, одним из приоритетных направлений реализации гарантированных прав ребенка в Российской Федерации являются поддержка и защита семьи. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. провозглашает: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих средств к существованию»24.
Следует обратить внимание на то, что основы деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной политики закреплены в ст. 71 Конституции РФ, которая гласит, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В этой связи на практике сложились неоднозначные подходы к нормативному закреплению направлений государственной политики в субъектах Российской Федерации: одни субъекты объединяют вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства (или семьи, материнства и детства) в едином нормативном акте; другие - принимают отдельные законы соответствующего назначения. В то же время неоднозначны и теоретические подходы к решению данной проблемы. Некоторые специалисты указывают на целесообразность «укрупненного» решения проблемы охраны детства, другие считают, что объединение разных объектов охраны в одном законодательном акте «размывает» границы между этими объектами, и соответственно необходимы отдельные законы для каждого из них25.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ныне действующие правовые акты не содержат четкого определения компетенции органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. В то же время устанавливается право этих органов осуществлять контроль за деятельностью расположенных на их территории органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Важно отметить, что, несмотря на значимость данного направления социальной политики, к настоящему моменту в России пока отсутствует единый нормативно-правовой акт, закрепляющий ее основы. Поэтому о ее главных задачах можно судить лишь по тому комплексу мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления, который предусмотрен Президентской программой «Молодежь России»26.
В частности, в данной Программе указывается на необходимость:
а) формирования условий для гражданского становления, духовно- нравственного и патриотического воспитания молодежи, решения проблемы образования и воспитания;
б) решения социально-экономических проблем молодежи (жилищная проблема и вопросы занятости, поддержка молодой семьи, содействие молодежному предпринимательству);
в) интеллектуального и физического развития молодежи;
г) социальной поддержки и защиты молодежи.
К сожалению, до сих пор проблема профилактики преступной девиантности рассматривается через призму решения проблем борьбы с самой преступностью. Принятие в России ряда федеральных законов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних как крайней формы девиаций фрагментарно, урывками и наскоками без предшествующей концептуальной проработки привело к тому, что их «базисные» положения носят сугубо рамочный характер. Вместе с тем еще в доперестроечный период известные ученые призывали стимулировать выделение правового регулирования профилактики преступлений в самостоятельную отрасль права27, а также указывали на то, что профилактика на общесоциальном уровне должна быть предельно ранней, поскольку в процессе ее осуществления прерывается не генезис преступного поведения, а устраняется сама возможность его появления28.
Следует отметить, что все элементы системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (ее меры, уровни, формы и виды) выстраиваются в стройную систему лишь применительно к деятельности государственных органов - субъектов, призванных заниматься данной проблемой.
Исчерпывающий перечень субъектов профилактики дан в Законе о профилактике. К их числу законодателем отнесены: