Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт).
Настоящий период российской истории можно назвать периодом осмысления пройденного и подведения итогов. Переживая последствия не всегда удачных преобразований, мы подчас, проходим все те этапы кризисного развития, которые имели место на более ранних этапах развития нашего общества. Поэтому обращение к историко-правовому анализу, учет накопленного позитивного опыта и допущенных в прошлом ошибок становится необходимым условием решения наиболее острых социальных проблем.
Анализ
предшествовавшего опыта
Говоря об истоках решения проблемы профилактики преступных девиаций несовершеннолетних, необходимо отметить, что они имеют давнюю историю и первые попытки исправления несовершеннолетних и малолетних преступников в России относятся к эпохе Екатерины II, когда были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. Во времена Александра II при тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу. Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Яковом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей.
В 1839 г. под Ригой было открыто заведение для нравственно испорченных и нищенствующих, но не совершивших преступлений детей. В этом же году Петербургский смирительный дом был преобразован в исправительное заведение для совместного содержания преступных и порочных детей.
Воспитательное
заведение для нравственно
Вторая половина XIX в. в России характеризовалась формированием новых капиталистических отношений. Усилилось классовое расслоение общества, появилось много бесприютных детей.
Существенные коррективы в деятельность исправительных учреждений для несовершеннолетних внес принятый 20 мая 1892 г. Закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». В соответствии со ст. 6 Закон определял возможность водворения несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления, вместо тюрем в приюты в тех местах, где таковые учреждались. При этом определялось, что эти лица должны были находиться в приютах до исправления, но не более достижения ими 18-летпего возраста.
На деятельность исправительных заведений, определенным образом, повлияли законы от 2 и 8 февраля 1893 г.17 Так, Закон от 2 февраля «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» предоставлял право начальству исправительных заведений помещать условно освобождаемых воспитанников, не достигших 18-летнего возраста, для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы. Выпускаемых по истечении срока воспитанников можно было, с их согласия, на основе договора, заключенного от их имени, отдавать к мастерам или в промышленные заведения до достижения ими совершеннолетия.
Одним из самых заметных законодательных актов XIX в. по проблемам преступности несовершеннолетних явился Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», принятый 2 июня 1897 г.. Отличительной его особенностью являлось то, что он определял в качестве основной функции наказания в отношении несовершеннолетних - воспитательную. Закон вводил новый порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних, не имевший аналогов ни в российской, ни в мировой юстиции. Он отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте от 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и другие. Несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно с взрослыми. Таким образом, усиливалась воспитательная функция наказания.
Следующим этапом в развитии законодательства о несовершеннолетних было Уголовное Уложение 1903 г., которым впервые в законодательном порядке определялся характер заведений для несовершеннолетних, называя их воспитательно-исправительными.
19 апреля
1909г. был утвержден Закон «О
воспитательно-исправительных
Таким образом, анализ правовых основ предупреждения преступности и перевоспитания несовершеннолетних в дореволюционной России свидетельствует о целенаправленной политике государства в этом вопросе. Идеи гуманизма, обоснованные и развитые российской наукой уголовного права, нашедшие свое отражение в соответствующих нормативных актах, способствовали формированию правовых основ деятельности правоохранительных органов и специальных заведений по профилактике преступности и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей в России.
Интересным и важным аспектом профилактики преступной девиантности несовершеннолетних в дореволюционной России явилось развитие педагогической мысли. Главными средствами предупреждения разного рода нравственных отклонений и правонарушений российская педагогика признавала воспитание и перевоспитание. Не случайно, первыми директорами исправительных заведений стали такие видные педагоги, как Н.В. Рукавишников, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, которые на практике могли применять самые передовые методы воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей1. Освещение проблем девиантного поведения и его предупреждения с медико- педагогических позиций рассматривается в работах В.П.Кащенко19, считающегося основателем в нашей стране нового направления - лечебной педагогики.
В настоящее время в стране намечены и реализуются кардинально новые подходы к решению наиболее острых социальных задач, к устранению всего, что мешает движению нашего общества вперед. В этих условиях требуется вновь взвесить все то, что сделано, а также определить, что необходимо сделать, чтобы найти правильные пути реализации задачи последовательного сокращения правонарушений несовершеннолетних.
Затянувшаяся
война согнала с места
Правовой основой для начала организационной перестройки деятельности по охране детства послужил опубликованный 31 декабря 1917 г. Декрет по Комиссариату государственного призрения «Об организации коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества». Несколько позже, 31 января (13 февраля) 1918 г., в его развитие было принято постановление «Об организации комиссии по охране младенчества», по которому все большие и малые учреждения Комиссариата государственного призрения «от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей сливались в одну государственную организацию, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждениями, обслуживающими беременность и материнство, продолжать выполнение одной общей государственной задачи - воспитания сильных духовно и физически граждан»21.
Декретом СНК от 9 марта 1920 г. охрана материнства и детства была передана Наркомату здравоохранения. Со временем распределение между Наркоматами социального обеспечения, здравоохранения, просвещения функций, имеющих отношение к мероприятиям по охране детства, было определено более четко. Так, в Положении об управлении делами охраны здоровья детей говорилось, что «вся забота о подрастающем поколении в смысле социального воспитания его лежит на Наркомпросе. Забота об охране здоровья детей в младенческом, дошкольном и школьном возрасте и физическое воспитание детей составляет обязанность Наркомздрава».
Таким образом, именно в эти годы был заложен переход от преимущественно благотворительной деятельности по охране материнства и детства к созданию государственной системы помощи матери и ребенку. Особенностями этой системы, имевшими в дальнейшем и существенно негативные последствия, явились чрезмерный государственный и ведомственный централизм, отягощенный бюрократическими подходами к решению острых социальных проблем, а также ведомственная раздробленность и рассогласованность процесса воспитания подрастающего поколения. Однако понимание определенной ущербности такого подхода в значительной мере определилось в науке, да и на практике только сейчас1.
В целях улучшения условий воспитания несовершеннолетних 1 апреля 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», которое определило порядок передачи на воспитание в семьи трудящихся детей-сирот, а так^ке детей- воспитанников детских домов и домов младенца в возрасте от 5 месяцев до 14 лет.
Значительные социальные меры несколько раньше были определены специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», предусматривавшим дополнительную государственную помощь детям.
Семейный кодекс 1918 г. не содержал правил, предусматривающих усыновление. Поэтому 1 марта 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния брачном, семейном и опекунском праве», разрешающий усыновление. Причем опекунское учреждение могло отсрочить разрешение просьбы об усыновлении на время до шести месяцев, пока ребенок не привыкнет к будущим приемным родителям.
В последующие годы правовое регулирование брачно-семейных отношений существенным переменам не подвергалось. Совершенствовалась лишь практика применения конкретных норм брачно-семейного права, важным дополнением которого стало Положение об органах опеки и попечительства, утвержденное постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июня 1928 г. Статья 10 (б) этого Положения обязывала учреждать опеку (попечительство) над несовершеннолетними не позже, чем в семидневный срок после смерти родителей.
В начале 20-х годов XX века произошли
изменения в уголовном
Анализируя развитие и неоднократное изменение законодательства в России на первом этапе формирования системы профилактики преступности несовершеннолетних (1917 - 1934 гг.), констатируем, что в нем главенствующую роль занимали скорее воспитательные и профилактические меры, подкрепленные организационно, нежели карательные. Хотя в ряде случаев оставалась практика осуждения несовершеннолетних общими судами и их тюремное заключение.
Вторая половина 20-х годов внесла в законодательство определенные перемены, преимущественно негативного характера. В их основе лежало множество научно необоснованных выводов: - о неизбежности обострения классовой борьбы в период укрепления социализма, - о несовместимости социализма и преступности несовершеннолетних, - об оправданности приоритета медико - педагогических мер над репрессивными лишь для ликвидации массовой преступности несовершеннолетних. Но при этом игнорировалось, что значительная часть этой преступности носит вынужденный характер.
К середине
30-х годов усилились
Основной
причиной отсутствия позитивных сдвигов
в борьбе с детской беспризорностью
и преступностью
Таким образом, в первые годы советской власти в труднейших условиях гражданской войны и восстановительного периода была создана как сеть социального воспитания, так и взаимодействующая с ней сеть специальных органов по предупреждению беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.