Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать понятие, основания и формы реализации уголовной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) определить различные теории (концепции) уголовной ответственности;
2) дать понятие уголовной ответственности и указать, что является основанием уголовной ответственности;
3) рассмотреть существующие формы реализации уголовной ответственности.
Введение……………….……………………….……………....................................4
1. Развитие взглядов на понятие уголовной ответственности……….……...…...6
2. Понятие уголовной ответственности по законодательству Республики Беларусь……………………………………………………..………………........ ...11
2.1. Сущность уголовной ответственности………………... ..…………......11
2.2. Судимость как основание уголовной ответственности…………..…...15
3. Формы реализации уголовной ответственности……………………………....22
3.1. Осуждение с применением назначенного наказания…………………22
3.2. Осуждение с отсрочкой исполнения назначенного наказания………..25
3.3. Осуждение с условным неприменением назначенного наказания……28
3.4. Осуждение без назначения наказания…………………………...........31
3.5. Осуждение с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера……………………...………...33
Заключение…..…………………………………………………………….…….…36
Список использованных источников…………....………
1) совершенно преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершено менее тяжкое преступление;
2) в процессе судебного рассмотрения будет установлено, что исправление несовершеннолетнего возможно без применения уголовного наказания.
В соответствии с ч.1 ст. 117 УК суд может назначить следующие принудительные меры воспитательного характера:
1) предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом;
2) возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;
3) возложение на
4) ограничение свободы
досуга несовершеннолетнего на
срок от одного до шести
месяцев, заключающееся в
5) помещение несовершеннолетнего
на срок до двух лет, но
не долее чем до достижения
им восемнадцатилетнего
Несовершеннолетний, осужденный
с применением принудительных мер
воспитательного характера, находиться
в состоянии судимости в
В случае злостного уклонения несовершеннолетнего в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера суд по представлению органа, ведающего ее исполнением, может заменить данную меру на более строгую, предусмотренную ч.2 ст.117 УК [6, ч.5 ст.117].
Понятие злостного уклонения от исполнения принудительной меры воспитательного характера в законе не установлено. Однако из положений, предусмотренных в ч.2 и 3 ст.185 УИК, вытекает, что злостным уклонением признаются следующие нарушения, совершенные после объявления несовершеннолетнему в письменной форме выговора:
1) нарушения лицом общественного порядка, учебной и трудовой дисциплины;
2) невыполнение обязанности в установленный срок возместить или устранить причиненный ущерб;
3) несоблюдение определенного порядка использования свободного времени или нарушение установленных запретов;
4) побег из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения [18, ч.2 и 3 ст.185].
Если подобные нарушения совершаются
после объявления выговора в письменной
форме, инспекция по делам несовершеннолетних
может направить в суд
Неприменение к
Изучив данный раздел можно сделать следующие выводы:
1) осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера является дополнительной, применяемой только к несовершеннолетним формой реализации уголовной ответственности;
2) принудительное воздействие на поведение несовершеннолетнего, оказывая воспитательное влияние на него, одновременно оказывает и карательное воздействие, заставляя его тем самым становиться законопослушным гражданином. Однако характер данного воздействия не столь интенсивен, как в результате применения к несовершеннолетнему уголовного наказания;
3)применение принудительных воспитательных мер может быть осуществлено только судом и при постановлении обвинительного приговора.
Заключение
Рассмотренная в курсовой работе тема уголовная ответственность и формы её реализации является не новой, но довольно актуальной на сегодняшний день.
Уголовная ответственность, исходя из Уголовного Кодекс, выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности. Следует отметить, что:
1) уголовную ответственность нельзя отождествлять с наказанием, поскольку наказание является лишь одной из форм реализации уголовной ответственности. В подобном случае наказание – лишь составная часть уголовной ответственности. Ответственность возникает значительно раньше наказания, а заканчивается значительно позже;
2) уголовную ответственность нельзя определять как отрицательную оценку преступного поведения лица. Последняя представляет собой акт осуждения, который является общим условием для всех форм реализации уголовной ответственности, но не исчерпывает её сути;
3) уголовную ответственность можно признать разновидностью уголовного правоотношения, поскольку она возникает в связи с совершением преступления, а также включает в себе все необходимые элементы правоотношения.
Уголовная ответственность,
как и любая правовая ответственность,
является одним из средств обеспечения
правомерного поведения граждан, принуждения
их к соблюдению требований правовых
норм. Сущность этого средства состоит
в применении наказания или иных
мер за нарушение уголовно-правового
запрета. Однако как правовое понятие
уголовная ответственность
Основанием уголовной ответственности является совершение преступления, т. е. это то, за что устанавливается и применяется уголовная ответственность. Сама же уголовная ответственность является правовым последствием возникшего основания.
Условиями уголовной ответственности являются обстоятельства, с которыми закон связывает возможность применения уголовной ответственности при наличии её основания. Такими условиями являются возраст и вменяемость лица, совершившего преступление. Условия сами по себе не предопределяют применение уголовной ответственности и вне основания уголовной ответственности являются юридически нейтральными. Своё правовое значение условия приобретают только в связи с совершением деяния, содержащего признаки преступления. При отсутствии основания или любого из условий либо нескольких из них осуждения и применение наказания или иных мер уголовной ответственности исключается.
Одним из основоопределяющих элементов уголовной ответственности является судимость.
Судимость – это правовое состояние осужденного, заключающееся в возможности применения к нему наказания либо иных мер уголовной ответственности, а также профилактического или превентивного надзора.
Цели уголовной ответственности – результат, который стремится достичь государство, применяя к лицу, признанному виновным в совершении преступления, меры уголовно-правового принуждения. От того, какие будут поставлены цели перед уголовной ответственностью, зависят подходы государства к борьбе с преступностью, выбор степени строгости мер, применяемых по отношению к преступникам.
Уголовная ответственность является одним из видов юридической ответственности и обладает всеми присущими ей признаками. Особенности уголовной ответственности обусловлены тем, что она является самым строгим видом государственного принуждения. Меры уголовной ответственности являются наиболее строгими по сравнению с мерами воздействия, применяемыми за совершение административных и иных нарушений. Только уголовной ответственности присущ такой её вид, как наказание.
Наказание – основная форма реализации уголовной ответственности. В теории уголовного права предусматриваются следующие меры уголовной ответственности:
1) осуждение с применением назначенного наказания;
2) осуждение с отсрочкой исполнения
назначенного наказания;
3) осуждение с условным неприменением
назначенного наказания;
4) осуждение без назначения наказания;
5) осуждение с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера.
Статьи Особенной часть
УК предусматривают широкие
Список использованных источников
1) Ребане И. К постановке вопроса об основании уголовной ответственности – Талинн, 1956. – 159 с.
2) Юридический словарь. / Гл. ред. П. И. Кудрявцев. – М.:Госюриздат, 1953-1956. – Т.1. – 1953. – 784 с.
3) Чистяков А. А. Уголовная ответственность и механизм формирования ее основания – М., 2003. – 126 с.
4) Шаргородский М. Д. Детерминизм и ответственность // Правоведение. – 1968. – №1.
5) Назаренко Г. В. Уголовное право. Общая часть: учебник / Г. В. Назаренко. – М, 2005.
6) Борщев Ю. А. Уголовное право. Общая часть: курс интенсивной подготовки – Минск: Тетра Системс, 2008. – 336 с.
7) Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст по состоянию на 1 марта 2011 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011. – 304 с.
8) Самощенко И. С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству – М, 1971.
9) Брайнин Я. М. Уголовная ответственность и ее основания в советском уголовном праве. – М., 1963.
10) Кругликов Л. Л., Васильевский А. В. Дифференциация уголовной ответственности – СПб., 2003.
11) Багрий-Шахматов Л. В. Уголовная ответственность и наказание. – 7 с.
14)Костарева Т. А. Дифференциация уголовной ответственности // Журнал российского права. – 1998. – №9.
15)Кругликов Л. Л., Васильевский А. В. Дифференциация ответственности в уголовном праве – СПб. – 2003. – 62-70 с.
16) Саркисова Э. А. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие – Минск.: Тесей, 2005. – 592 с.
17) Мичулис Э. Ф., Шарданов А. А., Яцута И.С. Уголовное право. Общая часть. В определениях и схемах: учебное пособие: под общ. ред. Э. Ф. Мичулиса. – Минск: Тесей, 2007. – 224 с.
18)Уголовный кодекс БССР: принят четвертой сессией Верховного Совета Республики Беларусь пятого созыва 29 декабря 1960 г.: Введен в действие с 1 апреля 1961 г.: (с изм. и доп. по сост. на 1 мая 1994 г.). – Минск. РЕП-РИНТ, 1994. – 208 с.
19)Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 14 декабря 1999 г.: одобр. Советом Респулики 22 декабря 1999г.: текст Кодекса по сост. на 1декабря 2002г. – Минск: Амалфей, 2003. – 191 с.
20) Бабий Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник. – Минск.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 663 с.
21) Научно-практический
22) Саркисова Э. А. Судимость: понятие и правовое значение // Юстиция Беларуси. – 2005. – №9. – 44-45 с.
23) Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 1999.
24)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по сост. на 15 сентября 2004г. – Минск: Амалфей, 2004. – 381 с.
25) Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – Минск.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
26) Хомич В. М. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник. – М.
27) Саркисова Э. А. Уголовно-правовой аспект ювенальной юстиции: проблемы и пути их решения // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республики Беларусь: сб. ст. и материалов / под общ. ред. Г. М. Леоновой. – Мн., 2004. – 80-100 с.
28) Постановление Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. № 3 « О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
Информация о работе Формы реализации уголовной ответственности