Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Введение.
Глава 1. Экологическая ответственность.
1.1. Понятие и виды экологической ответственности.
1.2. Экологические преступления.
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
1.4. Ответственность за экологические преступления
Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.
Заключение.
Список литература.
В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических
преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше.
В новом
УК число норм о преступлениях,
органов внутренних дел.
Понятие экономического и экологического вреда. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток. Применительно к экологическому праву, регулирующему общественные отношения, возникающие при причинении вреда природной среде, вред может быть выражен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде, а именно в виде ущерба — уничтожения лесных массивов, видов диких животных, птиц, выведения из хозяйственного оборота земли вследствие загрязнения и прочих убытков — расходов на восстановление нарушенных природных комплексов, отдельных видов природных объектов
Спецификой экологических правонарушений является то, что при их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так и экономическую ценность. Нередко при этом экологический вред обусловлен в определенной степени и экономическим (имущественным) вредом (ущербом). Так, экономический вред может быть весьма существенным от гибели природных ресурсов — леса (товарной лесной продукции), рыбы (рыбной продукции), земли (снижение урожая сельскохозяйственных культур, поголовья животных и др.). При нарушении правил пожарной безопасности в лесах, если следствием этого стала гибель леса, экономический вред включает в себя стоимость уничтоженной при пожаре товарной древесины, различных строений и сооружений, затраты на ликвидацию последствий пожара, расходы по возмещению ущерба, причиненного организациям и гражданам.
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя , причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, можно классифицировать следующим образом.
Недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с общей теорией
права экологическое
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Казахстана или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
В соответствии с действующим
Для объективной стороны
а) противоправность поведения;
б) причинение или реальная
угроза причинения экологического вреда,
либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов
в) причинная связь между противоправным
поведением и нанесенным экологическим вредом
или реальной угрозой причинения такого
вреда, либо нарушением иных законных
прав и интересов субъектов
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РК вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.
В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место без виновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
1.4. Ответственность за экологические преступления
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды, являются Закон РК от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды в Республике Казахстан», Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997г., а также некоторые Постановления Правительства РК.
К основным органам, осуществляющим надзор за исполнением экологического законодательства, относятся:
1. Министерство природных
2. Агентство РК по чрезвычайным
ситуациям (надзор за
3. Природоохранная прокуратура.
4. Государственная инспекция
Охрана окружающей среды является многоаспектным вопросом, суть которого заключена в гармоничном взаимодействии природы и человека, улучшении качества окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, посредством мер общественного и государственного воздействия.
Однако многоаспектность данного вопроса вытекает не только из понятия «охрана окружающей среды», а также из понятия «окружающая среда», которое составляет совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их совокупности.
В целях более эффективной охраны окружающей среды в Казахстане введена разрешительная система на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий и применяемой технологии. Разрешение на загрязнение окружающей среды выдается Комитетом по охране окружающей среды.
Разрешение оформляется в центральном
Во всех остальных случаях разрешение оформляется территориальным управлением. Разрешение выдается сроком на один год, к которому также составляются приложения, где указаны виды загрязнения, их количество и концентрация ингредиентов загрязняющих веществ.
Помимо этого, дополнительно для компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, требуется разрешение на сжигание попутного газа.
Из-за активного развития промышленного, сырьевого, нефтегазового и других секторов экономики актуальность темы охраны окружающей среды именно через государственный механизм становится наиболее актуальной, что отразилось в законодательстве о гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. К примеру, количество статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, составляет 66.3 А в уголовном законодательстве предусмотрено 18 статей за экологические преступления. Также в случае нарушения законодательства об охране окружающей среды взимается штраф в гражданско-правовом порядке за причиненный ущерб определенному объекту природной среды.
Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
Конституция Республики Казахстан 1993 г. в ст. 42 законодательно
определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Закон РК 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят
регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел 2, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.