Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение.


Глава 1. Экологическая ответственность.

1.1. Понятие и виды экологической ответственности.
1.2. Экологические преступления.
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
1.4. Ответственность за экологические преступления



Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии


2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

Заключение.

Список литература.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Науки Республики Казахстан Гуманитарный.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

      Кроме того, прокуроры обязаны принимать  меры к обеспечению  возмещения материального   ущерба,   причиненного   нарушениями   природоохранительного законодательства. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре РК,  прокурор  вправе предъявлять и поддерживать в суде  или  арбитражном  суде  иск  в  интересах пострадавших.  В  последние  годы  число  таких  актов  имеют  тенденцию   к росту.

      Вместе  с тем нельзя  не  заметить,  что,  предъявляя  иски  в   суды  и

арбитражные суды, прокуроры  нередко  тем  самым  подменяют  другие  органы. Подавляющее  число  исков,  если  это  не  связано  с  рассмотрением  судами уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными  на  то органами: комитетами по охране природы, органами  здравоохранения,  местными органами  власти  и  другими.  Прокурорам  же  надлежит   предъявлять   иски преимущественно в случаях, когда это по  какой-то  причине  не  в  состоянии сделать  заинтересованные  органы.  Они   должны   всячески   способствовать активизации и совершенствованию работы по  возмещению  материального  ущерба

этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные  ими  иски  в судах и арбитражных судах.

      Однако  следует  иметь  в  виду,  что  в  соответствии  с   Арбитражным

процессуальным кодексом РК, исковое заявление в Высший  Арбитражный  суд  РК вправе направить только Генеральный прокурор РК или  его  заместитель,  а  в арбитражный  суд  субъекта  Республики Казахстан —  также   прокурор   или заместитель прокурора субъекта РК и приравненные  к  ним  прокуроры  или  их заместители  (ст.  41).  Это означает,  что  районные   и   межрайонные прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области.  В результате  данная  оговорка  в   законе   несколько   осложняет   положение межрайонных   природоохранных   прокуратур.   К   примеру,   природоохранные прокуратуры Уральска, расположенные по всей территории, где протекает  Урал и  втекающие  в  нее  другие  реки,  должны  направлять  все  материалы  для

предъявления исков в  арбитражный  суд  своей  области  сначала  в  Уральскую природоохранную прокуратуру, приравненную к областной.

      Ко  всему   прочему  прокуроры   обязаны   осуществлять   контроль   за

реализацией  (исполнением)  внесенных  ими  актов   прокурорского   надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно  и в  полном  объеме.  При  необходимости  им  следует  проводить   контрольные проверки    фактического    устранения    нарушений    природоохранительного законодательства.

      Законом  о прокуратуре РК предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.

      В настоящее   время  эта  проблема  решается  следующим  образом.  Если

требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не  выполняются,  им ставится   вопрос   о   привлечении   виновных    к    дисциплинарной    или административной ответственности.

      К задачам  органов  прокуратуры  следует   также  отнести  необходимость

широкого  разъяснения  ими   природоохранительного   законодательства.   Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.

      Наиболее  активной  реакции  органов   прокуратуры  в  настоящее   время

требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют  аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов  и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.

      Особой   задачей   прокуратуры   является   систематическая   проверка

исполнения  законодательства  об  экологических  фондах,  поскольку  имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они,  как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

      Исключительно   важной   задачей   прокуратуры   является   надзор   за

исполнением международных  обязательств, принятых в целях решения  глобальных экологических  проблем.  Генеральная  прокуратура  РК   в   пределах   своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре  РК  прямые связи  с  соответствующими  органами  других государств  и   международными организациями,  сотрудничает  с  ними,  заключает  соглашения  по   вопросам правовой  помощи  и  борьбы  с   преступностью,   участвует   в   разработке международных   договоров,   в   т.ч.   и    по    вопросам    экологической безопасности.

      Решение   всех  перечисленных  выше  задач  было  бы   невозможно   без

постоянного   совершенствования   работы   по    руководству    нижестоящими прокурорами.  Генеральный  прокурор  РК  обязывает  вышестоящих   прокуроров оказывать практическую помощь городским  и  иным  прокурорам  в  организации надзора за исполнением законов об охране природы.

      Проверки  исполнения  законов  проводятся,  как  сказано  в  Законе  о

прокуратуре РК, на основании поступившей в органы прокуратуры  информации  о фактах  нарушения  закона,  требующих принятия  мер   прокурором.  Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах,  событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

      За   последние   годы  Генеральной   прокуратурой   РК   с   Участием

природоохранных  и  территориальных  прокуроров  были   проведены   проверки исполнения  законодательства,  направленного на  обезвреживание   токсичных отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных  веществ; незаконного  вывоза  биологических  ресурсов за   рубеж;   охрану   морской экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного,  земельного законодательства, режима особо  охраняемых  территорий,  законодательства  о недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по  другим экологическим   вопросам.    По    результатам    вносились    представления руководителям министерствам и ведомств, информации Президенту  РК, Правительству  РК,  в Республиканское  Собрание  РК  с постановкой конкретных вопросов  об  усилении   контроля   за   соблюдением   природоохранительного законодательства,  устранении   противоречий   в   законах,   о   разработке

законодательных  актов,   усиливающих   ответственность   за   экологические правонарушения.

      Все чаще  прокуроры стали направлять в  суды и  арбитражные  суды  иски, связанные с загрязнением рек стоками с городских  свалок,  сбросами  сточных вод  с  превышением  предельно  допустимых  концентраций  вредных   веществ; незаконной  (самовольной)  порубкой  леса,  нарушением  правил  рыболовства, санитарных правил  в  лесах  и  т.д.  Стали  весьма  распространенными  иски прокуроров  о  признании  недействительными  актов  органов  местной  власти управления. Главы администрации, случается, открыто  нарушают  экологическое законодательство.  Например,  в  г.  Атырау   было   принято   незаконное постановление: "О закреплении охотничьих угодий  за  обществом  охотников  и рыболовов"   (в   местах,   которыми   не   вправе   распоряжаться   местная администрация).

      Органами  прокуратуры  только  в  1994  г.  выявлено  13587  нарушений

природоохранительного законодательства, отменено  2112  незаконных  правовых актов, принятых органами власти субъектов Республики Казахстан.  Наиболее  характерными экологическими нарушениями являются:

      — выдача  разрешений на  размещение  экологически  опасных  объектов  в запретных зонах;

      — изъятие  особо охраняемых природных территорий и лесов первой  группы под застройку;

      — необоснованное  освобождение от платы за загрязнение  природной среды;

      — выдача  незаконных разрешений на эксплуатацию  природных ресурсов;

      — использование  денежных средств  экологических   фондов  на  цели,  не

связанные с охраной природы;

      —  присвоение  функций  и  компетенции  федеральных органов органами субъектов Республики Казахстан.

      К сожалению,  не всегда еще  по  материалам  прокурорских  проверок  по

сведениям, поступающим из  контролирующих  органов,  при  наличии  признаков преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того,  в случае  отказа  в возбуждении уголовного дела нередко  не  оповещаются  органы  экологического контроля для привлечения нарушителей природоохранительного  законодательства к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными.

      В  рамках  единой  системы  органов   прокуратуры   России   наряду   с

территориальными     прокуратурами,      сложились      и      функционируют

специализированные природоохранные  прокуратуры.

      Начало  создания системы природоохранных  прокуратур относится к периоду 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический  кризис  и  Чернобыльская трагедия   вынудили   государство   усилить    контроль    за    исполнением природоохранительного    законодательства.   Были    приняты     меры     к совершенствованию  прокурорского  надзора  в экологически   неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников,  создана Каспийская  бассейновая  прокуратура  (на   правах   областной),   а   также межрайонные   прокуратуры.

      Создание  и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на  этапе их становления, сопровождалось  определенными  сложностями организационного порядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью. Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не  менее,  десятилетний  опыт показал жизнеспособность и более  высокую  результативность  природоохранных прокуратур   в   сравнении    с    аналогичной    надзорной    деятельностью территориальных прокуратур.

      Образование  специализированных надзорных  структур  в  сфере  экологии позволило обеспечить:

      — заметную  самостоятельность и  независимость  прокуроров  от  местной власти и ведомственного влияния в принятии решений  по  вопросам  исполнения природоохранительного законодательства;

      —  большую   координацию  и  согласованность   следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;

      —  усиление  взаимодействия  с  п8риродоохранными  и   контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

      — повышение  компетентности и качества прокурорского  надзора  за  счет целенаправленной специализации кадров.

      Активность  реагирования  специализированных  прокуратур  на  нарушения природоохранительного законодательства по  всем  учитываемым  статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз  выше,  чем у территориальных прокурату

Заключение.

 

      В заключении  можно отметить, что с каждым  годом  число  экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше  влияют  на состояние общественной безопасности,  в  ряде  регионов  выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления  причиняют  вред  не только  экономике  страны,  но  и  подрывают   сами   биологические   основы существования человека.

      Всё это  диктует необходимость наращивать усилия всех  государственных, в  том  числе  и  правоохранительных  органов,  в охране  и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика  свидетельствует о  том,  что  только  силами  природоохранных   и   контролирующих   органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

      Эти  органы  снизу  доверху  замыкаются  на   исполнительную   власть,

принимающую окончательные экономические и экологические  решения.  В  силу зависимого положения они  часто  вынуждены  идти  на  компромиссы,  потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная  позиция  отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В  самих  этих  органах  в последнее время происходит процесс коммерциализации,  сращивания  с  теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

      В  сложившихся   экстремальных  условиях  с   охраной   природы   крайне

негативно  следует  расценивать  любые  шаги,  направленные  на   ослабление прокурорского   надзора   в   сфере   экологии.   Обобщение   опыта   работы природоохранных  прокуратур  позволяет   сделать   вывод   о   необходимости дальнейшего     совершенствования      их      деятельности,      укреплении высококвалифицированными кадрами,  владеющими  экологическими,  правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

      Сегодня,  как  никогда  раньше,  необходимы:   укрепление   авторитета

природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ  деятельности и взаимодействия их с территориальными  прокуратурами  и  другими  право -  и природоохранными и  контролирующими  органами  в сфере экологии;  активное участие  природоохранных  прокуратур  в  законопроектной  работе  в  области экологии.

      Надзор  природоохранных прокуратур необходимо распространить  также  на исполнение  международных  договоров  России в области охраны  окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и  имеющих  прямое действие, без внесения соответствующих изменений и  дополнений  взаконы  и другие нормативно-правовые акты.

      Осуществление  наиболее эффективного надзора  за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование,  охрану  окружающей  природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких  сотен  законов  и

указов  нормативного  характера   Президента   РК,   оказание   прокуратурой

действенной помощи  различным  ветвям  власти  в их  деятельности  в сфере экологии    представляются     возможными     только специализированными природоохранными прокуратурами.

      Именно эти прокуратуры могут наиболее  квалифицированно  надзирать  за исполнением экологических требований законодательства в пределах  территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной  собственности, за  соответствием  федеральным  законам   подзаконных   нормативных   актов, издаваемых  в  сфере  экологии,  соблюдением законодательства  по  вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и  гражданина  и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

      Совершенствуя   сеть  природоохранных  прокуратур,  следовало   бы   не

ограничиваться какой-либо одной моделью их  организации.  В  зависимости  от сложности  решаемых  задач,  объема  надзорной  работы  в   сфере   экологии одновременно могли бы функционировать несколько  моделей  специализированных природоохранных прокуратур.

Информация о работе Экологические преступления