Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предопределена разными
обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти

Файлы: 1 файл

курсовик Виталик.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Библиография………………………………………………………………………45

 

 

                                           

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против       государственной       власти,       интересов государственной      службы      и      службы      в      органах     местного самоуправления предопределена разными

обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти. Для сегодняшней России данное суждение приобрело особое звучание и значимость, поскольку целый ряд проводимых в стране преобразований, широкое распространение как «низовой», так и элитарной коррупции привели к кризису легитимной власти: пошатнули ее авторитет, вызвали у населения недоверие к ней, подорвали веру в возможность добиться справедливости законными средствами, что обусловило появление «альтернативной» власти криминальных образований.

Динамика коррупционных преступлений в нашей стране имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в 1997 г. было зарегистрировано 18068 преступлений, предусмотренных гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 1998 г. – 20 057, в 1999 г. – 22 908, в 2000 г. – 25 272, в 2001 г. – 264632. Проблема коррупции уже «перешагнула» национальные границы и является одной из самых острых проблем современности. О степени озабоченности мирового сообщества данной проблемой свидетельствует выработка фундаментальных международных документов о борьбе с коррупцией, примером чего являются Конвенция Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против коррупции, принятая в 2003 г1.

Несмотря на общепризнанность международного характера коррупции,

следует констатировать, что средства борьбы с ней и с другими преступлениями должностных лиц остаются преимущественно национальными. Не последнюю роль среди них играют меры уголовно- правового характера. С одной стороны, круг норм, запрещающих соответствующие деяния, на протяжении многих десятилетий остается практически стабильным. С другой - вступивший в силу УК РФ и последующие его изменения несколько иначе решили вопросы ответственности за должностные преступления: появились новые основные составы и квалифицирующие признаки, изменены санкции.

Проблемы общего учения о должностных преступлениях издавна привлекали пристальное внимание криминалистов не только раннего этапа развития советской государственности, но и в поздние периоды ее развития. Научные исследования прошлых лет внесли весомый вклад в развитие учения о должностных преступлениях, заложили основы концепции противодействия коррупции, однако далеко не полностью исчерпали существующие дискуссионные проблемы в рассматриваемой области2. Происшедшие ныне изменения в законодательстве, новые тенденции в политике, экономике, судебной практике, проблемы применения ранее неизвестных норм об уголовной ответственности за должностные преступления также требуют к себе пристального внимания как со стороны науки, так и практики.

В современных условиях настоятельно необходима научная оценка общественной опасности должностных преступлений, отдельных ее видов, глубокий анализ основных признаков и элементов состава должностного преступления. Не разработаны в достаточной степени и происшедшие изменения в различных отраслях права, в том числе и уголовного, касающиеся правового положения субъектов должностных преступлений, содержания общественных отношений, существующих в сфере организации и деятельности органов власти и их представителей.

Объект исследования составляют отношения, возникающие в деятельности по реализации уголовного закона в сфере борьбы с преступлениями, ответственность за которые установлена статьями, включенными в главу 30 УК РФ, именуемую «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».      Предметом исследования нормы, содержащие составы должностных преступлений действующего отечественного уголовного права; научная литература по исследуемой теме, а также современная практика применения рассматриваемых правовых норм.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является

анализ действующего уголовного законодательства об ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления РФ.

Для ее достижения поставлены следующие задачи:

- разграничение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления между собой и отграничение их от смежных составов преступлений;

- проведение сквозь призму правотворческих и правоприменительных проблем юридического анализа основных составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, их квалифицирующих признаков;

-уточнение общего понятия должностных преступлений в условиях изменившейся социальной практики;

- выяснение специфики определения объекта и субъекта должностных преступлений с учетом современной уголовной политики.    Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство и иные отрасли российского права, указы Президента Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, материалы судебной практики Владимирского областного суда по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.

Методологической основой исследования послужил диалектический

метод, который является общенаучным методом познания. В работе применялись также частнонаучные методы: исторический, логико-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

1.1.Объект и субъекты преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

УК 1996 г. принципиально изменил существовавшую в прежнем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений.

 Коренная перестройка экономической  и политической систем общества  в Российской Федерации в 90-х  годах, возникновение многоукладной экономики, появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различной форме собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены:

 -злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

 -нецелевое расходование бюджетных средств  (ст. 285.1.);

-нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст.285.2.);

-внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст.285.3.);

-превышение должностных полномочий (ст. 286);

 -неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1.);

-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

 -присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

 -незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

 -получение взятки (ст. 290);

 -дача взятки (ст. 291);

-посредничество во взяточничестве (ст.291.1.);

-служебный подлог (ст. 292);

 -незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст.292.1.);

-халатность (ст. 293)3.

  Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления на муниципальной должности по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения. Интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина4.

  Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования действуют на основании Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61- ФЗ «Об обороне»5.

Таким образом, основным объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т.д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения имеют дополнительный объект и способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить другой вред интересам общества и государства.

 Второй отличительной чертой  преступлений против государственной  власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т.е. самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 30, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примеч. 4 к ст. 285 сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких преступлений два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

  Согласно примеч. 1 к ст. 285 должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

  Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т.д.)6.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправ