Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:59, курсовая работа
Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предопределена разными
обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти
Оглавление
Библиография………………………………………………
Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предопределена разными
обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти. Для сегодняшней России данное суждение приобрело особое звучание и значимость, поскольку целый ряд проводимых в стране преобразований, широкое распространение как «низовой», так и элитарной коррупции привели к кризису легитимной власти: пошатнули ее авторитет, вызвали у населения недоверие к ней, подорвали веру в возможность добиться справедливости законными средствами, что обусловило появление «альтернативной» власти криминальных образований.
Динамика коррупционных преступлений в нашей стране имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в 1997 г. было зарегистрировано 18068 преступлений, предусмотренных гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 1998 г. – 20 057, в 1999 г. – 22 908, в 2000 г. – 25 272, в 2001 г. – 264632. Проблема коррупции уже «перешагнула» национальные границы и является одной из самых острых проблем современности. О степени озабоченности мирового сообщества данной проблемой свидетельствует выработка фундаментальных международных документов о борьбе с коррупцией, примером чего являются Конвенция Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против коррупции, принятая в 2003 г1.
Несмотря на общепризнанность международного характера коррупции,
следует констатировать, что средства борьбы с ней и с другими преступлениями должностных лиц остаются преимущественно национальными. Не последнюю роль среди них играют меры уголовно- правового характера. С одной стороны, круг норм, запрещающих соответствующие деяния, на протяжении многих десятилетий остается практически стабильным. С другой - вступивший в силу УК РФ и последующие его изменения несколько иначе решили вопросы ответственности за должностные преступления: появились новые основные составы и квалифицирующие признаки, изменены санкции.
Проблемы общего учения о должностных преступлениях издавна привлекали пристальное внимание криминалистов не только раннего этапа развития советской государственности, но и в поздние периоды ее развития. Научные исследования прошлых лет внесли весомый вклад в развитие учения о должностных преступлениях, заложили основы концепции противодействия коррупции, однако далеко не полностью исчерпали существующие дискуссионные проблемы в рассматриваемой области2. Происшедшие ныне изменения в законодательстве, новые тенденции в политике, экономике, судебной практике, проблемы применения ранее неизвестных норм об уголовной ответственности за должностные преступления также требуют к себе пристального внимания как со стороны науки, так и практики.
В современных условиях настоятельно необходима научная оценка общественной опасности должностных преступлений, отдельных ее видов, глубокий анализ основных признаков и элементов состава должностного преступления. Не разработаны в достаточной степени и происшедшие изменения в различных отраслях права, в том числе и уголовного, касающиеся правового положения субъектов должностных преступлений, содержания общественных отношений, существующих в сфере организации и деятельности органов власти и их представителей.
Объект исследования составляют отношения, возникающие в
деятельности по реализации уголовного
закона в сфере борьбы с преступлениями,
ответственность за которые установлена
статьями, включенными в главу 30 УК РФ,
именуемую «Преступления против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления». Предмето
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является
анализ действующего уголовного законодательства об ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления РФ.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
- разграничение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления между собой и отграничение их от смежных составов преступлений;
- проведение сквозь призму правотворческих и правоприменительных проблем юридического анализа основных составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, их квалифицирующих признаков;
-уточнение общего понятия должностных преступлений в условиях изменившейся социальной практики;
- выяснение специфики определения объекта и субъекта должностных преступлений с учетом современной уголовной политики. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство и иные отрасли российского права, указы Президента Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, материалы судебной практики Владимирского областного суда по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
Методологической основой исследования послужил диалектический
метод, который является общенаучным методом познания. В работе применялись также частнонаучные методы: исторический, логико-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.
Глава 1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
1.1.Объект и субъекты преступл
УК 1996 г. принципиально изменил существовавшую в прежнем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений.
Коренная перестройка
-злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
-нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1.);
-нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст.285.2.);
-внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст.285.3.);
-превышение должностных полномочий (ст. 286);
-неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1.);
-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
-присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
-незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
-получение взятки (ст. 290);
-дача взятки (ст. 291);
-посредничество во взяточничестве (ст.291.1.);
-служебный подлог (ст. 292);
-незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст.292.1.);
-халатность (ст. 293)3.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления на муниципальной должности по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения. Интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина4.
Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования действуют на основании Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61- ФЗ «Об обороне»5.
Таким образом, основным объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т.д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения имеют дополнительный объект и способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить другой вред интересам общества и государства.
Второй отличительной чертой
преступлений против
Согласно примеч. 1 к ст. 285 должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т.д.)6.