Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:59, курсовая работа
Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предопределена разными
обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти
Составы преступлений, включенных в гл. 30 УК, - это составы так называемых общих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они могут совершаться любыми должностными лицами (служащими), в любом государственном или муниципальном органе либо учреждении и влечь разнообразные последствия. Помимо них, в других главах УК есть немало специальных составов преступлений, совершаемых должностными лицами в определенной, указанной в законе сфере деятельности либо конкретно указанными должностными лицами. Это ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169, 170 и др.), преступлений против правосудия (гл. 31) и др. Согласно закону (ч. 3 ст. 17) если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, то совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления посягают на нормальную деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Они совершаются специальными субъектами - должностными лицами (ст. 285 - 287, 289, 290, 292, 293) либо государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (ст. 288 и ст. 292) с использованием служебного положения.
2.1. Понятие коррупционных преступлений
Исторически коррупция и коррупционные преступления существовали еще в древности. Однако резкий всплеск этой преступности многие государства ощутили при строительстве цивилизованного капитализма и рынка: слишком высоки стали ставки в корыстном использовании служебного положения у различного ранга государственных служащих. Страны “классического” капитализма столкнулись с этим еще в ХIХ веке, соответственно ими приобретен и значительный опыт в борьбе с коррупционными преступлениями. Например, в Великобритании Закон о предотвращении коррупции (Тhe Рrеvention Of Corruption Act) был принят еще в 1889 г. (в дальнейшем он несколько раз изменялся и дополнялся). Так что понятие об этих преступлениях возникло не на пустом месте, ныне оно хорошо известно международному праву.
Исходя из этимологического содержания термина “коррупция” (от латинского corruptio), означающего “подкуп”, в “Кодексе поведения должностных лиц”, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., говорится: “Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие”14. То есть указанный международно-правовой (рекомендательный) акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
Этому вполне соответствует понимание коррупции в современной российской криминологии. Так, А. И. Долгова справедливо определяет коррупцию как “социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей”15.
Следует отметить и то, что с 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным правом. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию сформулировала составы целого ряда преступлений, проявляющихся в различных вариантах активного и пассивного подкупа должностных лиц и иных разновидностях корыстного злоупотребления служебным положением, рассматриваемых согласно Конвенции, как преступления коррупционные.
Исходя из этого, в УК РФ можно выделить нормы об ответственности за следующие преступления, вполне заслуживающие именования их, как коррупционных:
1) Ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями);
2) ст.290 (получение взятки);
3) ст.291 (дача взятки);
4) ст.292 (служебный подлог);
5) ст.201 (злоупотребление полномочиями)
6) ст.202 (злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и
7) ст.204 (коммерческий подкуп);
8) ст.170 (регистрация незаконных сделок с землей);
9) ст.184 (подкуп участников и
Нормы о первых четырех преступлениях помещены в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2.2. Состав коррупционных преступлений
Состав злоупотребления служебными полномочиями заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285). В части 2 этой же статьи повышенное наказание устанавливается за то же деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (под ним понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, или государственную должность субъекта Российской Федерации (т. е. лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституциями или уставами субъектов Российской Федерации также для непосредственного исполнения полномочий соответствующих государственных органов), а равно главой органа местного самоуправления. Наконец, часть 3 предусматривает еще более строгое наказание, если деяния, предусмотренное частями 1 и 2 статьи, повлекут наступление тяжких последствий.
В примечании 1 к этой статье дается расшифровка
понятия должностного лица, которое относится
не только к составу злоупотребления должностными
полномочиями, но и к другим составам преступлений,
нормы об ответственности за совершение
которых помещены в главе 30 УК РФ. В соответствии
с этим примечанием должностными лицами
признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Состав получения взятки (ст. 290 УК РФ) – это специальный состав злоупотребления должностными полномочиями. Он предполагает получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290). Наказание усиливается, если взятка получается должностным лицом за незаконные действия или бездействие (ч. 2). Повышенное по сравнению с предыдущим наказание устанавливается, если указанные деяния (предусмотренные частями 1 и 2) совершаются лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3). Наконец, наиболее строгое наказание полагается за получение взятки, если это деяние совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки и г) в крупном размере (ч. 4).
Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч.5 ст. 290 УК), если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них.
Вымогательство взятки (п. «б» ч.5 ст. 290 УК) означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий ( или, напротив, бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить его в такие условия, при которых тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов16.
Вымогательство отсутствует, если должностное лицо сообщает гражданину о том, что совершит в отношении него действия, обусловленные требованиями закона или иными нормативными правовыми актами. Например, инспектор пожарного надзора высказывает намерение вынести предписание о приостановлении работы ресторана, так как не выполнены требования, обеспечивающие пожарную безопасность17.
Крупный размер взятки ( п. «в» ч. 5 ст. 290 УК) превышает 150 тыс. руб., особо крупный размер ( ч.6 ст. 290) – 1 млн. руб.
Ст.291 УК РФ конструирует состав дачи взятки. Он заключается в передаче взятки должностному лицу лично или через посредника (ч.1). Наказание повышается, если взятка должностному лицу дается за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно (ч.2). В соответствии с примечанием к ст.291 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Примечание к ст. 291 УК предусматривает три специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности. Освобождение является обязательным. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности: 1) если активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления 2) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица 3) если после совершения преступления лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Добровольность означает, что заявление (в письменной или устной форме) сделано по желанию самого лица и при осознании того обстоятельства, что о взятке неизвестно правоохранительным органам.
Объективная сторона посредничества во взяточничестве (ст. 291.1.) заключается в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо в ином способствовании указанным лицам в достижении между ними соглашения или его реализации (ч.1. с. 291.1.). Уголовная ответственность наступает для посредника только в тех случаях, когда сумма взятки превышает 25 тыс. руб. В ч.5 ст. 291.1. предусмотрена ответственность за обещание или предложение выступить в качестве посредника, причем независимо от суммы взятки.
Посредник освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовал его раскрытию и (или) пресечению и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о своем посредничестве (примеч. к ст. 291.1.)
В соответствии с п.24. постановления № 618 деньги и иные ценности могут быть возвращены взяткодателю, если имело место вымогательство со стороны должностного лица, и потерпевший был вынужден их передать для предотвращения вредных последствий. Не могут быть обращены в доход государства предметы взятки также в том случае, когда лицо заявило о требовании дать взятку до передачи ценностей и она происходила под контролем органа, имеющего право возбуждать уголовное дело, с целью задержания с поличным должностного лица.
Состав служебного подлога (ст.292 УК РФ) так же, как и получение взятки, является специальным составом злоупотребления должностными полномочиями. Он заключается во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности19.
В главе 23 УК РФ о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (не являющихся государственными) помещены нормы о трех также вполне коррупционных преступлениях. Ст.201 формулирует условия ответственности за злоупотребление полномочиями. Данный состав заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1). Наказание увеличивается, если такое деяние повлекло тяжкие последствия.
Под лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации,
в ст.201 и других статьях главы 23 признается
лицо, постоянно, временно либо по специальному
полномочию выполняющее организационно-распорядительны