Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:59, курсовая работа
Актуальность исследования теоретических и законотворческих проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предопределена разными
обстоятельствами, главное из которых заключается в том, что правильная и законная деятельность публичного аппарата управления является одной из основ существования государственной и других видов публичной власти
В соответствии со ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
По смыслу закона данное наказание назначается осужденным, которые совершили преступление, используя свое служебное положение, когда суд признает невозможным оставить за осужденным право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Назначая данный вид наказания в качестве основного или в качестве дополнительного, суд не вправе расширительно толковать положения ст.47 УК РФ, ограничивающие круг лиц, которым может быть назначено это наказание. В приговоре должен быть указан конкретный вид должностей или конкретный вид деятельности, которые запрещено занимать или заниматься. Так, например, если в период времени, относящийся к совершению преступления, лицо являлось старшим инспектором налоговой службы, в приговоре следует указать, что виновный лишен права занимать контрольно-ревизионные должности в органах государственной власти.
Данная правовая позиция отражена в кассационных определениях судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2006 № 44-о06-118; от 19.03.2007 № 69-о07-5; от 31.07.2007 № 48-О07-46сп.
В результате проведенного обобщения установлено, что при назначении названного вида наказания судьями не всегда учитывались указанные положения.
Так, П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.290 УК РФ. В резолютивной части приговора Гусь-Хрустального городского суда от 1 июня 2007 года указано о назначении П. дополнительного наказания в виде «лишения права занимать определенные должности на срок два года».
Здесь необходимо отметить, что при назначении наказания, предусмотренного ст.47 УК РФ, излишняя конкретизация также будет являться неправильной. Об этом свидетельствует следующий пример, где судом установлен запрет на занятие должности в определенной организации.
Приговором Ленинского районного суда г.Владимира от 31 января 2007 года Н., работавший начальником отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности ГУ МЧС России по Владимирской области, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.330, ст.292, ч.1 ст.292 УК РФ. В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений Н. назначено наказание в виде «лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в колониях-поселениях с лишением права занимать определенные должности, а именно: начальника отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности Главного управления МЧС России по Владимирской области на срок 3 года».
В соответствии с ч.2 ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Приговором Октябрьского районного суда
г.Владимира от 17 января 2007 года М. признан
виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.290 УК РФ, и ему
назначено наказание в виде лишения свободы
на срок три года с лишением права постоянно,
временно или по специальному полномочию
занимать в правоохранительных органах
и органах, осуществляющих исправление
осужденных, должности, связанные с осуществлением
функций представителя власти либо выполнением
организационно-
В ч.1 ст.73 УК РФ приведен исчерпывающий перечень видов наказаний, которые при определенных обстоятельствах возможно считать условными. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью положения данной статьи не применимы. Однако в резолютивной части приговора некоторые судьи не указывают, что условным следует считать именно основное наказание, а дополнительное наказание – исполнять самостоятельно.
Приговором Фрунзенского районного суда г.Владимира от 17 августа 2006 года Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.290, ч.1 ст.285 УК РФ. В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений Г. назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года шесть месяцев с лишением права занимать должности в органах внутренних дел на срок два года. В резолютивной части приговора указано, что на основании ст.73 УК РФ назначенное наказание следует считать условным с испытательным сроком три года. По этому основанию определением судебной коллегии по уголовным делам Владимирского областного суда от 12.10.2006 приговор изменен, исключено указание на применение дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать должности в органах внутренних дел на два года.
Приговором Ковровского городского суда от 24 мая 2007 года С. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных ч.2 ст.290 УК РФ, четырех преступлений, предусмотренных ст.292 УК РФ, в доход государства с него взысканы неосновательно приобретенные денежные средства в сумме 1850 рублей. В описательно-мотивировочной части приговора указано, что всего в виде взяток подсудимый С. неосновательно получил 1850 рублей, и эту сумму суд находит необходимым взыскать с подсудимого на основании ст.1102 ГК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми нормами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ, то есть речь идет о возврате неосновательного обогащения потерпевшему, а не государству.
Согласно п.23 Постановления
Пленума Верховного Суда
Таким образом, взыскание с осужденного неосновательного обогащения в доход государства не предусмотрено действующим законодательством.
В резолютивной части приговора Фрунзенского районного суда г.Владимира от 9 июня 2006 года, которым Д. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.290 УК РФ, также допущена ошибка при решении судьбы денежных средств, полученных виновным в качестве взятки - имеются противоречивые указания при решении вопроса о вещественных доказательствах. Одно и то же вещественное доказательство – деньги в сумме 6850 рублей, полученные виновным 28 декабря 2004 года в виде взятки, обращены в доход государства и одновременно возвращены в УФСБ России по Владимирской области, что нельзя признать правильным. В связи с тем, что деньги, полученные Д. в качестве взятки 28 декабря 2004 года, являлись специальными средствами, выделенными УФСБ России по Владимирской области для проведения оперативного мероприятия, судебной коллегией по уголовным делам Владимирского областного суда приговор изменен, из резолютивной части исключено указание на обращение вещественных доказательств – денег, полученных Д. 28 декабря 2004 года в качестве взятки в сумме 6 850 рублей – в доход государства23.
Во втором полугодии 2012 года судами Владимирской области было рассмотрено 57 уголовных дел (2 из которых возвращено прокурору) о преступлениях коррупционной направленности в отношении 58 лиц. По 45 делам в отношении 46 лиц постановлены обвинительные приговоры.
Результаты обобщения данных показали, что 14 осужденным было назначено наказание в виде лишения свободы (9 – условно, 5 – с отбыванием наказания в исправительных учреждениях), 34 человека получили наказание в виде штрафа, 1 осужденному назначены исправительные работы, 1 – ограничение свободы, а 9 лиц были лишены права занимать должности в государственных органах власти, правоохранительных и муниципальных органах.
Среди лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, 3 являлись сотрудниками УФСИН, 2 – УФСКН, 2 – ФССП, 2– УВД, 3 – коммерческих организаций, 4 – преподавателями, 7 – врачами (ветеринарами), 11 – руководителями и сотрудниками муниципальных и государственных унитарных предприятий. При этом 14 осужденных за совершение преступлений данной категории не замещали должности в государственных органах власти, правоохранительных и муниципальных органах, либо являлись неработающими. Кроме этого, во втором полугодии 2012 года сообщений граждан о случаях коррупционных нарушений, совершенных государственными и муниципальными служащими, а также работниками таких учреждений и организаций, в том числе уведомлений служащих о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений во Владимирский областной суд не поступало24.
Заключение
Нормативно-правовые акты:
1. Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации N 3, 1999г.
3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации N 7, 2002г.
4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. - №237.
5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4 (ред. от 10.02.2000) "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"// Справочная правовая система «Консультант плюс».
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"// Справочная правовая система «Консультант плюс».
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Российская газета от 30 октября 2009 г. №5031.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"//Справочная правовая система «Консультант плюс».
10. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"// Российская газета от 30 мая 2003 г. №3217.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации// Российская газета от 31 июля 2004 г. №3539.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации// Российская газета от 7 марта 2007 г. №4310.
Учебная и научная литература:
1. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб.,2005.
2. Криминология. Учебник для юридических вузов. /Под общей ред. Долговой А.И. — М.,1997.
3. Никонов П.В. Ответственность за получение и дачу взятки в уголовном законодательстве России. Иркутск, 2010.
4. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990.
5. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: Комментарий законодательства и справочные материалы / Авт. сост. В.С. Буров. Ростов-на-Дону, 1997.
6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник для бакалавров/отв.ред. А.И. Рарог.М.,2013.