Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа
Целью контрольной работы является детальное изучение основ антикоррупционной политики.
Для достижения указанной цели в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
- сформулировать определение антикоррупционной политики;
- изучить содержание антикоррумпированной политики;
- проанализировать основные направления антикоррупционной политики.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Определение и содержание антикоррупционной политики…..5
Глава 2. Основные направления антикоррупционной политики ..……..8
Заключение………………………………………………………………..26
Список источников и литературы……………………………………….29
Теперь обратимся к
анализу еще одной классической
ситуации, одновременно способствующей
возникновению конфликта
Идея заключается в том, что чиновник, предоставляя неофициальные услуги, получает гарантии безбедного существования в будущем. Своеобразная «взятка в рассрочку». Существует несколько механизмов реализации таких нелегальных взаимоотношений между чиновником и бизнесом.
Первая модель может быть названа «эффектом шлепанцев» - чиновник оказывает услуги бизнесу на условиях дальнейшего трудоустройства на исключительных основаниях. На практике это очень часто встречается: после отставки или увольнения чиновник оказывается моментально трудоустроенным на хорошую должность в коммерческой компании, работающей в сфере, которой этот чиновник недавно управлял. Вторая модель является логическим продолжением первой и называется «эффектом вращающихся дверей». Чиновник мигрирует из бизнеса на государственную службу, обратно в бизнес, потом вновь на государственную работу и так далее.
Такую ротацию отследить
достаточно просто. Но привлечь чиновника
к ответственности на таком основании
практически невозможно. Тем не менее,
предпринимаются попытки
Таким образом, конфликт интересов
в государственной службе может
принимать самые различные
Данное направление можно считать основной частью тех мер, которые обычно называются административной реформой. Разумеется, никакая реформа не может быть непрерывно длящейся. Как же в таком случае это направление включается в антикоррупционную политику?
Дело в том, что структурное и функциональное упорядочение органов исполнительной власти не обязательно должно описываться понятием «реформа». Речь идет лишь о постоянном общественном и государственном внимании к данному, очень важному сегменту, где чаще всего и находятся, так сказать, коррупционные ниши. Таким образом, речь идет не обязательно о собственно упорядочении, но и о постоянном изучении исполнительной власти, чьи система, структура и функции не могут быть неизменными.
Для современной России более актуальным является уже не столько изучение исполнительной власти, сколько именно административная реформа, так как несмотря на возникновение принципиально иного, по сравнению с тоталитарным, общественного строя, фактически так и не было проведено комплексной перестройки системы государственного управления. И это служит одним из самых активных резервуаров коррупции.
Отсюда названное направление антикоррупционной политики включает в себя:
– установление обоснованных критериев для определения оптимальной структуры и численности органов исполнительной власти. За изменениями структуры органов, их статуса и функций часто стоят корпоративные, а не общегосударственные интересы; создается психологическая неуверенность руководителей ведомств в собственном будущем; отсутствуют обоснованные критерии изменения структуры, что порождает возможность корыстного лоббирования со стороны тех или иных закулисных групп; бесконтрольно растет численность государственного аппарата;
– ликвидацию институциональных причин для конфликта интересов (в частности, создание такой системы и структуры органов исполнительной власти, чтобы в одном и том же органе не совмещались, например, функции определения правил, контроля и предоставления публичных услуг);
– декоммерциализацию государственной и муниципальной деятельности, в том числе путем делегирования ряда публичных социальных и правовых услуг негосударственным структурам (так, например, этот процесс давно происходит в сфере нотариальной деятельности);
– обеспечение информационной прозрачности процесса принятия решений органами исполнительной власти, использования ими бюджетных средств, в том числе через доступ к финансовым документам государственных органов со стороны негосударственных организаций и средств массовой информации (определение перечня документов, подлежащих обязательному обнародованию, и прочее);
– введение механизмов общественного влияния на деятельность ведомств (независимая экспертиза общественно значимых проектов решений, информирование, обратная связь и другое).
Это направление традиционно является частью административных реформ, а в некоторых странах (США в 90-х годах – «реформа Гора») иногда целиком охватывает содержание последней. Для противодействия коррупции это направление чрезвычайно важно, поскольку от того, насколько высок статус государственного служащего, уровень оплаты его труда, насколько прочны правовые и социальные гарантии для служащего, во многом зависит мотивация честного служения.
Данное направление можно разбить на следующие блоки (перечень, как и по другим направлениям, естественно, не исчерпывающий):
– четкое определение регулирования статуса, в том числе ограничений (прежде всего, в отношении к предпринимательской деятельности) для лиц, избираемых или назначаемых на высшие государственные должности (министры, депутаты, губернаторы и прочие);
– четкое определение статуса «политических назначенцев» (помощников, советников президента, премьера, министров и тому подобные) и определение условий принятия их на службу и увольнения с нее, социальных гарантий после отставки, которая обязательно происходит вместе с отставкой «патрона»;
– определение оснований и порядка управления от имени государства пакетами акций, входящих в состав государственной или муниципальной собственности, в акционерных обществах с наличием государственной или муниципальной собственности; ответственности за это государственных служащих;
– установление твердых и понятных социальных и материальных гарантий для каждой категории государственной службы, в том числе при отставке;
– введение ограничений для перехода на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были прежде подконтрольны данному должностному лицу (государственному служащему) или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией;
– необходимость ротации служащих, в чьи функции входят прямые контакты с населением и бизнесом;
– распространение ограничений, установленных для государственных служащих, на менеджеров государственных предприятий и предприятий с определенной долей государственного или муниципального участия;
– установление механизмов, гарантирующих прозрачность динамики имущественного положения лиц в период прохождения ими государственной службы. В том числе:
Речь здесь идет уже не об одном из направлений антикоррупционной политики, а о методологии ее реализации и контроля за эффективностью. Разумеется, антикоррупционная политика накладывает соответствующие данности на все государственные и муниципальные органы. Но для них антикоррупционная деятельность не является ведущей. В то же время, если понимать борьбу с коррупцией как полноценную и имманентную современному государству функцию, нужно признать, что необходим публично-властный институт, на который может быть возложена ответственность за ее координацию (в каком-то смысле - за управление антикоррупционной политикой).
Конечно, ни одна из функций
государства не реализуется каким-то
одним единственным государственным
органом, тем более в системе,
основанной на принципе разделения властей.
Так, в России за функцию обороны
страны отвечают: Министерство обороны,
Президент, Правительство, палаты Федерального
Собрания. Однако только для Минобороны
эта функция является основной. Поэтому,
если нет органа, специализирующегося
на функции противодействия
Это не значит, что из-за отсутствия
функциональной и институциональной
обособленности борьба с коррупцией
вообще не может вестись. Правоохранительные
органы и спецслужбы занимаются выявлением
коррупционных проявлений и привлечением
коррупционеров к ответственности.
Время от времени появляются законы
и подзаконные нормативные
В мире существуют две концепции
специализированного
Для России наиболее целесообразно сегодня создание именно координирующего органа по антикоррупционной политике, а не нового правоохранительного органа.
Во-первых, нецелесообразно совмещать сугубо полицейские функции с иными. Во всяком случае, это нецелесообразно на первых этапах существования такого органа. Об этом свидетельствует и опыт функционирования антикоррупционных органов в ряде азиатских стран, где сугубо полицейские задачи явно доминируют над предупредительными и контрольными. Это тем более актуально для России, где гораздо более живы традиции «полицейщины», нежели традиции анализа и предотвращения. Сейчас важно переломить распространенное в стране мнение о достаточности лишь «сильной руки» в борьбе с коррупцией. Необходимо готовить общество к тому, что коррупции можно противостоять только планомерной и системной деятельностью. Поэтому, хотя и придется пережить период неизбежной критики в создании «еще одной бюрократической структуры», но по мере успехов антикоррупционного органа (при условии его политической поддержки) эта критика сменится общественным доверием.
Во-вторых, акцент на «полицейской» функции нового органа вызовет существенную оппозицию среди существующих правоохранительных органов и спецслужб. Это тем более опасно, что и без того, как говорилось выше, наша полицейская система нуждается в серьезном институциональном, функциональном и кадровом реформировании. Добавление в нее еще одного элемента лишь усугубит процессуальную и оперативную неразбериху.
В-третьих, статус правоохранительного органа предполагает право ведения этим органом оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия. Но это значит, что антикоррупционный орган в качестве полицейской структуры (или спецслужбы) будет поднадзорен прокуратуре. Целесообразнее, наоборот, поставить этот орган в определенном смысле над прокуратурой с тем, чтобы у него была возможность указывать на коррупционные проявления в деятельности самой прокуратуры.
Основные задачи координирующего антикоррупционного органа могут быть следующими (в свою очередь разобьем их на группы):