Основы антикоррупционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является детальное изучение основ антикоррупционной политики.
Для достижения указанной цели в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
- сформулировать определение антикоррупционной политики;
- изучить содержание антикоррумпированной политики;
- проанализировать основные направления антикоррупционной политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Определение и содержание антикоррупционной политики…..5
Глава 2. Основные направления антикоррупционной политики ..……..8
Заключение………………………………………………………………..26
Список источников и литературы……………………………………….29

Файлы: 1 файл

Основы антикоррупционной политики.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

1)   участие в разработке и осуществлении антикоррупционной политики:

–     разработка либо организация разработки направлений, форм и методов государственной антикоррупционной политики;

–     контроль и организация общественного контроля за реализацией государственной антикоррупционной политики;

–     координация государственных органов и организаций по проведению государственной антикоррупционной политики;

–     разработка либо организация разработки проектов антикоррупционных программ федерального значения и примерных региональных и муниципальных антикоррупционных программ;

–     разработка либо организация разработки проектов законов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции;

–     организация антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы принятых законов и подзаконных правовых актов;

–     проведение антикоррупционной экспертизы материалов конкретных уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, по которым принято судебное решение либо по которым прекращено производство соответствующим органом дознания или предварительного следствия, и дача заключений о степени вероятности коррупционных проявлений в ходе рассмотрения этих дел;

–     публичное вынесение оценки решений и действий лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы, с точки зрения этики государственной службы с целью выявления и пресечения коррупционных проявлений;

–     контроль за динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы;

–     организация мониторинга и проведение мониторинга коррупции в Российской Федерации;

–     привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности;

–     разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей;

2) взаимодействие со структурами  гражданского общества:

–      привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности, открытости и честности в государственном управлении;

–      создание общественного наблюдательного совета при антикоррупционном органе;

–      поддержка общественных объединений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией; помощь в организации антикоррупционного фронта;

–      поддержка практики общественного мониторинга, осуществляемого авторитетными антикоррупционными общественными организациями, за выполнением политиками предвыборных обещаний в сфере борьбы с коррупцией;

–      включение неправительственных организаций в процесс создания региональных, местных, ведомственных «островов неподкупности», а также в процесс контроля за динамикой коррупции;

–      привлечение предпринимательских структур (через ассоциации малого и среднего бизнеса, отраслевые союзы предпринимателей и прочее) к участию в отдельных антикоррупционных программах и в антикоррупционной государственной политике;

–      оказание поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования;

3) антикоррупционное просвещение и формирование антикоррупционного мировоззрения:

–      разработка и осуществление антикоррупционных образовательно-просветительских программ и кампаний с целью преодоления пассивности общества в восприятии коррупции как угрозы национальной безопасности;

–      формирование понимания коррупции как опасного социального явления, привычность которого не снижает степень его опасности. В этой связи необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих;

–      разъяснение значения норм корпоративной этики (государственных служащих, бизнеса, СМИ, общественных организаций) как основы для обеспечения прозрачности профессиональной или общественной деятельности;

–      разработка и популяризация стандартов деловой практики, пропаганда примеров успешных антикоррупционных программ других стран и регионов;

–      распространение кодексов делового поведения и создание ассоциаций по продвижению этики предпринимательства;

–      обучение предпринимателей принципам взаимоотношений с представителями власти;

–      выпуск справочников административных процедур для населения, задача которых – в доступной форме изложить правила осуществления различных административных процедур, применяемых в данном регионе или населенном пункте;

–      широкое использование сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации, для вовлечения граждан в процесс обсуждения проектов решений, в осуществление контроля за их реализацией.

Антикоррупционный орган смог бы взять под свой контроль наиболее важные точки в деятельности государственного аппарата, где возможны коррупционные проявления, и при этом постоянно информировать общество о результатах своей деятельности. Такая парадигма сможет сделать этот орган гораздо более опасным для коррупционеров, чем даже правоохранительные органы, спецслужбы и суды. Гарантии от его коррумпированности следующие:

– принцип формирования данного органа разными ветвями власти, причем без права отзыва члена, назначенного соответствующими государственными органами;

– относительно небольшой срок полномочий (3 года) плюс частая ротация, причем многоступенчатая, то есть обновление органа частями;

– невозможность вновь занять должность члена антикоррупционного органа без трехлетнего перерыва;

– существенные материальные и социальные гарантии для членов антикоррупционного органа и сотрудников его аппарата.

Одно из главных, пожалуй, отличительных свойств антикоррупционного органа - не формальное, а реальное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о «дежурных» декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности антикоррупционному органу осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии подконтрольности самого антикоррупционного органа.

Разумеется, все это не может полностью исключить возможность  появления в данном органе недобросовестных людей. Но такие гарантии все-таки минимизируют возможность его коррумпированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Определяя термин «коррупция», большинство исследователей придерживается понятия, предложенного специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция - это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах». При этом в исследовательской литературе особое внимание уделяется двум важным типам коррупции: это институциональная и политическая коррупция. Институциональная коррупция связана с поиском выгод от функционирования институтов (таких как, например, политические партии). Политическая же коррупция имеет место в общественном секторе либо на пересечении интересов общественного и частного секторов (например, в ситуации, когда политики используют свой привилегированный доступ к ресурсам, незаконно присваивая выгоды от их употребления).

Подводя итоги работы можно сделать  выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том  числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости  для борьбы с институциональной  коррупцией. На современном этапе  коррупция это анти социальное, общественно  опасное, угрожающее экономической  и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизавшее  все уровни власти.

Особенностью современной коррупции  являются ее широкое распространение  в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более  половины российских граждан считают  коррупцию одной из главных проблем  страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно. По мнению социологов, исследовавших  современную коррупцию в России, главная закономерность экономической  жизни страны такова: на взятки в  России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, то есть сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

Коррупционной сетью охвачены такие  важные сферы жизни, как экономика  и политика. Особенно широко пронизаны  коррупцией приватизация государственной  собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, распределение  фондов, осуществление земельной  реформы. Не стоит забывать и о  том, что коррупционная деятельность проникает и в политические процессы: выборы в органы законодательной  власти; деятельность самих этих органов; кадровые перестановки в органах  государственной и муниципальной  власти. В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее  оправдание, и даже одобрение, так  как считается, что с ее помощью  легко и быстро можно решить все  свои проблемы. На уровне бытовой коррупции  взятка выступает почти стопроцентной  гарантией успеха, а сама коррупция  все больше становится естественной частью жизни общества. Победить коррупцию трудно, но можно, по крайней мере, в наших силах снизить уровень до определенного минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность (принуждение), совершенствуя управление (предотвращение коррупции), повышая правовую и нравственную культуру граждан (просвещение). Только тогда, как говорил Конфуций, в обществе начнет господствовать добродетель и строгость, «народ будет почтителен, предан и воодушевлен».Однако, результат антикоррупционных усилий пока незначительный, итоги, как считает Президент РФ, «пока сверхскромные». Оценок и деклараций о намерениях пока больше, чем реальных результатов. Продвигаться к позитивному итогу семимильными шагами вряд ли удастся: уж очень большое количество людей втянуто в коррупционные сети (не менее 70% взрослого населения страны хотя бы один раз в жизни сталкивались с необходимостью давать взятки).

Необходимо грамотно подойти к  созданию прочного и действенного оплота в борьбе с коррупционными проявлениями на любом уровне государственного и  муниципального управления. В первую очередь надо разработать такой  комплекс мероприятий, которые будут  направлены на эффективное противодействие  коррупции в органах государственной  власти и они должны базироваться на строго определенных правовых принципах.

Антикоррупционная политика, конечно, намного шире, чем просто борьба с конкретным чиновником, погрязшим во взяточничестве и коррупции. Она включает в себя меры, направленные в первую очередь на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции. И в этом случае последовательная антикоррупционная политика государства должна служить средством укрепления доверия и уважения населения нашей страны властным структурам нашего государства. Что мешает запустить и реализовать систему антикоррупционных мероприятий? Этому мешает ряд причин:

-на достаточно высоком уровне  есть лица, которые могут быть  обвинены в коррупционной деятельности;

-существует большой ряд чиновников, не заинтересованных в изменении  сложившейся ситуации;

-во власти сохранились и преобладают  старые стереотипы, определяющие  упрощенные подходы к решению  задач, подобных борьбе с коррупцией. На основе проведенного анализа  можно сделать следующий вывод,  что коррупция в России имеет  системный характер и коррупцией  в России поражены все органы  государственной власти, включая  правоохранительные органы и  судебную систему. Отсюда вытекают основные принципы формулирования национальной антикоррупционной политики России: -антикоррупционная стратегия России должна отталкиваться от широкого толкования определения коррупции; -антикоррупционная стратегия России должна в полной мере учитывать все взятые страной на себя международные обязательства в области противодействия коррупции (Конвенции и иные документы); -для реализации комплексной национальной антикоррупционной политики требуется создание специализированного независимого органа подотчетного Президенту;

-выработка антикоррупционной стратегии должна быть основана на проведении глубокого анализа уровня и структуры коррупции в стран; -разработка антикоррупционной стратегии должна отталкиваться от основной задачи свести к минимуму ущерб, наносимого коррупцией стране по следующим направлениям: влияние на политику; влияние на экономику; влияние на социальную сферу; - для формулирования реально действующей и успешной антикоррупционной стратегии необходимо провести оценку имеющихся в России ресурсов для противодействия коррупции: институциональных, кадровых и материальных;

Информация о работе Основы антикоррупционной политики