Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:18, курсовая работа
В приказе МВД СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. «О мерах по обеспечению расследования следственным аппаратом МВД СССР преступлений, совершенных несовершеннолетними» подчеркнуто, что строгое соблюдение процессуальных норм, регламентирующих производство предварительного следствия по делам данной категории, имеет особое значение.
1. Введение 2
2. Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними 5
3. Уголовная ответственность несовершеннолетних 13
4. Производство по делам несовершеннолетних 17
5. Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних 40
6. Группы несовершеннолетних и их антиобщественная направленность 41
7. Профилактическая работа с несовершеннолетними 54
8. Федеральное законодательство и профилактика правонарушений несовершеннолетних 56
9. Список использованной литературы 62
Значительная роль в предупреждении правонарушении подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д.
В отдельных ПТУ не придается значения фактам, когда в группе ежедневно отсутствует 5—7 человек, хотя известно, что учащимися во время, отведенное для занятий, совершается около 10% преступлений и 12% — во время производственной практики8.
Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно бросили учебу, или администрация школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолетних исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, в ПТУ, не интересуясь, действительно ли они продолжают учебу. В некоторых школах и ПТУ администрация не изучает условия нравственного формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения производственной практики, не проводит вдумчивой, кропотливой работы с каждым подростком, склонным к правонарушениям, в ее действиях до сих пор преобладает стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо кропотливой индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании.
Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у них чувства безнаказанности.
Кроме того, хозяйственные руководители зачастую не создают необходимых условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, не следят за учебой работающих подростков. Большой вред приносит формальный подход администрации и общественных организаций к вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых антиобщественных групп.
Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.
Ветераны войны и труда, бывшие воины-интернационалисты могли бы многое сделать для воспитания подрастающего поколения. Большими возможностями в работе по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей обладают назначаемые решением КДН общественные инспекторы. Однако при расследовании нередко выявляются факты грубого нарушения Положения об общественных инспекторах: ими назначаются некомпетентные лица, отчеты общественных инспекторов не заслушиваются, им не оказывается помощь. Иногда общественные инспекторы даже не ставятся в известность о своем прикреплении к тому или иному подростку.
При расследовании повторных правонарушений, совершенных подростком, часто выясняется, что КДН не принимала своевременных мер для их предотвращения, не контролировала исполнение собственных решений, нарушала установленные законом сроки и т. п. О подобных нарушениях необходимо вносить представления в комиссии по делам несовершеннолетних при местных администрациях, органах власти.
Сложившаяся в сознании
того или иного подростка
Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений.
К числу таких условий относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и т.п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.
Иногда при расследовании уголовных дел недостатки, являющиеся условиями, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений, обнаруживаются и в деятельности самих органов внутренних дел. К таким недостаткам, прежде всего, относятся факты сокрытия от учета и регистрации правонарушений и преступных проявлений подростков, несвоевременного реагирования на сигналы о правонарушениях несовершеннолетних, слабая активность в разобщении преступных группировок.
Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, осуществляется во время допросов самого несовершеннолетнего правонарушителя, свидетеля, производства иных следственных действий, путем истребования характеристик, справок, других документов.
Поскольку производство следственных действий подробно регламентировано УПК РСФСР и не нуждается в дальнейшем разъяснении, остановимся на рассмотрении некоторых особенностей их производства лишь в части выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними.
Чистосердечное признание и раскаяние, которое испытали большинство изученных правонарушителей, свидетельствует о наличии психологического контакта между следователями и виновными, а также хорошей основы для выявления причин и условий преступления. Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной работе с ним работников КДН, ПППН, УР, педагогов, о перенесенных болезнях, прежних судимостях, мотивах, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимоотношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления; со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.
В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков. Если же подросток упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует настаивать на этом: подросток может замкнуться, психологический контакт будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, инспекторов ПППН, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а также мерах, которые принимались для устранения негативных обстоятельств. Родители, например, могут рассказать о состоянии здоровья подростка, перенесенных в детстве заболеваниях, его учебе, взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, круге друзей, их влиянии на него. Педагог охарактеризует микроклимат в учебном или производственном коллективе, отношение подростка к правилам внутреннего распорядка, трудовой дисциплине, общественной жизни коллектива. Учитель объяснит причины отставания в учебе, расскажет об интересах и поведении в свободное от учебы время, взаимоотношениях с одноклассниками.
Наставник, инспектор ПППН или КДН помогут понять особенности личности подростка, его интересы, увлечения. Из допроса этих лиц следователь сможет сделать вывод об эффективности и своевременности принимаемых мер по исправлению подростка, отношении несовершеннолетнего к проводимым мероприятиям. Необходимо иметь в виду, что указанные свидетели подчас охотно дают негативную информацию о подростке, хотя редко признают и свои недоработки, недостатки в профилактической деятельности. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следователь должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия.
Часть сведений о криминогенных
обстоятельствах следователь мо
Если подросток работает на производстве, необходимая информация о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, может быть получена следователем путем опроса администрации цеха, председателей заводского комитета профсоюза, комендантов училищ. Полученная информация может быть дополнена изучением различного рода документов.
Проделанная в связи с расследованием преступления работа следователя должна найти отражение в обвинительном заключении по делу или постановлении о его прекращении. В обвинительном заключении, наряду с анализом собранных доказательств, должен быть раздел, посвященный характеристике личности несовершеннолетнего обвиняемого.
В справке к обвинительному заключению следует перечислить, кому и когда направлены представления, когда, где и на какую тему следователь выступал перед коллективом, какие еще проведены профилактические мероприятия по делу. Копии представлений, а также ответы на них следует приобщать к делу.
При
раскрытии данного вопроса
Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
6. Лишение
свободы назначается
несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима;
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних