Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В приказе МВД СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. «О мерах по обеспечению расследования следственным аппаратом МВД СССР преступлений, совершенных несовершеннолетними» подчеркнуто, что строгое соблюдение процессуальных норм, регламентирующих производство предварительного следствия по делам данной категории, имеет особое значение.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними 5
3. Уголовная ответственность несовершеннолетних 13
4. Производство по делам несовершеннолетних 17
5. Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних 40
6. Группы несовершеннолетних и их антиобщественная направленность 41
7. Профилактическая работа с несовершеннолетними 54
8. Федеральное законодательство и профилактика правонарушений несовершеннолетних 56
9. Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

уголовная ответственность несовершеннолетних.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, при расследовании  хулиганских проявлений и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для выдвижения версий и выбора оптимального направления расследования. Поэтому на первоначальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную информацию.

Основная форма организационного взаимодействия следователя с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследования — дача отдельных поручений. Нередко следователи не планируют свои действия, не согласуют их с действиями оперативных работников. Отдельные поручения в большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительного опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов информацию по следующему кругу вопросов:

    • о принадлежности подростков и молодых людей к той или .иной группе;
    • о численности и составе данной группы, наличии «форменной» одежды и атрибутов;
    • о наличии лидеров, наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;
    • о местах концентрации членов данных групп, системе их оповещения и сборе;
    • о фактах совершения членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя, наркотических и токсических веществ;
    • о фактах проявлений аморализма в их среде;
    • о наличии стихийных рынков («толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных вещей;
    • о местах проведения досуга, маршрутах группового передвижения к ним;
    • о наличии противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и конфликтов;
    • о признаках совершенных преступлений (телесные повреждения, следы на теле от применения наркотиков, похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма отдельных членов группы после совершения противоправных действий);
    • о потерпевших от преступных посягательств членов группировок, особенно по фактам нанесения телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;
    • о местах изготовления колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных браслетов с металлическими шипами, кастетов и т.п.;
    • о межрегиональных и внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов», «металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих для сведения счетов с противоборствующими группами из пригорода в город и наоборот);
    • о зафиксированных в период передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов» между конфликтующими группами;
    • о связях с авторитетами уголовно-преступной среды («ворами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность).

Наряду с отдельными поручениями  необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный взаимный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для оказания помощи в проведении следственных действий; создание следственно-оперативных групп на период всего расследования массовых хулиганских групповых действий подростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими последствиями; совместная профилактическая работа.40

 

7. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о  состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.

Несмотря на меры, принимаемые  компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.

Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило, определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудникам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.

За последнее время  несколько улучшилось взаимодействие следователей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершенных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.

Однако в ряде ГРОВД  работа следователей по взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.

С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачастую информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными подростками.

Сотрудники ПППН практически  не знакомятся с материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следовательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предварительного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.

Слабо реализуются вопросы  взаимодействия СО и ПППН при избрании мер пресечения.

Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении вопроса  об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уголовной ответственности, несогласованности действий следователя и сотрудника ППН, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.

Существенные недостатки имеются и в организации оперативно-розыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.

В связи с изложенным видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае совершения подростком повторных преступлений во время предварительного следствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практику вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении вопроса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о принятии мер воспитательного и профилактического характера.

 

8. ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части  профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

Для целей  настоящего Федерального закона применяются  следующие основные понятия:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном  положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся  в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная  профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и  пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство  Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской федерации.

 

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних