Понятие и юридическая природа контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Файлы: 1 файл

О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

4. Причины и условия,  способствовавшие совершению контрабанды

Организация расследования  дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения  уголовного дела.

К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:

1) о деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  однако информация о лице, ее  совершившем, полностью отсутствует  либо ее недостаточно для индивидуализации  этого лица - так называемая бесхозная  контрабанда;

2) о деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  и лице, причастном к ее совершению, однако местонахождение этого  лица неизвестно либо оно находится  за границей;

3) в деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  и лице, ее совершившем, и о  местонахождении этого лица - лицо  задержано либо известно, где  оно находится.

3.2 Следственные версии  и планирование расследования 

Характер организации  расследования экономической контрабанды  во многом зависит от того, где и  каким способом она совершена, каковы каналы совершения экономической контрабанды  и количество эпизодов этой деятельности, известен или нет контрабандист, совершена экономическая контрабанда  одним лицом или группой лиц, имеются или отсутствуют в  распоряжении органов предварительного расследования предметы экономической  контрабанды. Исходя из этого определяются задачи и направления предварительного расследования, выдвигаются версии, определяется круг вопросов, подлежащих выяснению, и планируется производство необходимых следственных действий.

Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования.

Первоочередными задачами расследования  в первой типичной следственной ситуации когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные о деянии, содержащем признаки экономической контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица, являются определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления.

При обнаружении «бесхозной»  контрабанды выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте их нахождения, мотивах и  целях преступления, а также по объективной стороне преступления: источниках приобретения предметов  контрабанды, способах перемещения  и маскировки, местах хранения и  сбыта, возможных соучастниках, о  совершении иных преступлений, связанных  с контрабандой, например, хищениях продукции, должностных преступлениях, прежде всего взяточничестве, последствиях преступления (как наступивших, так  и предотвращенных). Следственные версии строятся на основе формирования следователем теоретической вероятностной ретроспективной модели преступления.

Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует обратить на: имеющих доступ или какое-либо иное отношение к контрабандной продукции (например, взрывчатым веществам, военной  технике, культурным ценностям и  т. д.) и транспортным средствам, на которых  она перевозилась, к информации о  специфике деятельности таможенных иных контролирующих органов, знание которой  необходимо для совершения контрабанды  того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или косвенную заинтересованность в совершении преступления и на другие категории лиц.

Информационной базой  для следственных версий и планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения признаков  экономической контрабанды при  отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат, прежде всего, данные, полученные при осмотре места  происшествия, предметов экономической  контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в  котором и была обнаружена «бесхозная»  контрабанда.

Планирование расследования  в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения  сообщения об обнаружении экономической  контрабанды. Определение требуемых для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа места и обстоятельств обнаружения экономической контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших за этим, исследование самих предметов экономической контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.

Следственные действия, направленные на обнаружение дополнительных следов преступления и их закрепление (фиксацию), должны производиться максимально  оперативно.

Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации приобретают осмотры места  происшествия и предметов экономической  контрабанды, поскольку информация, полученная в результате их производства, позволяет выдвинуть обоснованные следственные версии, наметить целесообразные пути их проверки, определить круг лиц, среди которых надо искать преступника (преступников).

Осматривая место происшествия, следователь должен стремиться на основе изучения материальных следов преступления и личности преступника, а также  предметов экономической контрабанды  воссоздать по возможности наиболее полную картину происшедшего, извлечь  максимальную информацию о преступлении и лице, его совершившем. В целях  выявления следов, фиксирующих свойства личности преступника, следует при  помощи метода моделирования построить  логические модели: субъекта преступления, включая его навыки и умения, использованные при совершении экономической контрабанды; его преступной деятельности (последовательности действий) и применявшихся орудий и средств; механизма отображения  следов преступления. При осмотре  места происшествия и предметов  экономической контрабанды привлекаются специалисты различного профиля  в зависимости от вида контрабанды  и способов ее совершения.

В случаях, когда после  совершения преступления прошел непродолжительный  период времени, внимание в первую очередь  обращается на следы, указывающие на направление движения преступника  с места совершения преступления, так как их обнаружение позволяет безотлагательно осуществить заградительные и поисковые мероприятия на пути отхода преступника с места происшествия.

Существенное значение для  раскрытия преступления имеют своевременные  допросы свидетелей (включая должностных  лиц таможни и военнослужащих пограничных войск), обнаруживших «бесхозную»  контрабанду, из показаний которых  необходимо получить максимум информации об известных им обстоятельствах, связанных  с преступлением. В зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения свидетели также могут быть выявлены из числа лиц оформлявших таможенные и иные документы на контрабандный груз или груз, в котором была обнаружена контрабанда, - грузоотправителей и грузополучателей; представителей предприятий, организаций, фирм и компаний, производящих, распределяющих и поставляющих продукцию, которая контрабандно перемещалась за границу; собственников и владельцев художественных и иных ценностей, незаконно вывозимых за пределы Казахстана; из числа других категорий должностных лиц и граждан (иногда иностранцев).

Допрашивая свидетелей, на начальном этапе расследования  следует получить информацию о вероятном  преступнике, его характеристике и  индивидуализирующих признаках, которая  должна незамедлительно передаваться органам, осуществляющим розыск преступников, а также сведения о возможных  свидетелях происшествия.

Успешному расследованию  способствует широкое использование  помощи специалистов и экспертов  в поисках дополнительных следов преступления, в исследовании вещественных доказательств, отыскании нужной информации. Т

Анализ выявленных при  осмотре места происшествия и  предметов экономической контрабанды  следов преступления и преступника  и иной полученной информации позволяет  выдвинуть дополнительные следственные версии и вести расследование  целенаправленно.

Если в процессе расследования  лицо, совершившее преступление, будет  установлено, то первая типичная следственная ситуация может трансформироваться в одну из разновидностей второй, когда  в распоряжении следствия имеется  информация о деянии, содержащем признаки экономической контрабанды, и лице, причастном к ее совершению, однако местонахождение этого лица неизвестно или оно находится за границей.

Основными задачами расследования  во второй типичной ситуации являются: установление местонахождения лица, совершившего преступление, сбор данных о его личности, родственных и  иных связях; установление неизвестной  следствию стадии подготовки к преступлению и других обстоятельств объективной  стороны преступления; выявление  соучастников и свидетелей преступления; фиксация имеющихся и получение  дополнительных доказательств преступной деятельности скрывшегося лица; доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей совершения преступления; установление обстоятельств, при которых лицо, совершившее преступление, скрылось со своего места жительства (или оказалось за границей), а также причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Выдвигаемые частные версии вытекают из названных выше задач  расследования и касаются неизвестных  обстоятельств объективной стороны  преступления, возможных соучастников, обстоятельств, при которых лицо скрылось с места происшествия и места проживания, мотивов и целей преступления и т. д.

В подобных ситуациях объем  информации о лице, совершившем преступление, может быть самым различным. Однако в любом случае следователь имеет  возможность хотя бы в общих чертах учесть при планировании особенности  личности подозреваемого (казахстанский гражданин или иностранец, возраст, профессия и т. д.).

Планирование расследования  уголовного дела в отношении лица, находящегося за границей, имеет определенные особенности, которые вытекают из необходимости  взаимодействия отечественных следователей с их зарубежными коллегами.

Следователь в условиях рассматриваемой  типичной следственной ситуации производит все возможные без участия  лица, совершившего преступление, следственные и иные действия: осмотр места происшествия, предметов контрабанды и иных вещественных доказательств, допрос свидетелей (а также соучастников, если таковые  имеются и не скрылись от следствия), обыски по местам работы и жительства и в других местах, где могут  находиться вещественные доказательства и само скрывающееся лицо, выемки документов и предметов, необходимых для установления истины по делу, назначение экспертиз, предъявление для опознания предметов контрабанды и других предметов и средств (например, транспортных), а также скрывшегося лица по фотографии, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку.

Важным источником информации о месте нахождения лица, совершившего преступление, может быть место происшествия, в ходе осмотра которого тщательно  исследуются следы ухода с  него преступника. При производстве обысков, выемок, осмотре почтово-телеграфной  корреспонденции, допросах свидетелей (особенно из числа родных и близких) следователь должен выяснить следующие  обстоятельства: где и на протяжении какого периода времени проживал, учился, работал, отдыхал, находился  в командировках и на лечении, проходил военную службу, отбывал  наказание разыскиваемый; признаки его внешности и особые приметы.

Ценная информация о круге  общения разыскиваемого и местах возможного его нахождения может  быть получена при осмотре его  дневников, записных книжек, фотоальбомов, писем.

Производя обыски у родственников  и близких связей разыскиваемого, кроме названных выше документов, следует искать талоны и счета  на междугородные переговоры, приготовленные к пересылке вещи и другие предметы, которые могут свидетельствовать  о поддержании ими отношений  со скрывшимся лицом, а также обращать внимание на наличие личных вещей  разыскиваемого. Их отсутствие при  повторном обыске дает основание  для выдвижения версии о контактах  с ним указанных лиц.

При допросах свидетелей необходимо получить как можно более полные сведения о личности разыскиваемого, об одежде и вещах, которые были на нем и при нем, о документах и ценностях, исчезнувших вместе с ним, состоянии его здоровья, чертах характера, привычках, наклонностях и иных присущих ему особенностях, об обстоятельствах, при которых  он скрылся с постоянного места  жительства, и иную информацию, имеющую  розыскной характер.

Самой благоприятной для  расследования, как правило, является третья типичная ситуация, когда на момент возбуждения уголовного дела в распоряжении следствия имеются  достаточные данные о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице (лицах), его совершившем (совершивших), и  о местонахождении этого лица (лиц) - лицо задержано либо известно, где оно находится на территории страны.

Информация о работе Понятие и юридическая природа контрабанды