Понятие и юридическая природа контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Файлы: 1 файл

О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

 

3.6 Следственный эксперимент

Следственный эксперимент  осуществляется путем воспроизведения  действий, обстановки или иных обстоятельств  определенного события и совершения необходимых опытных действий в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела.

По делам о экономической контрабанде при производстве следственного эксперимента проверяются показания обвиняемых, подозреваемых и свидетелей о возможности совершения ими определенных действий или восприятия какой-либо информации (световой, звуковой и иной) при помощи органов чувств. На практике следственные эксперименты проводятся также для установления возможности существования тех или иных явлений, наступления при известных условиях определенных последствий, а также механизма образования следов и выяснения других обстоятельств расследуемого преступления.

Данные, полученные в ходе следственного эксперимента, будут  иметь доказательственное значение, если проверочные действия проводились:

- с соблюдением требований  уголовно-процессуального закона;

- в условиях, максимально  сходных с теми, в которых имели  место событие или факт, интересующие следствие.

Кроме того, при многократном повторении однородных опытов должен быть получен один и тот же результат (т. е. он не является случайным).

Таким образом, становиться  ясно, что основная особенность в  расследовании экономической контрабанды  заключается в тщательности и  оперативности проведения следственных действий.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Мы раскрыли понятие и  юридическую природу такого вида преступления как контрабанда, проанализировали проблемы, связанные с особенностями  квалификации по предмету преступления.

Контрабанда, как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений и существует уже на протяжении многих веков.

Общественная опасность  преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда  экономическому суверенитету и экономической  безопасности государству.

Понятие «таможенная граница  РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное  пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в  морской исключительной экономической  зоне Республики Казахстан искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан  обладает исключительной юрисдикцией  в отношении таможенного дела.

На территории Республики Казахстан могут находиться свободные  таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон  и свободных складов рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории РК, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом РК и иными законодательными актами РК по таможенному делу.

Предметом экономической  контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст. 209 УК РК. Не могут  рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты  материального мира, стоимость которых  не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности  – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом экономической контрабанды  печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Также к понятию экономической  контрабанды нельзя отнести перемещение  через границу предметов изъятых  из обращения, что предусмотрено  статьей 250 УК РК.

Экономическая контрабанда  имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы Республики Казахстан, не повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РК.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РК, и иностранные  граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.2 ст. 209 УК РК предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется  наличием вины только в форме прямого  умысла по отношению к перемещению  товаров через таможенную границу  Республики Казахстан.

Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных  последствий и причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его  совершения.

Экономическая контрабанда  совершается одним из следующих  способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием  или недостоверным декларированием.

Состав экономической  контрабанды формальный, не требующий  наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как  оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с  моментом фактического пересечения  таможенной границы (при въезде) и  с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного  на реализацию намерения вывезти  товары или иные предметы (при въезде).

Отметим, что в ст. 209 УК РК предусмотрены квалифицированные  и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для  должностных лиц и участников организованной группы.

Контрабанда, т.е. перемещение  в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров  или иных предметов за исключением  указанных в ст. 250, совершенные  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное  с недекларированием или недостоверным  декларированием, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Право на ввоз и вывоз  тех или иных товаров и транспортных средств регулируют ст. 8 Таможенного  кодекса Республики Казахстан.

Лицо сознает, что незаконно  перемещает через таможенную границу  товары или иные предметы в крупном  размере, и желает совершить эти  действия.

Мотивами преступления могут  быть различные побуждения –корысть, ложно понятые интересы службы и другие. Для состава контрабанды они совершенно не имеют значения.

Таким образом, контрабанда  представляет собой незаконное перемещение  товаров, транспортных средств и  специальных предметов (наркотических  средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под  национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся  под национальной юрисдикцией другого  государства, либо в район или  через район, не находящийся под  национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны, так как  она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в  правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования дел  о контрабанде во многом зависит  от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования  подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство  дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные  последствия непринятия мер к  задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения  в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы Казахстана, и было бы странно ожидать от них другого  поведения. Затем начинается то, что  с полным основанием можно назвать  видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка  – поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них –  с другой, в итоге уголовное  дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно  опасным, т.к. выехало за пределы  Казахстана. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации  деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так  же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной  безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.

Статистика свидетельствует  о снижении активности правоохранительных органов по выявлению экономической  контрабанды. В ходе прокурорских проверок установлены факты искусственного улучшения статистической отчетности путем незаконного возбуждения  уголовных дел по статье 209 УК РК “Экономическая контрабанда”. Если в  первом квартале 2007 года не было закончено 50% возбужденных уголовных дело, то в 4 квартале 2007 года удельный вес оконченных дел снизился до 21,4 %.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в  современных условиях назрела необходимость  привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер  борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный  договор, в котором давалось бы общее  определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны  общие подходы государств к борьбе с данным явлением.

Совершенно очевидно, что  от уровня борьбы с контрабандой в  значительной степени зависит будущее  страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о  контрабанде и реализация тем  самым принципа неотвратимости наказания  за содеянное.

Также, необходимо проводить  внутренние реформы законодательной  базы с целью упрощения процесса расследования экономической контрабанды.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Официальный сайт Государственного таможенного комитета www.keden.kz

2.       Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РК и международном праве». / Закон и право. 2004. №9.

3.       Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.

4.       Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.,1996г.

5.       Таможенный кодекс Республики Казахстан. "Казахстанская правда" от 11 апреля 2003 года N 102-104

6.       Контрабанда и контрабандисты: наркотики, антиквариат, оружие./ Авт.-сост. Т.И. Ревяко.-Мн.: Лит-ра, 1997

7.       Комментарий к Уголовному кодексу РК: Отв. редактор проф. Борчашвили И. Ш., доцент Рахимжанова Г. К. , Караганда, 1999

8.       Уголовное право РК. Общая часть. 2-е изд. испр. и доп. –Алматы, Жети-Жаргы, 2003.

9.       Уголовный кодекс РК. Алматы: Баспа, 1997

10.    Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996.

11.    Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности». Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан, 2004 г., N 7, с. 49; "Казахстанская правда" от 24 июля 2004 года N 16

12.    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду». Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан (Казахской ССР), 1997 год, том 2

13.    Поленов Г. Ф. Уголовное право РК. Общая часть: Учебное пособие. Алматы, 1999

14.    Дорожков С. «Уголовно-правовая характеристика контрабанды». / «Законность». 2004. № 1.

15.    Душкин С., Русов С. «Особенности квалификации таможенных преступлений» / «Законность». 2002. №8.

16.    Дюсембеков А.Х. Должностные преступления в таможенных органах. А.: Жети-Жаргы, 2006.

17.    Постановление правительства Республики Казахстан от 14.12.1999 n 1919 "Об утверждении правил осуществления экспортного контроля в Республике Казахстан и правил оформления обязательств по использованию ввозимой в Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, и проверок их исполнения" / (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением правительства РК от 16.10.2000 г. N 1540)

18.    Капасалямов К. Уголовное преследование и способы собирания доказательств. Астана. 2001 г.

19.    Когамов М. Предварительное расследование уголовных дел в РК. А., 1998 г.

20.    Омарова З.Н. Практикум по таможенному праву Республики Казахстан. А., 2002 г.

21.    Санталов А. И. Теоретические вопросы уголовной ответственности. Л., 1982.

22.    Республиканский еженедельник «Время». №№ 30, 36, 41, 44, 47, 52 от 2007 года.

23.    Орынбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма-Ата, 1977

24.    Молдабаев С. Проблемы субъекта преступления в уголовном праве РК. Алматы, 1998

25.    Молдабаев С. , Рахметов С. М. Субъект преступления: Учебное пособие. Алматы: 1999

 
ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Схема осуществления экономической  контрабанды при экспортных операциях

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сравнительная диаграмма  количества осужденных по ст.209 УК РК, лишенных свободы в 2006 – 2007 гг

 
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Сравнительная диаграмма  удельного веса оконченных дел по ст.209 УК РК, за 1 и 4 кварталы 2007 года, в %

Информация о работе Понятие и юридическая природа контрабанды