Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа
Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Мотивами преступления могут
быть различные побуждения, которые
для состава контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
В уголовном праве Республики
Казахстан рассматривается
Регулированием данного вопроса занимается ч.2 ст. 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.2 ст. 209 УК РК) являются:
- совершение преступления неоднократно (два или более раза);
- совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (должностные лица таможенных органов, специалисты по таможенному оформлению, депутаты, члены Правительства);
- совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Необходимо отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.
Должностным лицом, совершающим
экономическую контрабанду с
использованием своего служебного положения,
следует считать такое лицо, служебное
положение которого обязывает осуществлять
соответствующие действия по контролю
перемещаемых через таможенную границу
товаров и давать на это разрешение.
Таковыми могут признаваться лица,
осуществляющие оперативно - распорядительные
или властные полномочия. В соответствии
с Таможенным кодексом РК к таким
лицам относятся: начальник таможни
и его заместители; инспектора; другие
должностные лица, осуществляющие таможенное
оформление и проводящие таможенный
контроль, проводящие таможенную идентификацию
товаров или транспортных средств.
Экономическая контрабанда, совершенная
должностным лицом с
Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 330 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно ст. 330 ТК РК таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РК и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж членов Правительства РК, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих служебных обязанностей.
Для привлечения к ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 209 УК РК необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.
В данном случае понятия "должностное лицо" и "служебные полномочия" должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.
Должностное лицо - представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РК предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 27, 209 УК РК) и за превышение должностных полномочий (ст. 307 УК РК).
В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.
Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.
Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ст. ст.103, 104, 105 УК).
Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 96 (ч. 2 ст. 96) и ч. 3 ст. 209 УК РК.
Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч.3 ст. 209 УК) - устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 31 УК РК). В соответствии с ч. 3 ст. 209 УК РК такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.
Распределение ролей среди
участников группы и ее устойчивость
- основные признаки организованной группы.
При этом ответственность по ч. 3
ст. 209 несут не только те лица, которые
непосредственно перемещали товар
или иной предмет контрабанды
через таможенную границу, но и все
другие участники организованной группы
(которые, например, приобретали его
с целью доставления за пределы
таможенной территории страны или получали
его после ввоза на нее, содействовали
незаконному перемещению в
Как мы уже отметили ранее,
ст. 209 УК РК содержит квалифицированные
и особо квалифицированные виды
контрабанды, где предусмотрена
повышенная уголовная ответственность
для должностных лиц и
Но следует в статью 209 УК РК следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую экономическая контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст. 209 УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст. 209 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания.
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
В процессе разработки нового Уголовного кодекса Республики Казахстан ранее существовавшая статья Уголовного кодекса КазССР 1959 года была разделена на две самостоятельных статьи «Экономическая контрабанда» (ст.209 УК РК) и «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» (ст. 250 УК РК).
Необходимость разграничения данных статей в самостоятельные назрела ввиду общественной опасности преступления предусмотренного статьей 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Экономическая контрабанда
наносит государству
Также необходимость проведенного разграничения можно обозначить в силу предметов перевозимых через государственную границу.
Так при экономической
контрабанде через границу
Рассмотрим предметы перевоз которых через границу Казахстана без разрешительных документов будет квалифицировано как «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» в соответствии со статьей 250 УК РК:
а) наркотические средства
- вещества растительного или
б) психотропные вещества - природные
или синтетические вещества, оказывающие
стимулирующее или депрессивное
воздействие на центральную нервную
систему человека и включенные в
Перечень наркотических средств. Психотропные
вещества предусматриваются Списками
Венской Конвенции о
в) сильнодействующие вещества
- вещества, оказывающие опасное
для здоровья и жизни людей
действие при их приеме в значительных
дозах и при наличии
г) ядовитые вещества - вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека и могут привести к смерти, перечень которых утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве Республики Казахстан. Ядовитые вещества перечислены в Списке № 2 (зарин, змеиный яд, метиловый спирт, очищенный пчелиный яд, синильная кислота, цианистый калий и др.);
д) отравляющие вещества - химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, но не относящиеся к химическому оружию (аммиак, хлор и др.);
е) взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, которые обладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (тротил, аммониты, пластиты, порох, твердое ракетное топливо и др.);
ж) радиоактивные вещества – представляют собой вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования федеральных норм и правил - радий, уран, плутоний, кобальт-60, стронций;
з) радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;
и) ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
к) огнестрельное оружие - оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;
л) взрывные устройства - устройства, состоящие из взрывчатого вещества и специального устройства (запал, детонатор, взрыватель и др.), конструктивно предназначенного для инициирования взрыва. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам;
м) боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (артиллерийские снаряды и мины, боевые ракеты, авиабомбы и др.);
н) оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. При определении оружия массового поражения следует также исходить из понятия, сформулированного ООН в 1948 году и включающего "оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием".
К химическому оружию массового
поражения относятся специально
созданные и помещенные в средства
хранения и доставки высокотоксичные
химические соединения, пригодные для
военного применения с целью поражения
живой силы противника. Такое оружие
характеризуется высокой
К биологическому оружию массового
поражения относятся специально
созданные в военных целях
и заражающие людей и животных
возбудителями заболеваний
Под другими видами оружия массового поражения следует понимать ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения;
о) средства доставки оружия
массового поражения
Информация о работе Понятие и юридическая природа контрабанды