Понятие и юридическая природа контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Файлы: 1 файл

О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

КАФЕДРА ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИХ  И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования»

021640 «Юриспруденция»

Выполнил (а) студент (ка)

гр. Ю-53з

Нурбаева Г.А.

КАРАГАНДА 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  КОНТРАБАНДЫ

1.1 Контрабанда как правонарушение  в историческом аспекте

1.2 Понятие контрабанды

1.3 Классификация признаков  экономической контрабанды

1.4 Практика применения  законодательства об уголовной  ответственности за контрабанду

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ

2.1 Объективные признаки  экономической контрабанды

2.2 Субъективные признаки  контрабанды

2.3 Квалифицированные виды  экономической контрабанды 

2.4 Отличие экономической  контрабанды от преступления, предусмотренного  статьей 250 УК РК

3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ

3.1 Начальный этап расследования  экономической контрабанды

3.2 Следственные версии  и планирование расследования

3.3 Особенности тактики  первоначальных следственных действий

3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных  документов

3.3.2 Задержание и личный  обыск подозреваемого, его допрос  и освидетельствование

3.3.3 Допросы свидетелей

3.4 Тактика расследования  на последующих этапах

3.5 Назначение экспертиз

3.6 Следственный эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

   
 

   
 





 

   
 
ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все  большее распространение во всей преступной среде завоевывает контрабанда.

Корни ее тянутся из глубокой древности. Зародилось это явление  еще в XIV веке, когда стали формироваться  товарно-денежные отношения.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых  опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

Причинами роста контрабанды  являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и  пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых  и таможенных ставок, а также экономической  ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно  участвуют в нелегальном бизнесе.

С начала 90-х годов в  Республике Казахстан наблюдается  тенденция роста числа случаев  экономической контрабанды. Ее масштабы стали настолько высоки, что они  создают серьезную угрозу национальным интересам Казахстана. Кроме того, контрабанда нередко сопряжена с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, культурно-исторических ценностей. Она способствует терроризму, создавая для него питательную почву.

Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется  в том, что:

-  причиняется экономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары;

-  растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности.

На рост контрабандной  деятельности в РК прямо или косвенно влияет ряд социально-экономических  факторов, а именно: сложное экономическое  положение в стране, низкий уровень  жизни населения; несоответствие мировых  экспортных и внутренних цен на товары; неразвитость пограничной и таможенной инфраструктуры на новых границах, установленных между государствами  бывшего СССР; низкая оснащенность современными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольные  функции на границе республики; широкое распространение коррупции, устоявшихся связей организованных преступных групп с государственными служащими таможенных органов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами республиканской службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне.

Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, в настоящее время до 80% товарооборота  Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате контрабанды алкогольной  продукции бюджет республики недополучает ежегодно свыше 200 млн. долларов. Аналогичные  данные по табачной продукции показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.

В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает  особую значимость. Экономическая контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств  на государственные интересы, и эффективность  борьбы с ней зависит от скоординированных  уголовно - правовых мер.

Актуальность проблемы экономической  контрабанды (ст. 209 УК РК) обусловлена  тем, что данный вид преступления приобретает в настоящее время  в Казахстане размеры массового  негативного явления, представляющего  реальную угрозу важным экономическим  интересам государства, и принимает  все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда  затрагивает сферу национальной безопасности.

В современном уголовном  праве экономическая контрабанда  относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности и ее общественная опасность определяется тем, что данным деянием причиняется  значительный ущерб внешнеэкономической  деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан.

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической  природой, уголовно-правовой характеристикой  такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.

Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:

-  изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);

-  изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;

-  анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;

-  рассмотрение путей их разрешения.

В ходе подготовки к написанию  данной работы выбрана методологическая основа исследования: нормативно-правовые акты Республики Казахстан, научные  труды современных казахстанских  авторов, учебно-справочная литературы, материалы периодической печати и т.д.

 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ  1.1 Контрабанда как правонарушение  в историческом аспекте 

В Западной Европе контрабанда  как правонарушение появилась в XIV- XVI в. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда  государства признали для себя невыгодным для себя беспрепятственный ввоз и вывоз товаров и в законодательном  порядке установили определенные правила  провоза товаров через государственную  границу.

Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных  государством, на сухопутной границе  и в портах были созданы специальные  государственные учреждения- таможни.

Всякое нарушение установленных  законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и  ценностей через границу с  сокрытием их от контроля со стороны  таможни стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких  действий подлежали наказанию.

Само слово «контрабанда»  было заимствовано из итальянского языка  и вошло во многие современные  языки (contra – против и bando- правительственный указ). Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения.

Слово «контрабанда» означает также товар, или какой-либо запрещенный  законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или  пронесенный через границу государства.

Таможенные пошлины стали  приобретать роль орудия государственной  торговой политики по мере возникновения  единого национального рынка. Этот процесс в разных странах происходил неординарно и неравномерно, но повсюду  он начинался с таможенных ограничений, возникновение которых и послужило  толчком к развитию контрабанды.

Иначе говоря, контрабанда  возникла и стала развиваться  как противодействие введенным  ограничениям и установленным таможенным барьерам.

Войны в Европе в XVI- XVII веках  породили еще одну разновидность  контрабанды – военную.

Под этим видом контрабанды  подразумевались поставки нейтральными государствами одной из воюющих  сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявлялись  запрещенными.

Во время войн и в  периоды между ними контрабандная  торговля продолжала расти, несмотря на принятие, рядом стран специальных  законов. И если в период раннего  меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого  меркантилизма контрабандной торговлей  стали заниматься торговые компании Европы.

Далее вслед за Европой  контрабанда стала укрепляться  и в Казахстана.

Возникновение контрабанды  в Казахстана относится к периоду, когда происходил процесс образования единого рынка и установления на государственной границе таможенных барьеров. Это произошло в начале XVII века.

В это время вслед за Соборным уложением, упорядочившим  фискальные обязанности купечества, правительство ввело Таможенный устав (1653 г.), и Новоторговый устав (1667г.), ознаменовавшие собой установление в стране системы протекционизма.

В соответствии с этими  уставами ограничивалась торговля иностранных  купцов, которым отныне разрешалось  продавать свои товары только оптом  и в пределах пограничных городов. Въезд иностранных купцов во внутренние районы государства регламентировался  специальным разрешением, за что  с них кроме таможенных пошлин взимались дополнительные сборы, а  также проезжая пошлина.

С выходом Казахстана к  берегам Балтийского моря для  предотвращения контрабандного ввоза  и вывоза товаров морем Петр I создает специальную таможенную службу в портах.

Важным мероприятием для  усиления борьбы с контрабандой было учреждение в Казахстана в 1754г. пограничной  стражи как особого корпуса для  охраны государственных границ в  таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана пограничная казачья стража и специальная таможенная стража.

До отмены крепостного  права в Казахстана действовал сложный постатейный свод норм уголовного права. Уложение о наказаниях (1845г.) включало систематизированное законодательство о контрабанде.

После судебной реформы 1864г. это уложение подверглось изменениям. Так, из Уложения в Таможенный устав были перенесены нормы, регулировавшие вопросы « О взысканиях и наказаниях за нарушение правил, установленных для ввоза и вывоза товаров», « О взысканиях за нарушение правил,, установленных для провоза товаров из одних таможен в другие и для отвоза товаров», « О взысканиях за нарушение таможенных правил по азиатской торговле (астраханской, сибирской, кавказской)», « О наказаниях за сопротивление таможенным распоряжениям и чинам».

Перенесение этих положений  в Таможенный устав не изменило их характера, и потому к ним применялись  и в последующее время все  нормы общей части Уложения о  наказаниях уголовных и исправительных 1885года, которое с последующими дополнениями действовало вплоть до Октябрьской  революции.

Таким образом, становятся явными причины появления контрабанды - контрабанда как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений, и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже  на протяжении многих веков.

1.2 Понятие контрабанды 

В современном уголовном  праве контрабанда относится  к разделу преступлений в сфере  экономической деятельности.

Преступлениями в сфере  экономической деятельности являются предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

Уголовный кодекс Республики Казахстан устанавливает ответственность  за 38 видов преступлений в сфере  экономической деятельности. Замечу для сравнения, что в Уголовном  кодексе КазССР 1959 года их было только 11.

Под контрабандой следует  понимать незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных  предметов (наркотических средств  и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей  и т.д.) через таможенную границу  из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в  район или через район, находящийся  под национальной юрисдикцией другого  государства, либо в район или  через район, не находящийся под  национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме [2, 102].

Перемещение товаров и  иных предметов составляет основу противоправного  деяния и придает ему исключительно  активный характер, т.е. форму действия.

Понятия "перемещение  через таможенную границу" и "пересечение  таможенной границы" не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РК в таможенном законодательстве выражается не только в фактическом пересечении таможенной границы РК (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РК), но и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РК).

Информация о работе Понятие и юридическая природа контрабанды