Понятие и юридическая природа контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Файлы: 1 файл

О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

Перечень документов и  сведений, порядок их представления  определяются таможенным комитетом  РК в соответствии с ТК РК и иными  актами законодательства РК. Под обманным использованием документов понимается представление таможенному органу РК в качестве документов, необходимых  для таможенных целей, поддельных, недействительных документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

Поддельный документ - это  документ, полностью изготовленный, фальшивый или подлинный, в который  внесены скаженные сведения, например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.

Недействительный документ - это документ, полученный законным путем, однако по каким-либо причинам утратившим свою силу. Например, истек срок его  действия.

Документ, полученный незаконным путем, - это документ, полученный заинтересованным лицом в результате представления  в качестве оснований для ого  выдачи уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов либо в результате злоупотребления должностным лицом  служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого  документа.

Документ, содержащий недостоверные  сведения, - это документ, который  фактически является подлинным, но в  который внесены сведения, не соответствующие  действительности. При этом он сохраняет  признаки и реквизиты настоящего (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности  лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными.

Транспортные средства, помещения  и другие места, где находятся  или могут находиться товары и  транспортные средства, подлежащие таможенному  контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой  возложен на таможенные органы РК, а  также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными  органами РК.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной или  иной маркировки, идентификационных  знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров  и транспортных средств, составления  чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования  товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Средства идентификации  могут изменяться или уничтожатся  только таможенными органами РК или  с их разрешения, за исключением  случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров  и транспортных средств. Таможенному  органу РК незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении  средств идентификации и представляются доказательства существования реальной угрозы. Под обманным использованием средств таможенной идентификации  понимается использование поддельного  либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и  транспортным средствам.

Средства таможенной идентификации  представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной  и иной маркировки, идентификационных  знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров  и транспортных средств. Средства таможенной идентификации могут изменяться или уничтожатся только таможенными органами, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

Недекларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК подлежат декларированию таможенному органу РК.

Декларирование производится путем заявления по установленной  форме (письменной, устной, путем электронной  передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых  для таможенных целей, определяются государственным таможенным комитетом  РК.

В соответствии с ТК РК под  недекларированием товаров и  транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу РК, понимается незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В отношении отдельных  видов предметов законом устанавливаются  специальные правила перемещения, не сводящиеся к декларированию и  зависящие от правового режима перемещаемого  товара.

Декларированию подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК, товары и транспортные средства, режим которых  изменяется, а также другие товары и средства в случаях, определяемых законодательными актами.

Недостоверное декларирование товаров или транспортных средств  заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Под недостоверным декларированием  товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу  РК, понимается заявление недостоверных  сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

При этом недостоверное декларирование не дает основания для освобождения от таможенных платежей или занижения  их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признать не как недостоверное декларирование, а как действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение.

Контрабанда (ст. 209 УК РК) наносит  вред финансово-экономической системе  государства, поскольку в государственный  бюджет не поступают таможенные пошлины  и сборы, установленные на ввозимые товары.

Общественная опасность  контрабанды, как указывается в  «Курсе уголовного права» т.4 [8, 231], определяется тем, что данным деянием причиняется  существенный ущерб внешнеэкономической  деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан.

В ч.1 статьи 8 ТК РК указывается на то, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, а также и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Никто не может быть лишен этого права или же ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Ч. 2 ст. 8 Таможенного кодекса  Республики Казахстан указывает  на то, что законодательными актами Республики Казахстан и нормативными постановлениями Правительства  Республики Казахстан могут быть установлены запреты и ограничения  на ввоз в Республику Казахстан, вывоз  из Республики Казахстан и транзит  через территорию Республики Казахстан  товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного  регулирования в отношении товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.

1.4 Практика применения  законодательства об уголовной  ответственности за контрабанду 

В целях правильного и  единообразного применения законодательства об уголовно наказуемой контрабанде, Пленум Верховного Суда постановляет:

Под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров  или иных ценностей и предметов  через таможенную границу. Суды должны учитывать, что при экономической  контрабанде, ответственность за совершение которой предусмотрена статьей 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), родовым и непосредственным объектом являются экономические интересы государства, а при контрабанде, квалифицируемой по статье 250 УК - интересы общественной и государственной безопасности.

Обстоятельствами, отграничивающими уголовно наказуемую контрабанду от контрабанды, наказуемой в административном порядке, а также от нарушений  таможенных правил, сопряженных с  перемещением товаров и предметов  через таможенную границу, являются крупный размер контрабанды либо перемещение предметов, в отношении  которых установлены специальные  правила.

Понятия таможенной и государственной  границ определены «Таможенным кодексом Республики Казахстан» и Законом  Республики Казахстан «О государственной  границе Республики Казахстан».

На сухопутной территории, на водах, в воздушном пространстве таможенная граница, исключая периметры  свободных таможенных зон и свободных  складов, вне зависимости от местонахождения  пунктов пропуска, таможенных постов совпадает с государственной  границей.

Указание в процессуальных следственных и судебных документах крупного размера и других квалифицирующих  признаков контрабанды, в том  числе специальных правил перемещения  в отношении определенных предметов, является обязательным.

Незаконное перемещение  товаров или иных ценностей и  предметов может совершаться  как путем ввоза их на таможенную территорию, так и вывоза их с  этой территории.

Под ввозом и вывозом следует  понимать перемещение предметов  контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос  в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.).

Незаконное перемещение  осуществляется как в пунктах  пропуска и других местах, определенных законодательством для пересечения  границы (под видом легального перемещения), так и вне этих мест (нелегальным  путем).

Преступление считается  оконченным:

-  при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, - с момента непосредственного пересечения границы;

-  при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, - с момента окончания процедуры пограничного контроля;

-  при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления.

С объективной стороны  контрабанда характеризуется:

-   сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов;

-   их перемещением помимо таможенного контроля;

-   их недекларированием или недостоверным декларированием;

-   обманным использованием таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации.

Для признания таких действий преступными наступление каких-либо вредных последствий не требуется.

Сокрытие от таможенного  контроля заключается в утаивании  товаров или иных ценностей и  предметов, использовании при их перевозке тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или в  придании одним предметам вида других.

Перемещение предметов контрабанды  помимо таможенного контроля заключается  в их пересылке и провозе вне  таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определенных законодательством  и таможенными органами Республики Казахстан для проведения таможенного  оформления, или вне установленного для его производства времени.

Обманное использование  таможенных и иных документов или  средств таможенной идентификации  предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов, использование поддельных печатей, пломб, штампов и иных подобных средств таможенной идентификации  либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам.

Недекларирование или недостоверное декларирование - это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов.

Под предметами контрабанды  понимаются любые движимые предметы материального мира, в том числе  валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая или иные виды энергии и  транспортные средства.

К ним относятся также  культурные ценности, имеющие значение художественного, научного, исторического  и археологического достояния народов - произведения искусства, предметы старины  и иные имеющие указанное значение предметы, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты (производные). Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также иных, не изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых не ограничено, (например, продукты питания, одежда, обувь, паРКюмерные товары и др.), установлена статьей 209 УК.

Перемещение наркотических  средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных или  взрывчатых веществ, вооружения, военной  техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения образует состав преступления, предусмотренного статьей 250 УК, и материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, влечет ответственность независимо от размера и количества предметов  контрабанды.

Информация о работе Понятие и юридическая природа контрабанды