Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении проблемных аспектов формирования и реализации института условного осуждения, разработке путей их решения.
Заявленную цель мы попытаемся достичь посредством решения следующих задач:
определить понятие условного осуждения и его юридическую природу; выяснить соотношение условного осуждения с уголовной ответственностью и наказанием;
установить основание применения условного осуждения и охарактеризовать его элементы
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика условного осуждения по уголовному праву России…………………………………………………………………………….…..6
1.1. Понятие условного осуждения и его юридическая природа…………….…...6
1.2. Уголовно-правовая характеристика признаков условного осуждения…….13
1.3. Понятие основания условного осуждения и его содержание………………18
Глава II. Обязанности, возлагаемые судом на условно осужденного, и испытательный срок условного осуждения…………………………………...23
2.1. Обязанности, возлагаемые судом на условно осужденного………………..23
2.2. Испытательный срок при применении условного осуждения……………...28
2.3. Уголовно-правовые основания для сокращения, продления испытательного срока и отмены условного осуждения…………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………...…..43
Если условно осужденный вполне работоспособен, после совершения преступления продолжает жить в своей семье и работать на ее благо, то возлагать на него обязанность по материальной поддержке семьи не имеет смысла. Она будет целесообразна, если осужденный до совершения преступления не работал, либо работал, но не поддерживал каким-либо образом свою семью, либо находился на ее фактическом иждивении. при возложении обязанности этой обязанности необходимо учитывать отношения виновного с семьей: насколько они благожелательны либо, напротив, враждебные. Данная обязанность будет оправдана при наличии несовершеннолетних, а, тем более, малолетних детей у виновного.
Суд может возложить на условно осужденного такую обязанность как устроиться на работу или поступить на учебу. Отрасль трудовой либо учебной деятельности должна быть указана по возможности конкретно, исходя из личных данных виновного. Если же условно осужденный на момент вынесения приговора уже учился или работал, то возможно возложение обязанности продолжить учебу до получения определенного образования и специальности или не увольняться с места работы41.
Важно сообщить о таком варианте, являющемся новым на сегодня, как возложение обязанности выполнения бесплатных общественно полезных работ. Как известно, в УК РФ есть наказание в виде обязательных работ, которые должны выполняться бесплатно для осужденного в объеме от 40 до 160 часов для несовершеннолетних и от 60 до 240 часов – для взрослых (ст.49 УК РФ). Следует отметить при этом спорность вопроса о бесплатности обязательных работ как вида наказания. Г. Стенечкин обращает внимание на следующее противоречие. Согласно ч.1 ст.49 УК РФ, обязательные работы являются бесплатными42. А в соответствии с ч.2 ст.28 УИК РФ администрация по месту работы осужденного ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденным работы43. Уголовно-исполнительные же инспекции контролируют своевременность этого перечисления. Таким образом, эти работы полностью бесплатными уже назвать нельзя. Г. Стеничкин предлагает их сделать действительно бесплатными, внеся в УИК РФ соответствующее дополнение44.
Можно выделить несколько причин возложения на условно осужденного обязанности выполнения бесплатных общественных работ. Во-первых, для усиления исправительного воздействия испытательного срока, что прямо вытекает из ч.5 ст.73 УК РФ. При выполнении условно осужденными бесплатных общественно полезных работ общество могло бы убеждаться в том, что эти лица вовсе не уходят из-под контроля И. хотя бы косвенно, заглаживают вред, причиненный обществу. Вторая, менее важная, но все же значимая причина – хозяйственная. Третья состоит в том, что опыт организации бесплатных общественных работ при условном осуждении окажется полезен впоследствии, когда наказание в виде обязательных работ станет реальностью в судебной практике45.
2.2. Испытательный срок при применении условного осуждения
В испытательном сроке выражается сущность условного осуждения. Именно в этот период времени осужденный считается судимым. Установление испытательного срока является не правом, а обязанностью суда.
Т.Г. Веретенникова определяет испытательный срок как период времени, необходимый для проверки обоснованности решения суда об условном осуждении и организации специального контроля за поведением условно осужденного46. Аналогично считает и И.А. Бурлакова47. Испытательный срок при условном осуждении, по мнению Р.В. Смаевой, - это срок реализации уголовной ответственности48. Мы согласны с данными суждениями, поскольку они вполне дополняют друг друга. При добросовестном выполнении условно осужденным возложенных на него обязанностей и достижения собственного качественного исправления назначенное наказание не приводится в исполнение по истечении испытательного срока. Судимость лица погашается, следовательно прекращаются все уголовно-правовые отношения и, таким образом, уголовная ответственность в отношении данного лица полностью реализована.
Характерной особенностью испытательного срока является то, что он воплощает в себе угрозу и обещание: угрозу реального применения назначенного наказания и сохранения судимости при нарушении условий испытания (например, при совершении нового преступления) и обещание неприведения назначенного наказания в исполнение и погашение судимости, если условия испытательного срока состоит в том, что осужденному предоставляется время для того, чтобы активным трудом и участием в общественной жизни доказать свое исправление без реального отбывания наказания.
Испытательный срок, как это следует из положений ст.73 УК РФ49, устанавливается для того, чтобы условно осужденный в течение этого срока собственным поведением доказал свое исправление. Обязанности возлагаются дополнительно к этому в целях стимулирования, «ускорения» процесса исправления. Виновный должен подавать своими положительными действиями пример другим условно осужденным, лицам, совершившим административные или дисциплинарные правонарушения; если он безработный, то ему следует устроиться на работу; если не имеет образования, то желательно его поступление в какое-либо образовательное учреждение и т.д. Последняя рекомендация определяется уровнем образования, имеющим место на момент вынесения приговора. Если у осужденного высшее образование, то о данной рекомендации или обязанности. Вряд ли стоит вести речь. О ней есть смысл говорить при наличии у осужденного начального, среднего (основного или неполного) либо среднего специального образования.
Одним из важнейших вопросов является продолжительность испытательного срока.
По нашему мнению, испытательный срок в шесть месяцев чересчур мал, ибо за это время человек не успевает полностью осмыслить совершенное им деяние, его общественную опасность и преступность, а тем более осознать свое противоправное поведение и переосмыслить его в целях исправления и дальнейшего не совершения преступлений. А государственные надзирающие органы также не в состоянии в шестимесячный срок обеспечить надлежащее исправление условно осужденного. По верному замечанию В.А. Ломако, в срок менее одного года невозможно обеспечить надлежащего воспитательного воздействия на условно осужденного50.
Испытательный срок в шесть месяцев возможен лишь при его сокращении в порядке ст.74 УК РФ51.
Слишком длительный срок, на наш взгляд, - более трех лет, может отрицательно сказаться на условно осужденном, так как с одной стороны, находясь в течении продолжительного времени в таком состоянии между наказанием и свободой, он может испытывать излишние нравственные страдания, не требующиеся для исправления. А с другой стороны, чрезмерно продолжительный срок как бы расхолаживает осужденного, он может увериться, таким образом, в суде как во «всепрощающем» органе и усомниться в его авторитете. Хотя это уже отдельная проблема, и начинается она с того, стоит ли вообще назначать виновному, пусть даже совершившему преступление впервые небольшой тяжести без отягчающих обстоятельствах, наказание, неприменяемое условно.
Чрезмерно длительные испытательные сроки могут привести к отсутствию единства в судебной практике, а именно: есть опасность того, что осужденному за преступление небольшой тяжести может быть установлен слишком продолжительный срок и тем самым будет проявлена необоснованная строгость к виновному. Излишний, не вызванный необходимостью исправления условно осужденного испытательный срок, утрачивает свое воспитательное значение, превращаясь в дальнейшем, по существу в ненужную формальность. Длительный срок (более трех лет) неудобен также тем, что практически очень сложно испытуемого держать под наблюдением в течении этого времени. Как правило, желаемый результат наступает в более короткие сроки. За такой промежуток времени, как 4 – 5 лет, нередко меняется место работы, а то и место жительства условно осужденного, существенно может изменится окружающая среда, обновиться коллектив, а также штат лиц, обязанных контролировать осужденного и вести с ним исправительно-воспитательную работу. Поэтому более приемлемым, считает В.А. Ломако, является предел испытательного срока от одного до трех лет, подтверждая нашу позицию52. Также считает и Е.В. Бушкова53.
Далее нам предстоит ответить на вопрос, что должно определяться продолжительностью испытательного срока.
С одной стороны, длительность
испытательного срока должна зависеть
от тяжести совершенного преступления:
чем более оно тяжкое, тем больше
времени требуется для
Необходимо принимать
во внимание то, что не всегда тяжесть
совершенного деяния напрямую влияет
на продолжительность
Постараемся теперь определить
продолжительность
По мнению Ю.М. Ткачевского, «продолжительность испытательного срока должна быть поставлена в зависимость от вида и размера назначенного условно наказания, так как степень общественной опасности деяния выражается, прежде всего, в этом»55. Исходя из этого, указанный автор обосновывал важность дифференциации длительности испытательного срока в зависимости от вида назначенного наказания и его срока и закреплении этого положения в законе56. Другие юристы в целях устранения существующего в судебной практике разнобоя предлагали установить полное соответствие, соразмерности продолжительности испытательного срока сроку назначенного наказания57.
По нашему мнению, на продолжительность испытательного срока прямо не должен влиять срок назначенного наказания, как и тяжесть совершенного преступления. Длительность испытательного срока должна зависеть не от меры наказания и выражать тем самым «строгость в подходе к осужденному»58, а, по справедливому мнению Г.С. Гаверова, «устанавливаться с учетом индивидуальных особенностей личности виновного, свидетельствующих о возможности его исправления в течении определенного времени»59. Это подтверждает и Е.В. Бушкова, по мнению которой продолжительность испытательного срока должна определяться в зависимости от времени, необходимого для того, чтобы осужденный доказал свое исправление, независимо от срока назначенного наказания60.
2.3. Уголовно-правовые
основания для сокращения и
продления испытательного
Подобно тому как условия отбывания наказания могут варьироваться в зависимости от поведения виновного, аналогично способен меняться и режим испытания условно осужденного. При реально исполняемом наказании, например, лишении свободы, возможна смена режима исправительного учреждения, а также сам его вид. При условном осуждении это выражается в сокращении испытательного срока и досрочном прекращении условного отбывания наказания, в продлении испытательного срока либо в досрочной отмене условного осуждения и отбывании осужденным назначенного наказания61. Условно осужденный, принимающий усилия к собственному исправлению, добросовестно исполняющий возложенные на него обязанности и в целом характеризующийся положительно, вполне заслуживает досрочного прекращения условного осуждения и снятия судимости.
Возможность сокращения испытательного срока является серьезным стимулом для условно осужденного доказать свое исправление путем качественного выполнения возложенных на него обязанностей, активного участия в общественной жизни, оказания помощи другим условно осужденным в достижении исправления и прививания навыков законопослушного и нравственного поведения. Эти утверждения не следует рассматривать как высокопарные. Идея условного осуждения, по существу, представляет собой шанс для виновного, предоставляемый ему государством, полностью раскаяться и исправиться без назначения реально отбываемого наказания.