Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ
3. Принципы организации прокурорского надзора
4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ
8. Специализированные органы прокуратуры РФ
9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
13. Правовое регулирование прокурорского надзора
14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика
15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей
16. Дисциплинарная ответственность
17. Тактика прокурорской деятельности
18. Методика прокурорской деятельности
19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры
20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан
21. Полномочия военных прокуроров
22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства
24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ
25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии
26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора
27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан
29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения
30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера
32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
33. Главная военная прокуратура
34. Подследственность. Создание следственных групп
35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних
37. Надзор за исполнением законов судебными приставами
38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы
42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом
43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
44. Основные направления деятельности прокурора в суде
45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
49. Правовой статус прокурора
50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание
51. Транспортная прокуратура
52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ
54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ
55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)
56. Международное сотрудничество в рамках СНГ
6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних;
7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних;
8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел;
9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве;
10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание;
11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Надзор
за исполнением законов судебными
приставами – это новое направление
в деятельности прокуратуры, связанное
с принятием Федеральных
При надзоре за судебными приставами-
При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:
1) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;
2) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;
3) исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;
4) оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;
5) удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;
6) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статьей 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены доплаты прокурорским работникам.
Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50 % должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 % должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат.
Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника. Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ.
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80 % должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Президентом РФ для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в Генеральной прокуратуре РФ, а также для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре РФ, может устанавливаться ежемесячное денежное поощрение.
Доплата за классный чин производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу прокурорского работника в следующих размерах: действительный государственный советник юстиции – 30 %; государственный советник юстиции I класса – 27 %; государственный советник юстиции II класса – 25 %; государственный советник юстиции III класса – 23 %; старший советник юстиции – 21 %; советник юстиции – 20 %; младший советник юстиции – 19 %; юрист I класса – 18 %; юрист II класса – 17 %; юрист III класса – 16 %; младший юрист – 15 %.
Доплата за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет – 20 %; от 5 до 10 лет – 35 %; от 10 до 15 лет – 45 %; от 15 до 20 лет – 55 %; свыше 20 лет – 70 %.
Процентные надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 % должностного оклада, докторам наук или профессорам – 10 % должностного оклада, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» – в размере 10 % должностного оклада.
Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, но с учетом своих особенностей.
На подготовительной стадии судебного заседания прокурор должен проверить, правильно ли производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, вручены ли данным кандидатам извещения в срок, установленный процессуальным законом. После доклада о явке в суд присяжных заседателей стороны могут заявить немотивированный отвод, причем дважды, первым его заявляет государственный обвинитель, который согласовывает собственную позицию с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя, т. е. прокурора, и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. После проведения судебного следствия стороны переходят к прениям сторон, в которых первым выступает государственный обвинитель. В своей обвинительной речи прокурор должен убедить присяжных заседателей, что данное преступление имело место, что подсудимый имеет отношение к данному преступлению и не заслуживает снисхождения. После прений сторон суд переходит к репликам сторон и последнему слову подсудимого, по окончании которых председательствующий произносит напутственное слово присяжным заседателям, разъясняет им суть поставленных
перед ними вопросов, и присяжные удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта. После тайного голосования старшина провозглашает вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Уголовно-процессуальным кодексом РФ закреплено, что если вынесен оправдательный вердикт, то он обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора, а если обвинительный вердикт, то он так же обязателен для председательствующего, но это не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано, участие подсудимого в совершении преступления то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке (п. 5 ст. 348 УПК РФ).
Предметом надзора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы, является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»), а именно:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1) посещать в любое время органы и учреждения;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключен-
ных под
стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного
5) проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;
6) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора (ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст. 34 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурор возбуждает уголовное дело, санкционирует задержание и арест подозреваемых и обвиняемых, утверждает обвинительное заключение и направляет уголовные дела в суд для рассмотрения по существу. В случае тяжелого заболевания или смерти лица в тюрьме об этом факте должно быть сообщено родственникам и прокурору.
К наказаниям, не связанным с лишением свободы, относятся наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При осуществлении данного надзора прокурор осуществляет следующие полномочия:
1) проверку добросовестного отношения осужденного к труду на определенном ему объекте;
2) оплату штрафа осужденным в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу;
3) ведение уголовно-исполнительными инспекциями учет осужденных;
4) осуществление администрациями организаций контроля за соблюдением запрета занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью.
Прокурор также осуществляет надзор за администрациями организации, в которой работает осужденный. Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана: