Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ
3. Принципы организации прокурорского надзора
4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ
8. Специализированные органы прокуратуры РФ
9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
13. Правовое регулирование прокурорского надзора
14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика
15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей
16. Дисциплинарная ответственность
17. Тактика прокурорской деятельности
18. Методика прокурорской деятельности
19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры
20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан
21. Полномочия военных прокуроров
22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства
24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ
25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии
26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора
27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан
29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения
30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера
32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
33. Главная военная прокуратура
34. Подследственность. Создание следственных групп
35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних
37. Надзор за исполнением законов судебными приставами
38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы
42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом
43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
44. Основные направления деятельности прокурора в суде
45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
49. Правовой статус прокурора
50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание
51. Транспортная прокуратура
52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ
54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ
55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)
56. Международное сотрудничество в рамках СНГ
Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
В трудовой книжке прокурорского работника производится запись о его последней должности с указанием «В отставке».
Правовое
регулирование прокурорского
В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:
1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры занимает ФЗ «О прокуратуре РФ». Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.
Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ, который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.
Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).
Статьей 13 УИК РФ установлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.
За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа.
Кроме названного федерального законодательства деятельность прокуратуры регулируется также следующими федеральными законами: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О милиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-разыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
Статья 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет виды прокурорского надзора.
Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, или так называемый общий надзор. Надзор за исполнением законов подразумевает не только надзор за их исполнением перечисленными субъектами, но и надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор
руководствуется
Надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
Указанные сферы деятельности тесно связаны с важнейшими правами и свободами граждан, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия для граждан, причинить им невосполнимый вред. Кроме того, рассматриваемые виды деятельности осуществляются в сфере борьбы с преступностью, охраны правопорядка, что имеет важное значение для общества и государства в целом.
Надзор за исполнением законов
администрациями органов и
Надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту отрасль надзора рассматривают как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения судов.
Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.
Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.
Погребение прокуроров и следователей, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров и следователей, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры (п. 2 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты оружия, а также на применение.
Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию (п. 3 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях (п. 5 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
1) гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;
2) причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений
или иного
вреда здоровью, исключающих дальнейшую
возможность заниматься профессиональной
деятельностью; 3) причинения прокурору
или следователю в связи с
их служебной деятельностью
В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация.
В случае
гибели (смерти) прокурора или следователя
в связи с исполнением
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением их имущества, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду (ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине;
2) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
3) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры (п. 1 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (п. 3 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность (п. 4 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – 2 лет со дня его совершения. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на 1 месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет (ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Термин «тактика» имеет греческое происхождение и в переводе («tasso») означает «строю, выстраиваю». Прокурорская тактика весьма разнообразна и зависит от задач, каждодневно возникающих перед прокурором, состояния законности, изменения объемов работы, штатных изменений и от других факторов. Прокурор периодически решает задачи, касающиеся вопросов эффективного порядка проведения прокурорской проверки: с чего ее начать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Прокурор решает также вопросы о том, какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его внести, какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и т. д. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способствующих им обстоятельств, в уменьшении в последующем общего количества нарушений и, следовательно, в укреплении законности.