Прокуратура и прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Содержание работы

1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ
3. Принципы организации прокурорского надзора
4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ
8. Специализированные органы прокуратуры РФ
9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
13. Правовое регулирование прокурорского надзора
14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика
15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей
16. Дисциплинарная ответственность
17. Тактика прокурорской деятельности
18. Методика прокурорской деятельности
19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры
20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан
21. Полномочия военных прокуроров
22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства
24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ
25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии
26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора
27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан
29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения
30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера
32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
33. Главная военная прокуратура
34. Подследственность. Создание следственных групп
35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних
37. Надзор за исполнением законов судебными приставами
38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы
42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом
43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
44. Основные направления деятельности прокурора в суде
45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
49. Правовой статус прокурора
50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание
51. Транспортная прокуратура
52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ
54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ
55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)
56. Международное сотрудничество в рамках СНГ

Файлы: 2 файла

Прокуратура и прокурорский надзор. Шпаргалки_Ахетова О.С_2008 -32с.pdf

— 196.87 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Прокуратура и прокурорский надзор. Шпаргалки_Ахетова О.С_2008 -32с.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения  деятельности прокурора, помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные применительно к данной ситуации. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора действовать тактически иначе. В связи с этим происходит, с одной стороны, повышение тактических навыков прокурора, а с другой – совершенствование тактики прокурорского надзора.

Тактика проверки – это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата.

Прокурорская  проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки материалов. Тактика проверок весьма разнообразна и зависит от характера полученного сигнала о нарушении закона; степени осведомленности прокурора и характере совершенного правонарушения; органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон; объема предстоящей работы, профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и от ряда других факторов.

Под тактикой прокурорского реагирования на

нарушения законов понимается применение прокурором таких правовых средств, которые  позволяют достигать лучшего конечного результата.

Прокурорская  тактика предполагает применение таких приемов, как сочетание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми; проведение первоначальных проверочных действий в отсутствие нарушителей; истребование объяснений сначала от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей; сочетание письменных и устных средств реагирования и т. д.

 

 

 

18. Методика прокурорской деятельности

Термин «методика» происходит от слова «метод», которое в переводе с греческого («methodos») означает «путь исследования, теорию, учение, способ достижения какой-либо цели». Методика прокурорской деятельности определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, указываемых тактикой.

Под методом прокурорской деятельности следует понимать способ или средство решения задачи, например выявления определенных нарушений того или иного законодательства. К методам в сфере прокурорской деятельности можно отнести такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий.

В юридической  литературе приемы подразделяются на организационные, тактические и  технические.

Организационные приемы охватывают организационную сторону прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных нарушениях, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров.

Тактические приемы – это использование рекомендации обобщенного передового опыта, сведений из логики, психологии, научной организации труда для решения обоснованности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзора.

Технические приемы – это рациональное и активное использование различных технических средств (оргтехники, видеотехники) в целях совершенствования организации работы по надзору за исполнением законов, организации труда на научной основе и т. д.

Приемы  вырабатываются в процессе практической деятельности прокуроров и постоянно совершенствуются. Прием в сфере прокурорской деятельности – это конкретное действие прокурора, совершаемое в целях установления истины, предупреждения правонарушений. Таким образом, под методикой прокурорской деятельности понимается совокупность (комплекс, система) основанных на законе методов и приемов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений закона, применяемых прокурорами в целях достижения той или иной цели. Методика охватывает собою деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установлению способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законы. Методика носит индивидуальный, творческий характер, где проявляются профессиональные способности прокурора, черты его характера, играет роль опыт работы прокурорского работника, его инициативность и активность. Методика прокурорской деятельности вырабатывается практикой и теорией прокурорского надзора, находит отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых подчиненным прокурорам руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Федерации, а в некоторых случаях и в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ (приказах, указаниях), приобретая обязательный характер.

 

 

 

19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры

является видом федеральной  государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной  должности федеральной государственной  службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре РФ». Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры оформляются на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурорами и следователями могут быть граждане (ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию;

2) обладать моральными и профессиональными качествами;

3) способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие  стаж работы по данной должности не менее 3 лет.

На должности прокуроров субъектов  РФ – не моложе 30 лет со стажем не менее 5 лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в  исключительных случаях назначать  на должности прокуроров субъектов  РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти (ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Военными прокурорами и следователями  назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной  службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие вышеперечисленным требованиям.

Главный военный прокурор – заместитель Генерального прокурора, назначаемый и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Военные прокуроры, заместители Главного военного прокурора, начальники управлений, отделы Главной военной прокуратуры, их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются и освобождаются от должности Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от нее военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах (ст. 48 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

 

 

 

 

 

20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», в  органах и учреждениях прокуратуры  разрешаются заявления, жалобы и  иные обращения от граждан России, лиц без гражданства, а также должностных и других лиц. Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, представителем общественной организации, трудового коллектива.

Порядок приема, учета, регистрации заявлений, жалоб устанавливается Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ от 26 декабря 2006 г. № 120.

Прокуратурой рассматриваются  заявления, жалобы, запросы и обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной формах на личном приеме, по почте, факсимильной связи.

Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.

Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение), признаются анонимными и оставляются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях они направляются в правоохранительные органы по ведомственной принадлежности (п. 2.6 Инструкции).

Действия прокуратуры при получении обращений:

1) принятие к производству;

2) передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

3) направление в другие органы;

4) приобщение к ранее поступившей жалобе.

В 1.4 Инструкции даются следующие понятия.

Обращение – изложенное в письменной или устной формах предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица.

Предложение – обращение должностного лица или гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение деятельности органов прокуратуры или других правоохранительных органов.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве РФ.

Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод решениями и действиями (бездействием) органа, должностного лица и иных лиц.

Ходатайство – изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.

Сроки рассмотрения: заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а заявления, жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

 

 

 

21. Полномочия военных прокуроров

Главный военный прокурор и подчиненные  ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными ФЗ «О прокуратуре РФ», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ.

Военные прокуроры также обладают полномочиями:

1) участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

2) назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

3) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

4) проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

5) требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Свои  полномочия органы военной прокуратуры  осуществляют в Вооруженных Силах  РФ, других войсках, воинских формированиях  и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Образование, реорганизация и ликвидация органов  военной прокуратуры, определение  их статуса, компетенции, структуры  и штатов осуществляются Генеральным  прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности (п. 2 ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Информация о работе Прокуратура и прокурорский надзор