Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ пробации как формы социально-правового контроля, а также ее современного состояния и перспектив дальнейшего развития в уголовном праве Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос организации службы пробации и актуальные вопросы для России;
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Организации службы пробации в России
1.1 Актуальность вопроса организации службы пробации для России……. 5
1.2 Проблемы формирования системы пробации в современной уголовно-правовой системе России………………………………………………………. 14
1.3 Реализация моделей пробации в России………………………………….. 23
ГЛАВА 2. Развитие института пробации в России
2.1 Сложности продвижения института пробации в России………………... 34
2.2 Перспективы создание службы пробации в России ……………….......... 37
Заключение……………………………………………………………………. 43
Список использованной литературы……………………………
В частности, деятельность службы пробации должна быть направлена на сокращение преступности, и основная работа с лицом, оказавшимся в сфере деятельности службы пробации, заключается в сотрудничестве с ним, направленном на позитивные результаты, заключающиеся в адекватной социализации или ресоциализации такого лица после на различных этапах судебного преследования, в ходе отбывания наказания, не связанного с лишением свободы и после отбывания наказания в виде лишения свободы, а также в обеспечении надлежащего контроля над поведением указанного лица. Работник пробации в отношении такого лица – это своего рода посредник, содействующий благоприятным социальным переменам в жизни такого лица, но не няня, родитель, друг или судья. В силу этого общение сотрудника службы пробации осуществляется с учетом всех этических норм при осознании границ взаимного сотрудничества.
В ряде стран служба пробации
начинает заниматься
У несовершеннолетних чаще всего встречается криминально опасное «отчуждение», т.е. уход от социальной среды в результате самого факта столкновения человека с правоохранительными органами и судом. При этом недопонимать, что такая мера пресечения как содержание под стражей в России используется часто и повсеместно, и в корне противоречит принципу социально-реабилитирующего вмешательства в самом начале криминальной карьеры преступника (особенно это важно, когда совершаются неопасные проступки). Таким образом, происходит усиленная криминализация населения. Бороться с этим явлением можно только системно (юридически, психологически, социально), поскольку очевидно, что работа должна вестись с двух сторон: необходимо и общественное просвещение, и реформирование силовых ведомств и структур»7.
Система пробации охватывает весь спектр криминально-опасных ситуаций: от небольшого конфликта человека с законом до работы с рецидивной преступностью. При этом, нужно отметить, что необходимость интенсивной гуманитарной работы, связанной именно с профилактикой преступлений, была признана, в первую очередь, в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Исторически специалисты по ювенальной юстиции являются наиболее активными сторонниками развития системы пробации, в том числе и в России. Имея огромный опыт работы с людьми в начале криминальной «карьеры», ювенальные специалисты хорошо понимают роль социально-психологического фактора в складывании общей криминальной ситуации в стране. Именно на примере ювенальной юстиции можно увидеть угрожающее значение такой криминальной проблемы как рост социального отчуждения у граждан (вторичной депривации).
Государственная служба
Задача службы пробации
Вывод: Создание государственной службы пробации свидетельствует о намерении государства брать на себя ответственность за членов своего общества, а также о том, что правонарушитель не потерян для общества и что система наказания в нашем государстве не носит характер отмщения.
1.2 Проблемы формирования системы пробации в современной уголовно-правовой системе России
Россия прочно удерживает первое место в мире по числу лиц, содержащихся в местах лишения свободы на 100 тысяч населения. При этом многими международными и российскими исследователями неоднократно отмечалось отсутствие прямой корреляции между уровнем преступности и численностью заключенных в пенитенциарных учреждениях страны. Заостряя проблему, говорят о признании преступности «неисчерпаемым природным ресурсом», что позволяет «перерабатывать» его почти бесконечно.
Давно и серьезно звучат мнения о том, что применение такой меры наказания, как лишение свободы обусловлено скорее политическими и культурными факторами, нежели прагматическими соображениями или эффективностью работы какого-либо силового ведомства (например, системы исполнения наказаний). При этом очевидно, что тюрьма действует не только на реальном, но и на «символическом уровне». Массовая криминализация языка и быта многих российских социальных страт – еще одно подтверждение пагубности применения карательных мер, не уравновешенных восстановительными программами ресоциализации. В ситуации отсутствия механизмов, компенсирующих «урон», который несет социум в результате массовой десоциализации его членов, можно говорить об угрозе уничтожения целостности всего социально-культурного слоя и нарушении «экологии общества» в целом.
Программы, восстанавливающие «баланс в обществе» и занимающиеся ресоциализацией лиц, находящихся в конфликте с законом, в том числе занимающиеся социальной адаптацией освобожденных из мест лишения свободы, давно получили широкое признание во многих странах мира.
В настоящие время служба пробации является важнейшим элементом всей сферы, связанной с уголовной политикой и системой профилактики преступлений на Западе. Однако в разных странах имеются отличия в характере, функциях и организационном построении службы. Так, в одних государствах законодатель определяет применение пробации как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США)»9.
В России только в 2008 г. была предпринята попытка закрепить новый для правовой системы России институт пробации. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года прописаны основные положения обеспечения постпенитенциарной адаптации осужденных и предложения, связанные с предотвращением рецидива преступлений посредством службы пробации. Как отдельный правовой институт служба пробации нашла правовую регламентацию в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
Отставание российских социальных институтов от европейских всегда было очевидно, как очевидно и то, что уголовная политика в России традиционно консервативна. Есть ли способ решить проблему в короткие сроки? Это вопрос, на который должны были ответить серии исследований, масштабные аналитические работы, широкие общественные обсуждения и т.д. К сожалению, очень многие аспекты этой проблемы до сих пор не проработаны.
Тем не менее, в данном направлении в современной России был предпринят целый ряд научных и общественных шагов. Наибольший резонанс в научном сообществе и средствах массовой информации получила серия интенсивных обсуждений, посвященная перспективам реформы пенитенциарной системы России, организованная Общественной палатой Российской Федерации в 2008-2010 годах.
Общественная палата Российской Федерации стала реальной переговорной площадкой, на которой сталкивались и корректировались позиции представителей силовых ведомств, гражданских активистов, научных экспертов и специалистов - практиков. Необходимо отметить, что эти междисциплинарные рабочие встречи, семинары и форумы (последний состоялся 17 февраля 2012 г.) были несомненными вкладом не только в социально-общественную, но и научную жизнь России.
Однако даже этого двухлетнего периода недостаточно для того, чтобы обоснованно создать системный макро-социальный проект по реформированию такой сложной сферы, как «тюремная индустрия». Очевидно, что проблема реформирования постсоветской пенитенциарной системы нуждается в пристальном научном изучении, серьезной междисциплинарной аналитической работе и очень тщательном экспертном планировании. Только после этого возможны и конкретные законодательные предложения, и привлечение организационного и финансового ресурса в масштабах страны.
Кроме этого, при планировании всех этапов введения элементов пробации в России нужно учитывать такой фактор, как общая динамика современных гуманитарных процессов (не только в стране, но и в мире).
Во многих странах основной акцент на гуманитарную и социально-психологическую работу (как на наиболее эффективный элемент пробационного воздействия) смещается уже на самое начало уголовного процесса – на точку, в которой воспитательное воздействие имеет самые большие перспективы. Как известно, легче уберечь от ошибки, чем исправить ее. Очевидная целесообразность этого простого тезиса была учтена в целом ряде общественных профилактических программ, широко распространенных в западных странах. При этом в вариантах, обсуждаемых сейчас стратегией уголовной политики России, пробация по-прежнему рассматривается в качестве деятельности, которая концентрируется только вокруг суда, колонии и выхода из нее.
В целом, система пробации должна охватывать весь спектр криминально-опасных ситуаций – от начального конфликта человека с законом, до работы с рецидивной преступностью. Нужно отметить, что необходимость интенсивной гуманитарной работы, связанной именно с профилактикой преступлений, повсеместно признана, в первую очередь, в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Исторически, специалисты по ювенальной юстиции являются наиболее активными сторонниками развития системы пробации, в том числе и в России. Имея огромный опыт работы с людьми в начале их криминальной «карьеры», ювенальные специалисты хорошо понимают роль социально-психологического фактора в улучшении криминальной ситуации. Именно на примере работы с подростками группы риска очевидна отрицательная роль такого фактора, как рост социального отчуждения у граждан. Для современной России этот аспект профилактической работы крайне важен. У несовершеннолетних граждан чаще всего встречается криминально опасное «отчуждение» – протестный уход от социальной среды в результате факта столкновения человека с правоохранительными органами и судом (вторичная депривация). Такая мера пресечения, как содержание под стражей (которая в России используется часто и повсеместно) с очевидностью противоречит принципу социально-реабилитирующего вмешательства в самом начале криминальной «карьеры» преступника.
Избыточность силовых мер воздействия и их последующий отрицательный социальный эффект могут быть преодолены только системно организованными мерами социально-психологического воздействия на правонарушителя. Однако даже в благополучной Европе власти не всегда могут оптимально уравновесить возрастающее в геометрической прогрессии экстенсивное направление материальных ресурсов в систему исполнения наказаний и перенаправить средства в социально более эффективную систему пробации. Тем не менее, во многих странах общественные ресурсы привлекаются все чаще, т.к. они дают дополнительную возможность удешевления программ по борьбе с преступностью. Финансовые расходы во многих проектах, куда допущены общественные организации, дополнены живыми человеческими усилиями: задействуются «неосязаемые активы», используется активный человеческий интерес, подключаются большие знаниевые накопления, привлекаются ресурсы местного сообщества и т.д.
По нашему мнению, применительно к развитию пробации в России, европейский опыт говорит, прежде всего, о том, что созданию любых организационных структур должны предшествовать интеллектуальные и финансовые вложения в обучение людей, в реорганизацию укоренившихся очевидно неэффективных схем социально-правовой работы в просветительские программы и т.д.
В России не стоит рассчитывать на быстрый и позитивный естественный ход событий в отношении процессов развития программ ресоциализации «на местах» – в крупных городах и регионах. Рост самосознания граждан, повышение интереса у профессиональных сообществ, развитие НКО – все это очень медленные процессы. «Своим ходом» процесс гуманитарных преобразований в уголовной сфере, у тех же западных стран, занял не менее тридцати – сорока лет. Думается, такой временной «форы» у нашей страны нет. Полностью надеяться на сильные административные решения и правильные законодательные инициативы тоже не стоит.
Очевидно, что любые законодательные инициативы должны опираться на уже существующие развитые образцы и пилотные проекты, демонстрирующие эффективную работу по социальной адаптации лиц, находящихся в конфликте с законом. Законотворческая деятельность должна учитывать многие факторы»10.
Существует большое количество международных нормативно-правовых актов в области пробации. Международными организациями принято порядка двадцати резолюций, рекомендаций и правил, так или иначе содействующих развитию в странах Совета Европы и странах - участниц ООН института пробации в уголовном судопроизводстве. Например, Резолюция Комитета министров Совета Европы посвященная отложенным приговорам, пробации и другим альтернативам лишению свободы, от 22 января 1965 г. рекомендует Правительствам обеспечить следующее: законодательство стран-членов должно предоставлять полномочия судье или другому компетентному органу, заменять приговор, содержащий лишение свободы, или исполнение такого приговора до его осуществления, условной мерой (отложенный приговор, приказ о пробации или аналогичные меры) в отношении любого лица, которое совершило преступление впервые и которое не совершило преступление особой тяжести, и т.д.