Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ пробации как формы социально-правового контроля, а также ее современного состояния и перспектив дальнейшего развития в уголовном праве Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос организации службы пробации и актуальные вопросы для России;
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Организации службы пробации в России
1.1 Актуальность вопроса организации службы пробации для России……. 5
1.2 Проблемы формирования системы пробации в современной уголовно-правовой системе России………………………………………………………. 14
1.3 Реализация моделей пробации в России………………………………….. 23
ГЛАВА 2. Развитие института пробации в России
2.1 Сложности продвижения института пробации в России………………... 34
2.2 Перспективы создание службы пробации в России ……………….......... 37
Заключение……………………………………………………………………. 43
Список использованной литературы……………………………
В ходе теоретического
1. Недостаточное эффективное взаимодействие органов уголовного правосудия с социальными службами.
2. Прерывистость и
3. Отсутствие единого подхода
к оценке социально-
4. Неразвитость методико-
5. Отсутствие системы
6. Ограниченность внутренних (кадровых,
организационно-управленческих, технологических)
ресурсов КДНиЗП для
Данные факторы
1. Непрерывность работы с
2. Преемственность в
3. Адресность услуг;
4. Комплексность и
5. Реабилитация вместо наказания;
6. Максимальное использование ресурсов местного сообщества.
Реализацию данных принципов
обеспечивают внедряемые в
1. Непрерывное индивидуальное
Термин «кейс-менеджмент»
- ювенальная технология: технология
работы с конкретным
- совокупность выстроенных в
определенной
Принципы внедрения
Собранная в КСС информация может быть использована уже на досудебной стадии производства по делу для проведения мероприятий по социальной адаптации подростка, для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также для более качественного проведения в отношении подростка судебно-психиатрической экспертизы (в необходимых для этого случаях). Суду такая информация позволяет более мотивированно, качественно и максимально индивидуализировано подойти к вопросу назначения наказания (его вида и размера, возложения определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное – к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы.
Мониторинг социальных услуг и реабилитационных программ на территории и их привлечение для социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, в том числе и несовершеннолетним, отбывающим срок в воспитательных колониях ФСИН России.
Описанные две технологии являются лишь частью системы ювенальной пробации, реализуемой на региональном уровне.
Реализация на практике указанных выше принципов осуществляется путем планомерной и последовательной адаптации передовых методик служб пробации зарубежных стран, разработки и внедрении новых инновационных технологий, в комплексе образующих единую систему социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступления – ювенальную пробацию.
На региональном уровне система ювенальной пробации представляется в следующем виде. Региональная система ювенальной пробации – новая система исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, имеющая своей целью предотвращение преступности среди несовершеннолетних посредством исполнения уголовных наказаний и координации индивидуальной социально-реабилитационной работы.
Региональная система ювенальной пробации призвана решать задачи:
- Исполнение уголовных наказаний, не связанных с реальным лишением свободы.
- Организация и координация социально-реабилитационных услуг для несовершеннолетних, совершивших преступления (непрерывное индивидуальное социальное сопровождение несовершеннолетних).
- Развитие мер, альтернативных реальному лишению свободы (разгрузка пенитенциарной системы).
- Поддержка и развитие социальных услуг и реабилитационных программ для несовершеннолетних, совершивших преступления, по месту жительства и местах лишения свободы.
- Постпенитенциарная помощь несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы.
- Развитие медиации - программ примирения правонарушителя и пострадавшего.
Поскольку речь идет об эксперименте, который имеет целью апробацию технологии ювенальной пробации на региональном уровне посредством внедрения новых социально-правовых технологий, методик и инструментов в действующую систему уголовного правосудия, мы пока не говорим о создании отдельной структуры – службы пробации. Главная задача, решаемая сегодня – апробировать разработанную технологию ювенальной пробации на региональном уровне. По результатам данного эксперимента можно будет говорить об эффективности технологии, и ее нормативно-правовом оформлении на федеральном уровне.
Касаясь вопроса создания службы пробации, где целевой группой кроме несовершеннолетних являются и взрослые, необходимо отметить, что в целом технология пробации, используемая в отношении несовершеннолетних, представляется применимой в отношении взрослых, осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы»17.
Вывод: здесь кратко перечислишь какие регионы и в каком объеме реализуют я моделей пробации в России
Опыт в сфере внедрения элементов ювенальной юстиции свидетельствует о том, что элементы службы пробации, применимые к несовершеннолетним могут успешно внедряться в рамках действующего законодательства и отрабатываться в рамках проектов и программ на региональном уровне. Внедрение новой технологии на ограниченной территории и в отношении ограниченной категории правонарушителей (несовершеннолетних) не является финансово обременительным, позволяет проводить эффективный мониторинг осуществления проекта и по мере необходимости своевременно вносить в него изменения.
ГЛАВА 2. Развитие института пробации в России
2.1 Сложности продвижения института пробации в России
Необходимо также помнить целый ряд отличий в сложившейся уголовно-правовой практике зарубежных стран и России. Необходимо помнить то, что, как правило, пробация применяется только при условии признания обвиняемым своей вины в совершенном преступлении. Однако, как правило, в российском суде и адвокат, и прокурор нацелены на жесткую состязательность в процессе. Неверным будет обращаться к технологиям пробации (например, медиации), когда сторона защиты готова представить суду сильную доказательственную базу и обвиняемому, пользующемуся услугами адвоката, целесообразней доказывать свою невиновность, используя традиционные способы защиты, прописанные в процессуальном законе, или когда сторона обвинения изначально нацелена только на судебное разрешение спора. В современных российских условиях подозреваемому целесообразно отрицать свою вину в большинстве случаев «до последнего». В отличие от западных, в уголовной системе России отсутствует официальная процедура договоренности адвоката с прокурором (и в случае признания подсудимым вины прокуратура не гарантирует смягчение запрашиваемых санкций). Таким образом, психологическая работа с правонарушителем практически исключена (так как требует, прежде всего, открытости и доверия).
Сложности и первого и последующих этапов продвижения нового социально-правового института пробации во многом связаны с минимальностью аналитического обеспечения и отсутствием международных площадок полноценного обсуждения многих российских проблем и стратегий. При этом общемировые тенденции достаточно динамичны.
Очевидно, что заинтересованные сообщества в России еще очень далеки от данного этапа работ. Но пройти его необходимо. Например, уже сейчас мы сталкиваемся с общей проблемой - отсутствием единого понимания многих рабочих терминов (в частности, самого понятия «пробация»). Понятно, что и остальные вопросы требуют определенных усилий, и «не потом», а «сейчас».
При этом, простым заимствованием западных образцов здесь вряд ли можно обойтись. Во многих случаях перенос опыта может напоминать ситуацию «вкручивания лампочки в подсвечник». Наработки опыта – это уже результат, возникающий на определенном этапе работы какой-либо системы. Воспользоваться ими легко, а воспроизвести – сложно. Как правили, возникает соблазн самых разнообразных профанаций. В России анализ гуманитарных работ слабо развит, а в отношении комплексных программ и проектных предложений - не развит вообще.
Следует отметить, что в России некоммерческий (добровольческий) сектор пока еще довольно слаб, а работа муниципалитетов основана на всё том же принципе прямого администрирования. При этом ни у местного сообщества, ни у подавляющего большинства неправительственных организаций нет нацеленности именно на борьбу с преступностью. Такова общая ситуация в стране, и её социокультурная и политическая составляющие еще долго будут неизменными. Таким образом, для укоренения целого ряда подходов, апробированных в западных странах, у нас в стране нет необходимой социальной почвы»18.
В конце 70-х годов доктрина социального обеспечения сменяется новой моделью исправительного воздействия по типу «наказание преступления, а не преступника». Многие стратегии начинают снова склоняться к приоритетному учету именно объективных, а не субъективных факторов правонарушения. Некоторые исследователи называют данную тенденцию – возвратом к суду в классическом его понимании. Таким образом, основной акцент на гуманитарную и социально-психологическую работу (т.е. на наиболее эффективный элемент пробационного воздействия) смещается на самое начало уголовного процесса – на точку, в которой воспитательное воздействие имеет самые большие перспективы. Как известно, легче уберечь от ошибки, чем исправить ее. Очевидная целесообразность этого простого тезиса была дополнительно подтверждена на Западе и социальными мониторингами, и экономическими подсчетами, и ростом общественных профилактических программ. В российской стратегии продвижения пробации она по-прежнему рассматривается в качестве работ, которые концентрируются вокруг суда, колонии и выхода из нее»19.
Вывод: Таким образом, разрабатывая программы профилактики криминальных ситуаций в стране, нужно по возможности избегать стратегий, при которых мы окажемся в роли тех, кто постоянно «догоняет ошибки запада». Выполняя работы на каждом этапе продвижения пробации, необходимо параллельно корректировать их с новейшими тенденциями гуманитарной мысли. Поэтому внедрять в России пробацию необходимо с учетом всего накопленного опыта и отечественных традиций. В силу этого, как уже отмечалось, служба пробации должна начинать работу с подозреваемыми, потерпевшими и свидетелями еще на досудебной стадии, продолжать работу с осужденным после вынесения приговора и с лицом, отбывшим назначенное наказание.