Развитие института пробации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ пробации как формы социально-правового контроля, а также ее современного состояния и перспектив дальнейшего развития в уголовном праве Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос организации службы пробации и актуальные вопросы для России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Организации службы пробации в России
1.1 Актуальность вопроса организации службы пробации для России……. 5
1.2 Проблемы формирования системы пробации в современной уголовно-правовой системе России………………………………………………………. 14
1.3 Реализация моделей пробации в России………………………………….. 23
ГЛАВА 2. Развитие института пробации в России
2.1 Сложности продвижения института пробации в России………………... 34
2.2 Перспективы создание службы пробации в России ……………….......... 37
Заключение……………………………………………………………………. 43
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

пробация в россии.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 В ходе теоретического анализа  и практической деятельности  по реализации проекта «МГР»  были определены основные факторы, отрицательно сказывающиеся на  эффективности системы уголовного  правосудия в отношении несовершеннолетних:

1. Недостаточное эффективное взаимодействие органов уголовного правосудия с социальными службами.

2. Прерывистость и непоследовательность  работы специалистов и органов  с несовершеннолетними.

3. Отсутствие единого подхода  к оценке социально-криминальной  ситуации несовершеннолетнего (к оценке его потенциала и риска совершения повторных преступлений).

4. Неразвитость методико-технологического  обеспечения органов и учреждений  в системе уголовного правосудия.

5. Отсутствие системы мониторинга  и поддержки реабилитационных  программ и социальных услуг для несовершеннолетних, совершивших преступления.

6. Ограниченность внутренних (кадровых, организационно-управленческих, технологических) ресурсов КДНиЗП для выполнения  установленных законодателем задач.

 Данные факторы предопределили  принципы, на основе которых была сформирована региональная модель ювенальной пробации. Это:

1. Непрерывность работы с подростком;

2. Преемственность в деятельности  структур;

3. Адресность услуг;

4. Комплексность и согласованность  услуг;

5. Реабилитация вместо наказания;

6. Максимальное использование  ресурсов местного сообщества.

 Реализацию данных принципов  обеспечивают внедряемые в настоящее  время две технологии ювенальной  пробации:

1. Непрерывное индивидуальное социальное  сопровождение несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния по методике «кейс-менеджмент». Данная методика, используемая в настоящее время службой пробации провинции Онтарио Канады, адаптирована к местным условиям в ходе проекта «МГР».

 Термин «кейс-менеджмент» означает  «работа со случаем» («кейс» - «случай»). Кейс-менеджмент - это:

- ювенальная технология: технология  работы с конкретным несовершеннолетним, попавшим в поле ювенальной  юстиции;

- совокупность выстроенных в  определенной последовательности  методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного правонарушения/преступления.

 Принципы внедрения ювенальных  технологий и модели ювенальной  пробации заключаются в неукоснительном применении норм действующего законодательства, соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии с положениями главы 50 УПК РФ судом должна исследоваться личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, выясняться причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Однако зачастую документы и иная информация, получаемая от органов предварительного расследования, вопреки нормам уголовно-процессуального законодательства (в частности, пункту 3 части 1 и части 2 статьи 73 и статьи 421 УПК РФ)»16, носят формальный характер. На основании данных о личности несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления, составляется карта социально-психологического сопровождения. Указанная Карта Социального Сопровождения (КСС) является интерпретацией положений, закрепленных в законодательстве, и представляет собой совокупность материалов, характеризующих подростка с разных сторон, собираемых в процессе досудебной подготовки уголовного дела. В нее включаются данные о несовершеннолетнем, полученные в процессе изучения его личности, о материально-бытовых условиях жизни семьи, информация из ОВД, из центров психологической реабилитации (на предмет обращений за помощью), а также из медицинских учреждений (о состоянии здоровья подростка). Несовершеннолетний в рамках проводимого исследования отвечает на вопросы, выявляющие уровень его интеллектуального развития, состояние его эмоционально-волевой сферы. Собранная информация позволяет представить индивидуально-психологические особенности личности несовершеннолетнего, его социальной среды, установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

 Собранная в КСС информация  может быть использована уже на досудебной стадии производства по делу для проведения мероприятий по социальной адаптации подростка, для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также для более качественного проведения в отношении подростка судебно-психиатрической экспертизы (в необходимых для этого случаях). Суду такая информация позволяет более мотивированно, качественно и максимально индивидуализировано подойти к вопросу назначения наказания (его вида и размера, возложения определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное – к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы.

Мониторинг социальных услуг и реабилитационных программ на территории и их привлечение для социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, в том числе и несовершеннолетним, отбывающим срок в воспитательных колониях ФСИН России.

Описанные две технологии являются лишь частью системы ювенальной пробации, реализуемой на региональном уровне.

Реализация на практике указанных выше принципов осуществляется путем планомерной и последовательной адаптации передовых методик служб пробации зарубежных стран, разработки и внедрении новых инновационных технологий, в комплексе образующих единую систему социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступления – ювенальную пробацию.

На региональном уровне система ювенальной пробации представляется в следующем виде. Региональная система ювенальной пробации – новая система исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, имеющая своей целью предотвращение преступности среди несовершеннолетних посредством исполнения уголовных наказаний и координации индивидуальной социально-реабилитационной работы.

Региональная система ювенальной пробации призвана решать задачи:

- Исполнение уголовных наказаний, не связанных с реальным лишением свободы.

- Организация и координация социально-реабилитационных услуг для несовершеннолетних, совершивших преступления (непрерывное индивидуальное социальное сопровождение несовершеннолетних).

- Развитие мер, альтернативных реальному лишению свободы (разгрузка пенитенциарной системы).

- Поддержка и развитие социальных услуг и реабилитационных программ для несовершеннолетних, совершивших преступления, по месту жительства и местах лишения свободы.

- Постпенитенциарная помощь несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы.

- Развитие медиации - программ примирения правонарушителя и пострадавшего.

Поскольку речь идет об эксперименте, который имеет целью апробацию технологии ювенальной пробации на региональном уровне посредством внедрения новых социально-правовых технологий, методик и инструментов в действующую систему уголовного правосудия, мы пока не говорим о создании отдельной структуры – службы пробации. Главная задача, решаемая сегодня – апробировать разработанную технологию ювенальной пробации на региональном уровне. По результатам данного эксперимента можно будет говорить об эффективности технологии, и ее нормативно-правовом оформлении на федеральном уровне.

Касаясь вопроса создания службы пробации, где целевой группой кроме несовершеннолетних являются и взрослые, необходимо отметить, что в целом технология пробации, используемая в отношении несовершеннолетних, представляется применимой в отношении взрослых, осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы»17.

Вывод: здесь кратко перечислишь какие регионы и в каком объеме  реализуют я моделей пробации в России

 

Опыт в сфере внедрения элементов ювенальной юстиции свидетельствует о том, что элементы службы пробации, применимые к несовершеннолетним могут успешно внедряться в рамках действующего законодательства и отрабатываться в рамках проектов и программ на региональном уровне. Внедрение новой технологии на ограниченной территории и в отношении ограниченной категории правонарушителей (несовершеннолетних) не является финансово обременительным, позволяет проводить эффективный мониторинг осуществления проекта и по мере необходимости своевременно вносить в него изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Развитие института пробации в России

2.1 Сложности продвижения  института пробации в России

 

 

Необходимо также помнить целый ряд отличий в сложившейся уголовно-правовой практике зарубежных стран и России. Необходимо помнить то, что, как правило, пробация применяется только при условии признания обвиняемым своей вины в совершенном преступлении. Однако, как правило, в российском суде и адвокат, и прокурор нацелены на жесткую состязательность в процессе. Неверным будет обращаться к технологиям пробации (например, медиации), когда сторона защиты готова представить суду сильную доказательственную базу и обвиняемому, пользующемуся услугами адвоката, целесообразней доказывать свою невиновность, используя традиционные способы защиты, прописанные в процессуальном законе, или когда сторона обвинения изначально нацелена только на судебное разрешение спора. В современных российских условиях подозреваемому целесообразно отрицать свою вину в большинстве случаев «до последнего». В отличие от западных, в уголовной системе России отсутствует официальная процедура договоренности адвоката с прокурором (и в случае признания подсудимым вины прокуратура не гарантирует смягчение запрашиваемых санкций). Таким образом, психологическая работа с правонарушителем практически исключена (так как требует, прежде всего, открытости и доверия).

Сложности и первого и последующих этапов продвижения нового социально-правового института пробации во многом связаны с минимальностью аналитического обеспечения и отсутствием международных площадок полноценного обсуждения многих российских проблем и стратегий. При этом общемировые тенденции достаточно динамичны.

Очевидно, что заинтересованные сообщества в России еще очень далеки от данного этапа работ. Но пройти его необходимо. Например, уже сейчас мы сталкиваемся с общей проблемой - отсутствием единого понимания многих рабочих терминов (в частности, самого понятия «пробация»). Понятно, что и остальные вопросы требуют определенных усилий, и «не потом», а «сейчас».

При этом, простым заимствованием западных образцов здесь вряд ли можно обойтись. Во многих случаях перенос опыта может напоминать ситуацию «вкручивания лампочки в подсвечник». Наработки опыта – это уже результат, возникающий на определенном этапе работы какой-либо системы. Воспользоваться ими легко, а воспроизвести – сложно. Как правили, возникает соблазн самых разнообразных профанаций. В России анализ гуманитарных работ слабо развит, а в отношении комплексных программ и проектных предложений - не развит вообще.

Следует отметить, что в России некоммерческий (добровольческий) сектор пока еще довольно слаб, а работа муниципалитетов основана на всё том же принципе прямого администрирования. При этом ни у местного сообщества, ни у подавляющего большинства неправительственных организаций нет нацеленности именно на борьбу с преступностью. Такова общая ситуация в стране, и её социокультурная и политическая составляющие еще долго будут неизменными. Таким образом, для укоренения целого ряда подходов, апробированных в западных странах, у нас в стране нет необходимой социальной почвы»18.

В конце 70-х годов доктрина социального обеспечения сменяется новой моделью исправительного воздействия по типу «наказание преступления, а не преступника». Многие стратегии начинают снова склоняться к приоритетному учету именно объективных, а не субъективных факторов правонарушения. Некоторые исследователи называют данную тенденцию – возвратом к суду в классическом его понимании. Таким образом, основной акцент на гуманитарную и социально-психологическую работу (т.е. на наиболее эффективный элемент пробационного воздействия) смещается на самое начало уголовного процесса – на точку, в которой воспитательное воздействие имеет самые большие перспективы. Как известно, легче уберечь от ошибки, чем исправить ее. Очевидная целесообразность этого простого тезиса была дополнительно подтверждена на Западе и социальными мониторингами, и экономическими подсчетами, и ростом общественных профилактических программ. В российской стратегии продвижения пробации она по-прежнему рассматривается в качестве работ, которые концентрируются вокруг суда, колонии и выхода из нее»19.

Вывод: Таким образом, разрабатывая программы профилактики криминальных ситуаций в стране, нужно по возможности избегать стратегий, при которых мы окажемся в роли тех, кто постоянно «догоняет ошибки запада». Выполняя работы на каждом этапе продвижения пробации, необходимо параллельно корректировать их с новейшими тенденциями гуманитарной мысли. Поэтому внедрять в России пробацию необходимо с учетом всего накопленного опыта и отечественных традиций. В силу этого, как уже отмечалось, служба пробации должна начинать работу с подозреваемыми, потерпевшими и свидетелями еще на досудебной стадии, продолжать работу с осужденным после вынесения приговора и с лицом, отбывшим назначенное наказание.

Информация о работе Развитие института пробации в России