Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является уголовно-правовая характеристика и сравнительный анализ преступлений против интересов государственной власти, предусмотренных статьями 292, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи :
рассмотреть исторический аспект развития отечественного законодательства в части установления уголовной ответственности за подлог документов;
провести сравнительный уголовно-правовой анализ состава служебного подлога и состава подделки, изготовления или сбыта поддельных документов;
проследить особенности разграничения данных составов на конкретных примерах из юридической практики;
изучить следственно-судебную практику применения норм УК РФ об ответственности за деяния с поддельными документами и выявить типичные ошибки при квалификации указанных преступлений.
Введение 3
1. Тенденции развития законодательства о документальном подлоге 6
2. Сравнительный уголовно-правовой анализ состава служебного подлога и состава подделки, изготовления или сбыта поддельных документов 11
2.1. Объективные и субъективные признаки служебного подлога 11
2.2. Объективные и субъективные признаки подделки, изготовления или сбыта поддельных документов
17
3.Проблемы квалификации и разграничения составов преступлений, предусмотренных статьями 292 и 327 УК РФ
22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
2. Сравнительный
уголовно-правовой анализ
2.1. Объективные
и субъективные признаки
Объектом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, как в целом, так и отдельных его звеньев.
Предметом служебного подлога являются официальные документы. Официальным документом следует считать письменный или иной формы акт, исходящий от государственного или муниципального учреждения, организации или предприятия, предназначенный удостоверять события или факты, которые порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия.
Термин «документ» в широком смысле понимается как любой материальный носитель с закрепленной информацией на любом языке и любым способом. М.В. Ларин выделяет три компонента, составляющих основу документа: информация; материальный носитель информации; фиксация информации с возможностью ее идентификации через реквизиты. Возможность идентификации зафиксированной информации коренным образом отличает документ от других носителей информации 13.
Наиболее общее определение официального документа дается в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в соответствии с которым «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». 14
Определение официального документа имеется в ГОСТе Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г.: «официальный документ: документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный или удостоверенный в установленном порядке».15
Приведенные определения не являются исчерпывающими и полными, поэтому для целей уголовного права напрямую не могут быть применены. По мнению И. Гричанина и Ю. Щиголева, «основные ориентиры для вычленения группы официальных документов дает уголовный закон, устанавливая ответственность за подделку «удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей» (ст.327 УК РФ)».16
В юридической литературе даются уточняющие определения официального документа: по авторству, форме, реквизитам, юридическому значению. С точки зрения Н. Гаджиева, официальным документом является документ, исходящий от учреждений, предприятий и фирм, по форме правильно составленный, имеющий необходимые реквизиты и подписанный соответствующим должностным лицом 17.
С.Астахов отмечает, что «официальным является документ, выдаваемый государственным, муниципальным органом, органом местного самоуправления, иным предприятием, учреждением или организацией независимо от форм собственности, но признаваемый государством для предоставления прав и освобождения от обязанностей». 18
По мнению И.А. Клепицкого, «нельзя рассматривать в качестве официальных документы коммерческих организаций, так как деятельность их администрации нельзя рассматривать в качестве государственного управления. Администрация предприятия не осуществляет государственной власти, не выдает официальных документов. Нельзя считать официальным и документ, адресованный в государственное или муниципальное учреждение. Подлог такого документа в качестве официального возможен лишь с момента его поступления в соответствующую организацию или передачи служащему такой организации, т.е. приобщения его к официальному делопроизводству».19
Таким образом, официальный документ выдается соответствующим органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Как таковой он должен обладать определенной формой и необходимыми реквизитами (авторство и адресат, дата, номер, печать, подпись). Однако благодаря техническому прогрессу, современные документы могут содержаться и на электронных носителях. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. устанавливает, что «юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью». 20
Н.Ю. Турищева отмечает: «Электронная цифровая подпись используется по отношению к машиночитаемым документам на магнитных и бумажных (перфолента) носителях. Для этих документов электронная цифровая подпись является основным реквизитом, выполняющим информационную (сообщает, от кого исходят сведения, содержащиеся в документе) и удостоверительную или защитную (подтверждает подлинность информации и одновременно защищает ее от фальсификации) функции» 21.
Гражданское законодательство предусматривает при заключении договоров форму обмена документами посредством электронной связи.22 Допущение при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи, удостоверяющей подлинность документа с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи позволяет отнести такого рода носители к предмету служебного подлога, например, при нотариальном удостоверении, государственной регистрации.
Состав преступления, предусмотренного статьей 292 УК, – формальный, считается оконченным в момент совершения одного из указанных в статье действий (внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание) вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог. 23
Для состава преступления, предусмотренного ст.292 УК РФ, необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может, при определенных условиях, квалифицироваться по ст. 327 УК как преступление против порядка управления.
В тех случаях, когда виновный использует подделанный им документ для совершения еще какого-либо преступления, уголовная ответственность наступает по совокупности – за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст. 292 УК) и хищение (ч. 2 ст. 160 УК) .
С субъективной стороны служебный подлог предполагает вину только в форме прямого умысла. Виновный, совершая подлог, сознает, что вносит в официальный документ заведомо ложные сведения или исправления, искажающие действительное его содержание, и желает сделать это. Уголовная ответственность за служебный подлог наступает при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. Совершение служебного подлога при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
Субъектом служебного подлога могут быть должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
Федеральным законом от 08.04.2008
г. N 43-ФЗ перечень должностных преступлений,
указанных в главе 30 Уголовного кодекса
Российской Федерации как преступления
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы
в органах местного самоуправления,
пополнился новым составом, предусмотренным
ст. 292.1 Уголовного кодекса Российской
Федерации : незаконная выдача паспорта
гражданина Российской Федерации, а
равно внесение заведомо ложных сведений
в документы, повлекшее незаконное
приобретение гражданства Российской
Федерации. С учетом распространенности
этого вида деяний следственная и
судебная практика испытывала необходимость
в отграничении действий, связанных
с незаконной выдачей паспорта гражданина
Российской Федерации и незаконным
приобретением гражданства
Разграничение данного преступления и служебного подлога следует проводить, в первую очередь, по предмету преступления. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 292.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются:
а) паспорт гражданина Российской Федерации;
б) документы, необходимые
для получения гражданства
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. По достижении 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании срока указанной службы 25.
В ст. 292.1 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится о паспорте гражданина Российской Федерации, следовательно, все остальные документы, удостоверяющие личность гражданина России, не могут быть предметом рассматриваемого преступления.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, характеризуется двумя альтернативно указанными деяниями: незаконной выдачей паспорта гражданина Российской Федерации и внесением заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.
В отличие от служебного подлога мотивы преступления для квалификации деяния по ст. 292.1 Уголовного кодекса Российской Федерации значения не имеют, однако могут свидетельствовать о совокупности преступлений, например о получении взятки, что требует дополнительной юридической оценки.
Таким образом, служебный
подлог можно определить как
противоправные умышленные
2.2. Объективные и субъективные признаки подделки, изготовления или сбыта поддельных документов
Общественная опасность преступления, предусмотренного статьей 327 УК РФ, выражается в нарушении установленного порядка оформления прав и обязанностей физических и юридических лиц, возможности использования поддельных предметов для совершения более тяжких преступлений. По мнению И. Гричанина и Ю. Щиголева, «анализируемое преступление на практике причиняет вред самым разнообразным социально-правовым отношениям: гражданско-правовым, административно-правовым, трудовым, финансовым, семейно-правовым и т.п. Но при этом всегда нарушаются отношения, в той или иной степени упорядоченные нормами права, и это в первую очередь относится к порядку оформления документов». 26
Указанные авторы считают, что «в отношении определения непосредственного объекта подделки правы те, кто связывает его с отношениями, обеспечивающими надлежащий порядок создания, ведения, обращения официальных документов и удостоверения фактов, имеющих юридическое значение. Определяющим элементом непосредственного объекта подделки документов является предмет данного преступления – официальный документ. Через противоправное воздействие на документ совершается и посягательство на объект. В этом отношении официальный документ выступает как вещественный носитель и выразитель отношений, охраняемых законом».27
Предметом преступления, предусмотренного ст.327 УК РФ, являются:
а) удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей;
б) государственные награды;
в) штампы;
г) печати;
д) бланки (листы бумаги с оттиском штампа либо напечатанные любым способом неполные тексты документов определенной формы, используемые для составления документов).
Ответственность по ст. 327 УК наступает за совершение соответствующих действий только с таким удостоверением или иным официальным документом, который предоставляет права или освобождает от ответственности.
Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, как разновидность объективной стороны деяния выражается в двух формах: в изготовлении полностью фиктивного документа либо внесении в подлинный документ незаконных изменений, искажающих его содержание. Эти изменения могут выражаться в исправлении, уничтожении или добавлении части текста, подделки подписи должностного лица, простановки оттиска поддельного штампа или печати и т.д.
Изготовление государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков означает либо изготовление их дубликатов, либо изготовление соответствующих предметов несуществующих физических или юридических лиц, либо внесение изменений в текст или рисунок существующих предметов. Сбыт поддельных документов, наград, штампов, печатей или бланков означает их продажу, дарение, передачу в уплату долга и т.п. Окончено данное преступление с момента выполнения любого из перечисленных в диспозиции статьи действий, независимо от наступивших последствий. 28
Произведем анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ст.327 УК РФ, на примере из практики Псковского городского суда. В. совершил подделку официального документа, предоставляющего права, в целях его использования при следующих обстоятельствах. ** *** 2010 года в период времени с 18 часов 20 минут до 18 часов 29 минут Е.В.К., находясь во дворе дома №4 по ул. Московской г. Пскова , получил от А.В. денежные средства в сумме 1500 рублей и копии его личных документов с целью последующего сбыта А.В. поддельной медицинской справки (для предоставления в ГИБДД) без фактического прохождения медицинской комиссии.