Современные технологии противодействия коррупции и возможности их применения в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке теоретических основ противодействия коррупции, обобщении и анализа соответствующей законодательной базы, выявления проблем и пробелов в регулировании противодействия коррупции.
Объектом исследования данной работы является непосредственное проявление коррупции в системе государственной службы, а также в таможенных органах Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................... 3
Глава 1. Государственная служба Российской Федерации 5
1.1. Понятие и система государственной службы 5
1.2. Принципы государственной службы 5
Глава 2. Понятие коррупции и история ее возникновения в системе государственной службы 5
2.1. Коррупция: понятие и социальный аспект 5
2.2. История коррупции в системе государственной службы России 5
Глава 3. Современные технологии противодействия коррупции в таможенных органах 5
3.1 Технологии противодействия коррупции в системе государственной службы 5
3.2 Механизмы противодействия коррупции в таможенных органах 5
Заключение................................................................................................................
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Противодействие.docx

— 68.94 Кб (Скачать файл)

- организационный аспект - соблюдение  принципа федерализма при построении  государственной службы, разделение  государственной службы на федеральную  государственную службу и государственную  службу субъектов РФ;

- функциональный аспект - самостоятельность  каждого уровня федеративной  системы при решении кадровых  вопросов и других вопросов  функционирования государственной  службы;

- финансовый аспект - соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).5

В соответствии, с принципом законности, государственный служащий обязан выполнять  все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную  должность, и в соответствии с  законодательством РФ; он вправе осуществлять полномочия в пределах предоставленных  ему прав согласно должностным обязанностям. Государственный служащий должен выполнять  установленные для него законодательством  обязанности, правильно использовать предоставленные ему права, соблюдать  определенные законами ограничения  и запреты по государственной  службе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного  действия; обязательности их признания, соблюдения и защиты. Конституция  РФ провозглашает высшей ценностью  права и свободы человека и  гражданина. Сущность данного принципа состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.6

Государственные служащие всех органов  государственной власти, осуществляя  правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Принцип равного доступа граждан  к государственной службе. ч. 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Данный принцип означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Далее, следует рассмотреть организационно - функциональные принципы.

Принцип единства правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной  службы. Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные  в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему (к организации государственной службы, поступлению на государственную службу), квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности, повышению квалификации, конкурсу и т.д. 7

Принцип взаимосвязи государственной  и муниципальной службы. Законодатель подчеркивает, что государственная  и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют  во многих чертах похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому  и их развитие должно происходить  во взаимосвязи.

Принцип открытости государственной  службы и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных  служащих (транспарентность государственной службы). Деятельность государственных служащих должна находиться под постоянным государственным и общественным контролем. Демократический режим гласности в системе публичного управления способствует укреплению принципа законности, открытости и доступности информации. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Рассматриваемый  принцип заключается, во-первых, в  том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности  на профессиональной основе, т. е. выполняет  основную работу, за которую он получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату). Профессионализм  государственного служащего призван  обеспечивать стабильность государственной  службы, качественное выполнение функций, постоянную его готовность к сложным  заданиям, возможность улучшения  своих профессиональных качеств  и т. п. Во-вторых, государственный  служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е. качественно осуществлять свои полномочия.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную деятельность как государственных органов  и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Государственный  гражданский служащий имеет право  на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд  их нарушения; он имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки.

Федеральный закон о государственной  гражданской службе дополнил перечень принципов, такими как принцип стабильности гражданской службы и принцип  взаимодействия с общественными  объединениями и гражданами.

Так, содержание принципа стабильности гражданской службы нужно рассматривать  в двух аспектах: стабильность организации  службы и стабильность кадров службы.

Стабильность организации службы заключается в том, что, во-первых, четко определены возможности и  обязанности федерального и субъектного  законодателя в организации службы своего уровня. Во-вторых, закреплена взаимосвязь  гражданской службы и муниципальной  службы. Стабильность кадров службы усиливает ориентацию самих служащих на исполнение должного регламента, перспективу карьерного роста и в целом на материальное обеспечение в рамках от государственной службы, а не от других сфер деятельности.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. При реализации принципа взаимодействия с общественными объединениями и гражданами можно выделить две линии: во-первых, организационное и содержательное взаимодействие с политическими партиями и другими общественными объединениями; во-вторых информационное взаимодействие с гражданами в целях формирования высокого авторитета и престижности государственной службы как государственно-правового института и глубокого уважения к профессиональной деятельности служащих как специалистов сложного процесса управления.

Необходимо отметить, что отсутствие реализации некоторых принципов  порождает коррупцию в системе  государственной службы и, наоборот, коррупция в системе государственной  службы мешает реализации определенных принципов. Это можно проиллюстрировать  на примерах. В первую очередь нарушается принцип законности. Ведь, совершая коррупционные правонарушения, государственный  служащий не выполняет установленные  для него законодательством обязанности, не правильно использует предоставленные  ему права, не соблюдает определенные законами ограничения и запреты  по государственной службе. Кроме  того, он нарушает массу норм российского  законодательства. В данном случае, нарушается и принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, т.к. исполняя, соответствующие полномочия, государственный служащий не руководствуется прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что принципы государственной  службы тесно взаимосвязаны. Соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов негативно сказывается на выполнении остальных принципов. Поэтому трудно переоценить значение противодействия коррупции для успешной реализации принципов государственной службы.

Глава 2. Понятие коррупции и история  ее возникновения в системе государственной  службы.                                                                                   

 2.1. Коррупция: понятие и социальный аспект.

Термин «коррупция» произошёл от латинских слов «correi» (солидарность) и «rumpere» (ломать, повреждать). Впервые термин «corrumpere» (в смысле менять за деньги показания в суде и подкупать судью) используется в величайшем памятнике права Древнего Рима. 

Как у всякого сложного социального  явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя  понятие «коррупция». В этой работе речь пойдет преимущественно о «государственной»  коррупции, в которой всегда одной  из сторон служит лицо, находящееся  на государственной службе или выполняющее  некоторые властные полномочия в  результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Так как терминологически это не совсем точно, для таких  лиц будут использованы словосочетания «государственный служащий», «чиновник» или «должностное лицо».

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может  распоряжаться не принадлежащими ему  ресурсами путем принятия или  непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут  входить бюджетные средства, государственная  или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или  иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник  государственная казна, если не законен  то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать  решения, исходя из целей, установленных  правом (конституцией, законами и другими  нормативными актами) и общественно  одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия  достаточно, чтобы характеризовать 3такое явление как злоупотребление  служебным положением в корыстных  целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено  несколько примеров, которые можно  отнести к ситуациям, обычно описываемым  термином «коррупция».

1. Когда командующий округом  строит себе дачу за счет  государственных средств (материалы,  техника, военнослужащие), он действует  не один и попадает в определенную  зависимость от других лиц,  вовлеченных в строительство  и его обеспечение. Как правило,  использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Когда чиновник, обязанный по  закону принять определенное  решение по отношению к некоторому  лицу (скажем, выдать лицензию на  какой-либо вид бизнеса) создает  для этого искусственные незаконные  преграды, он тем самым понуждает  своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта  ситуация также ближе к традиционному  понятию коррупции, потому что  она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда  чиновника вынуждают под давлением  или при помощи шантажа принять  незаконное решение. Обычно это  случается с уже затянутыми  в преступную деятельность чиновниками,  которые, поддаваясь давлению, фактически  получают одну простую выгоду их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается  феномен коррупции. Полезно различать  верхушечную и низовую коррупцию. Первая

охватывает политиков, высшее и  среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих  коррупцию, относит к ней и  покупку голосов избирателей  во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который  называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения голосования. Избиратель должен принимать это решение  исходя из соображений передачи своих  полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов  избиратель и кандидат вступают в  сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс.

Информация о работе Современные технологии противодействия коррупции и возможности их применения в таможенных органах