Сравнительный анализ понятия, целей и видов наказания (исторический аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:40, реферат

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации происходит поэтапное реформирование правоохранительных органов, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью. В системе этих органов особое место занимают пенитенциарные учреждения, исполняющие наказание. Углубленные знания в историко-правовой сфере формирования и эволюции видов наказания вызываются необходимостью для адекватного понимания и всесторонней оценки её роли и истинного предназначения в системе государственных институтов. Карательная политика современного российского государства прошла большой исторический путь своего становления и развития, имеет целый ряд этапов, каждому из которых соответствует та или иная уголовно-исполнительная система с присущими только ей характерными чертами и свойствами

Файлы: 1 файл

курсовик уголовное право.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

−  были  точнее  определены  органы,  обладающие  возможностями  нормотворчества.

Ими остались съезды Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК, наркоматы же такой возможности лишились,

−  VIII Всероссийский съезд Советов (1920 г.) обязал Президиум ВЦИК не позднее чем за  две  недели  до начала  сессии  ВЦИК  публиковать  в  печати  проекты  нормативно-правовых актов,

−  законодательными правами (в  социальной  сфере)  были наделены некоторые  общественные организации, например – ВЦСПС,

−  были созданы первые советские кодексы,

−  появились  такие  важные  правовые  категории  как: «правовая  ответственность»,

«правовые гарантии», «»правовые санкции», «субъективное право». Это даже в некоторой степени закладывало основы правовой культуры. 

Но негативных черт было бесконечно больше.

Прежде всего, сама идея права рассматривалась как буржуазная, с ее дальнейшим отрицанием. В 1921–1922  гг.  среди большевиков-юристов развернулась дискуссия  о «революционной  законности». Прийти к пониманию необходимости права  ее участникам не удалось. Большевики-юристы  знали, что НЭП – вынужденная политика, поэтому по-прежнему  пропагандировали  нигилистическое  отношение  к  праву. 

С окончанием гражданской войны чрезвычайная юрисдикция вроде бы себя изжила, поэтому в 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР. Он состоял из Общей части и Особенной. Части делились на главы, а те, в свою очередь – на статьи. Всего в нем насчитывалось 227 статей. 

В Общей  части  определялись  пределы  действия  УК,  общие  начала  применения наказания, порядок определения наказания, их виды и порядок отбывания.

Особенная  часть  подразделялась  на 8  глав: 1.  Государственные  преступления, 

2. Должностные (служебные) преступления, 3. Нарушение прав отделения церкви от государства, 4. Преступления хозяйственные, 5. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, 6. Имущественные преступления, 7. Воинские преступления, 

8. Нарушения правил, охраняющих  здоровье, общественную безопасность  и порядок. 

УК был написан на основе  теории «социальной  защиты». Его цель  состояла не  в наказании конкретных преступников и правонарушителей (не случайно в нем нет понятия «наказание»),  а «социальная  защита» от потенциальных противников – «лиц, представляющих опасность своей связью с преступной средой или своей прошлой деятельностью». Например,  уголовные  наказания  применялись  к  членам  небольшевистских  партий. А поскольку в стране разрешенной осталась лишь ВКП (б), то все остальные партии считались антисоветскими. Ее членов наказывали даже в том случае, если суд не находил в их действиях состава преступления.

Мера наказания определялась не рамками «от» и «до», а «не ниже…». То есть суд определял лишь верхнюю планку наказания. 

Смертной казни в перечни видов наказания не было. В соответствии с программной установкой РУП (б), она уходила в прошлое. Однако в  статье 33 делалась оговорка,

что  революционные  трибуналы  могут  применять  эту  меру.  Даже  в  годы  гражданской войны смертная казнь рассматривалась как чрезвычайная мера наказания, теперь же она вводилась в обычную практику уголовного права. 

Хотя роста преступности в 20-е гг. не отмечалось, суды все реже приговаривали к штрафам и принудительным работам и все чаще – к лишению свободы. 

Смысл  реформы  уголовного  законодательства  заключался  в  устранении  чрезвычайных  мер  времен  гражданской  войны.  Но  сделать  этого  не  удалось,  наоборот:  если раньше  ВЧК  была  органом  временным  и  чрезвычайным,  то  ГПУ  стало  постоянным  и официальным. Термин «контрреволюционер» трактовался очень широко. 

В 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР. Это был общесоюзный уголовный кодекс. Каких-либо принципиальных изменений этот кодекс не внес. Власть по-прежнему делала различие между преступлениями, «направленными  против основ  советского  строя»,  и  всеми  остальными. По  отношению  к  первым, помимо  наказания  за  конкретные  действия,  к «контрреволюционерам»  применялись «меры социальной  защиты»: наказание могло последовать  за принадлежность к определенной потенциально опасной для большевистской власти социальной группе. 

Свой кодекс большевистская власть традиционно нарушала. Так, через три месяца после введения в действие УК РСФСР, ВЦИК предоставил ГПУ право внесудебной расправы вплоть до расстрела. Таким образом, даже при наличии норм УК, призванных защитить граждан от произвола государства, эти нормы сознательно игнорировались самой властью.

Не имея возможности доказать право на свое существование с помощью политической агитации, большевики охраняли свою власть путем применения уголовных норм.

Уголовное  право. 

К  концу 20-х  гг.  страна  столкнулась  с  рядом  серьезных  проблем,  связанных  не столько с политикой ВКП (б), сколько с идеями социального равенства, утвердившимися в стране в ходе революции 1917 г. 

Первую группу составляли экономические проблемы. 

Основной  чертой  уголовного  права  этого  периода  стало  его ужесточение.  Так, максимальный  срок  лишения  свободы повышается  до 25  лет.  Значительно  расширяется  число  составов  преступлений,  за  которые  назначаются  смертная казнь и длительные сроки лишения свободы. 

Так, постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности», хищение этих видов собственности возводилось в ранг контрреволюционных  преступлений.  Власть  воскресила  термин «враг  народа».  Разграничение между понятиями «мелкое хищение» и «крупное хищение» отсутствовало: для нарушителей устанавливались в равной степени жёсткие наказания. Аналогичная ошибка содержалась в постановлении ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией». В частности, за торговлю пирожками на рынке можно было получить наказание до 10 лет лишения свободы. В 1934 г. в уголовном законодательстве появилась статья об измене Родине. При смягчающих обстоятельствах преступления по этой статье карались лишением свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества.

Коллективизация  вытолкнула  в  город  большие массы  людей.  Вписаться  в  новый быт удавалось далеко не всем. В результате в первой половине 30-х гг. начался рост преступности. Власть главную причину этого видела в субъективном факторе. В результате 

7 апреля 1935 г. постановлением ЦИК  и СНК СССР уголовная ответственность за совершение особо тяжких преступлений, кражи и насилия устанавливалась с 12 лет. Принятие этой нормы отбросило советское  законодательство к началу XX в.: тогда Уголовное уложение 1903  г. предусматривало уголовную ответственность с 10 лет, но при этом умышленные преступления, совершенные лицами в возрасте с 14 до 21 года, оценивались более мягко, чем после 21 года.  Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления – шпионаж, вредительство, диверсии – срок наказания был увеличен в 2,5 раза – до 25 лет.

За  самовольный  уход  из  училищ  и  школ,  а  также  систематическое  нарушение школьной дисциплины устанавливались наказания вплоть до заключения в трудовые колонии сроком до года. Это было закреплено в указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. 

31 мая 1941 г. указом Президиума Верховного  Совета СССР по всем составом преступлений  уголовная  ответственность  устанавливалась  с 14  лет. Одновременно  был  расширен перечень составов преступлений, по которым устанавливалась ответственность с 12 лет. 

Поскольку  в конституциях СССР отсутствовали и нормы,  закрепляющие права и свободы советских граждан, апеллировать к ним, обосновывая незаконность актов, установивших внесудебную расправу над людьми, не имело смысла.

В Конституции 1936  г. были  закреплены демократические принципы  судопроизводства: право обвиняемого на защиту, подчинение суда только закону, гласность судебного разбирательство и другие принципы. Тем не менее, ЦИК СССР 14 сентября 1937 г. внес в УПК союзных республик изменение, появившиеся в 1 декабря 1934 г. 

Применение  даже  этого УПК могло  в  какой-то мере  сдержать масштабы репрессий. Однако на практике карательные органы его просто игнорировали.

 

 

2.2  Усиление карательной политики Советского государства (30 - 40 гг. XX в.) 

 

Любая  война  резко  повышает  общественную  опасность  всех правонарушений. Но значение уголовного права в СССР в этот период особенно возросло потому, что в государство не было иных рычагов влияния на поведение людей, кроме запугивания.  Поэтому  был  расширен  состав  правонарушений,  за  совершение  которых отныне полагалось уголовное наказание:

−  указом от 6 июля 1941 г. за распространение ложных слухов вводилась уголовная ответственность от 2 до 5 лет тюрьмы. Такому наказанию могли быть подвергнуты граждане, по-своему интерпретировавшие сводки Совинформбюро;

−  неизбежное уголовное наказание следовало за незаконное награждение военными своих подчиненных, за потерю воинского знамени (указ от 2 мая 1943 г.),

−  указом от 15 ноября 1943 г. за разглашение государственной тайны или утрату документов,  содержащих  эту  тайну,  виновные  подвергались  лишению  свободы  до 10  лет тюрьмы. 

Гипотезы  многих  статей  Уголовного  кодекса  оказались  расширены.  Например, кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.д.) была приравнена к бандитизму. Усилилась уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Широко применялась отсрочка в исполнении приговоров в отношении осужденных. Отличившихся в боях освобождали от наказания. 

Победа  в  войне  в  глазах  партийно-государственного  руководства подтвердила эффективность существовавшего в Советском Союзе строя. Поэтому никаких изменений в отношении государства и общества, государства и партии, персональных изменений в руководстве страны после 1945 г. не произошло. И.В. Сталин сохранил  все  высшие  партийные  посты,  должности  Председателя  Совета Министров  и Министра обороны (до марта 1947  г.).

Репрессии. Репрессии имели  разную форму. В  лучшем  случае  дело  ограничивалось материальным наказанием, когда на несколько месяцев устанавливались вычеты из зарплаты. Самым страшным был расстрел. Применение этой меры, в сравнении с периодом 1937–1938  гг.,  уменьшилось,  поскольку  не  приносило  экономического  эффекта. 

А  численность  увеличилась:  в 1940  г.  их  насчитывалось 1,6  млн.  человека,  в 1953  г. –  2,5 млн. чел. Из них более половины было осуждено незаконно. В целом только за 1948–1953 гг. новыми жертвами сталинских репрессий стали более 6,5 млн. человек.

Проводившиеся в те годы репрессии можно вызывались следующими причинами.

1. Подавляющая  масса  незаконно  осужденных  оказалась  в  заключении  из-за  неэффективности  экономической  системы. После  разрушения  рыночного механизма  с  ее материальной заинтересованностью работников в результатах своего труда страх наказания становился основным методом производственных отношений. С одной стороны, все трудоспособное населения знало, `что может последовать за нарушение трудовой дисциплины. Поэтому многие работали, хотя работа не приносила ни удовольствия, ни денег.

С другой  стороны, труд  заключенных  государству ничего не  стоил. Поэтому партийно-государственное руководство  страны придумывало все новые и новые наказания. Так, в июне 1947 г. за хищение государственной собственности сроки наказаний были увеличены до 10–25 лет. О населении, находящемся в условиях тотального дефицита и нищеты, для которого воровство часто было жизненно необходимым поступком, никто не думал.

Причем к лишению свободы приговаривались и лица, виновные в недоносительстве. 

Помимо  заключенных,  к предприятиям  с  тяжелыми  условиями  труда  были прикреплены около 2,3 млн. спецпоселенцев. Большинство детей спецпоселенцев, достигших 16-летнего возврата, становились на учет в спецпоселения. Женщина, вышедшая замуж за спецпоселенца, приобретала его статус.  2. Вторую группу заключенных составляли депортированные с присоединенных в 1939–1940  гг.  к СССР  территорий. После  войны  там начались радикальные  социальные преобразования.  Число  активных  противников  этих  преобразований  не  могло  быть большим. Тем не менее, из  западных областей Украины и Белоруссии было депортировано в Сибирь около 300 тыс. человек, из Литвы – 400 тыс., из Латвии – 150 тыс., из Эстонии – 50 тыс., из Молдавии – тысячи.

3. В третью группу попали партийно-государственные руководители, а также люди и организации, каким-либо образом связанные с теми, против кого был направлен основной удар. Их число не было значительным – несколько тысяч. Но именно эти репрессии  парализовали  работу  партийно-государственного  аппарата,  поскольку  исключили какие-либо дискуссии при обсуждении внутренних и внешнеполитических проблем.

В центре  террористической  системы находился И.В. Сталин. Он лично подписывал приказы об ужесточении пыток, редактировал обвинительные заключения и фабри- ковал дела. При нем ничье положение не было стабильным – ни членов Политбюро, ни маршалов. 

Весной – летом 1946 г. было сфабриковано «дело авиаторов». В соответствии с ним были арестованы главнокомандующий ВВС маршал А.А. Новиков, маршал С.А. Худяков, главный инженер ВВС А.К. Репнин, нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин и ряд других высокопоставленных лиц. 

Информация о работе Сравнительный анализ понятия, целей и видов наказания (исторический аспект)