Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:40, реферат
В настоящее время в Российской Федерации происходит поэтапное реформирование правоохранительных органов, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью. В системе этих органов особое место занимают пенитенциарные учреждения, исполняющие наказание. Углубленные знания в историко-правовой сфере формирования и эволюции видов наказания вызываются необходимостью для адекватного понимания и всесторонней оценки её роли и истинного предназначения в системе государственных институтов. Карательная политика современного российского государства прошла большой исторический путь своего становления и развития, имеет целый ряд этапов, каждому из которых соответствует та или иная уголовно-исполнительная система с присущими только ей характерными чертами и свойствами
"Установление такой лестницы
имеет существенное значение
для законодателя и еще более
для судьи. Первому такая лестница
облегчает выбор наказаний для
отдельных преступных деяний
соответственно их значению
Виды наказаний законодателем введены в санкции статей Особенной части УК. Подавляющее большинство санкций статей Особенной части УК предусматривает несколько видов наказаний (например: санкция ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража) предусматривает назначение наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста, лишения свободы). Установленная последовательность видов наказаний от менее строгого к более строгому в диспозиции настоящей статьи и в других санкциях статей Особенной части УК позволяет оценить тяжесть каждого наказания, при выборе вида наказания исходить из этой последовательности.
Такая последовательность дает возможность за совершение нетяжких преступлений назначать более мягкие виды наказаний, и наоборот - она оставляет широкие возможности и для применения строгих мер уголовной ответственности к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при рецидиве преступлений.
В целом такой подход, так называемой "лестницы наказаний", позволяет осуществить принцип справедливости, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (см. комментарий к ст. 6 УК).
Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике назначения судами уголовного наказания" от 11 июня 1999 г. N 40: "С учетом характера и степени общественной опасности преступления и данных о личности суду надлежит обсуждать вопрос о назначении предусмотренного законом более строгого наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), тяжких и особо тяжких преступлений, при рецидиве, если эти обстоятельства не являются квалифицирующим признаком преступления и не установлены обстоятельства, которые по закону влекут смягчение наказания.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств по делу, данных о личности следует обсуждать вопрос о назначении менее строгого наказания лицу, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести и не нуждающемуся в изоляции от общества. При назначении наказания несовершеннолетним подсудимым необходимо также в каждом конкретном случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение старших по возрасту лиц, уровень психического развития, иные особенности личности.
В случаях, когда санкция закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора должен быть обсужден вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре"8.
Для теоретической и практической целесообразности виды наказаний классифицируются на наказания общие и особенные; связанные и не связанные с лишением свободы; связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием; основные, дополнительные и применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.
Общие виды наказаний применяются ко всем лицам, совершившим преступления, а особенные виды наказаний применяются к лицам, наделенным специальными полномочиями, точнее к некоторым особым классам лиц (например: должностное лицо, военнослужащий, обладатель почетного звания, государственных наград, водитель).
К видам наказаний, связанным с лишением свободы, относятся: арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Остальные виды наказаний не связаны с лишением свободы, а есть виды наказаний, которые только ограничивают свободу, - ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части.
К видам наказаний, связанным с исправительно-трудовым воздействием, относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные виды наказаний не связаны с обязательным трудовым процессом.
К основным видам наказаний относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. К дополнительным видам наказания относятся: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Такие виды наказаний, как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяются как основные и дополнительные. Указанные деления являются единственными, которые прямо предусмотрены в настоящем Уголовном кодексе (см. ст. 45 УК).
Виды наказаний настоящей статьи - штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, назначаются несовершеннолетним за совершенное преступление. Другие виды наказаний, предусмотренные в настоящей статье, к несовершеннолетним не применяются (ст. 88 УК).
Такие виды наказаний, как обязательные работы и ограничение свободы, не могут применяться к определенным категориям лиц - признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (см ст. ст. 49, 53 УК).
Виды наказаний, которые записаны в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, не могут быть изменены без воли законодателя. Назначение вида наказания, который не предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК, возможно только в сторону смягчения при наличии исключительных обстоятельств (см ст. 64 УК).
3.3 Краткая характеристика уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации
По состоянию на 1 ноября 2009 г. в учреждениях УИС содержалось 875,8 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывали наказание 731,4 тыс. человек; в 225 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 135,2 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывали наказание 2,9 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 6,3 тыс. человек. В учреждениях содержится 70,4 тыс. женщин, при женских колониях имеются 13 домов ребенка, в которых проживают 844 детей.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС также входят: 2450 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 549,9 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 205 федеральных государственных унитарных предприятий, 499 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебно-, 40 учебно-производственных мастерских. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 315 вечерних общеобразовательных школ и 521 учебно-консультационный пункт, 338 профессионально-технических училищ, действуют 510 храмов, 734 молитвенные комнаты.
Штатная численность уголовно-исполнительной системы, содержащейся за счет средств федерального бюджета, составляет 328 166 единиц, из них: 265 031 должность, подлежащая замещению лицами начальствующего состава, 52 должности федеральной государственной службы и 63 083 должности гражданского персонала. Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центров и пунктов, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий (с 3 филиалами). Имеется Объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития отечественной юридической науки в среде ученых значительно активизировалась разработка исследований пенитенциарной тематики. Во многом это связано с процессом движения Российской Федерации по пути радикальных экономических, политических и социальных реформ, что неизбежно заставляет обращаться к прошлому в поисках ответов на волнующие сегодня общество вопросы. Большой интерес современных исследователей к пенитенциарной проблематике означает всю серьезность осмысления ими той роли, которую играет институт исполнения наказаний в системе специальных государственных органов, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью.
Представляется, что комплексный анализ
организационно-правовых основ формирования,
функционирования и эволюции пенитенциарной
системы как Российской империи в целом,
так и ее административно-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.11.2012). Ст. 43. Понятие и цели наказания.
3. Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 1003 (ред. от 08.08.2003) "О мерах государственной поддержки учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности"
4. Приказ Минобразования РФ N 592, МВД РФ N 446 от 22.11.1995 "Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.12.1995 N 994).
Дополнительная литература:
Информация о работе Сравнительный анализ понятия, целей и видов наказания (исторический аспект)