Терроризм как мировая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования. Настоящая работа посвящена исследованию сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, в ходе которого рассматривается процесс изменения терроризма как социально-исторического явления и переход его к новым формам, целью которых является нанесение ущерба государству и массовое уничтожение населения. Наряду с анализом новых форм терроризма в работе исследуется правовая международная база противодействия ему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 История возникновения терроризма
1.2 Проблема международного терроризма
1.3 Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе против актов международного терроризма
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА
2.1 Ядерный терроризм
2.2 Химический терроризм
2.3 Биологический терроризм
2.4 Экологический терроризм
2.5 Кибертерроризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

0823137_C87AD_terrorizm_kak_globalnaya_problema_chelovechestva.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

К актам универсального характера относятся:

  • Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 года);
  • Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 года);
  • Международная конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года);
  • Международная конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 года);
  • Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (4 декабря 1989 года);
  • Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 года);
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (15 декабря 1997 года);
  • Международная конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года);
  • Международная конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 года);
  • Европейская конвенция по борьбе с терроризмом (Страсбург, 27 января 1977 года);
  • Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 года);
  • Резолюция Совета Безопасности ООН №1373 о борьбе с международным терроризмом (1999 год) [ 27 ].

К региональным актам такого рода можно отнести:

    • Вашингтонская конвенцию от 2.2.1971 г. о предотвращении и наказании терроризма, принимающих форму международно значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства;
    • Дублинское соглашение 1979 г. по применению Европейской конвенции о борьбе с терроризмом.
    • Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма до 2003 года в рамках СНГ (2000 год).

Традиционно жестко осуждается все формы терроризма, заявляется о необходимости борьбы с терроризмом и неприемлемости каких-либо уступок в этом отношении  на каждом саммите "Большой Восьмерки" ("Семерки").

На встрече  стран "Семерки" в Галифаксе, в  которой участвовала и Россия, было принято решение содействовать  практическим мерам многостороннего  сотрудничества в борьбе с терроризмом. В соответствии с этим решением на конференции глав внешнеполитических и правоохранительных органов стран "Восьмерки" (Оттава, 12.12.1995 г.), принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран-членов "Восьмерки" по взаимодействию в борьбе с терроризмом.

Летом 1996 года в  Париже прошла конференция министров  силовых структур стран "Восьмерки" по борьбе с международным терроризмом. Конференция показала понимание  ведущими государствами мира нарастающей  остроты поставленной проблемы и  необходимости совместных усилий для борьбы с этим глобальным злом. На ней были приняты рекомендации по 25 конкретным пунктам, в том числе по тому, как выявлять и перекрывать каналы этой опасности, как ставить заслон, как охранять транспорт и т.д. На этой, по оценке участников, основополагающей конференции был рассмотрен целый ряд профессиональных вопросов, связанных с международным терроризмом и борьбой с ним. В конце октября 1999 г. в Москве руководители тех же ведомств стран "Восьмерки" собрались вновь, чтобы продолжить парижскую тему и обменяться мнениями по уже принятым тогда предложениям.

Страны "Восьмерки" также настаивают, чтобы меры, принятые в Париже в июле 1996 года, а также  шести дополнительных мер принятых на саммите в Денвере, осуществлялись в рамках всего международного сообщества. На саммите в Кельне 1999 году лидеры стран "Восьмерки" выступили с предложением выработать международную конвенцию о недопущении финансирования терроризма. В декабре 1999 года эта конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН [28] . Она обязывала все страны наказывать финансирование террористических групп.

На саммитах "Восьмерки" регулярно отмечается, что международное сообщество обязано  решительно осуждать и всячески бороться со всеми формами международного терроризма, не идти ни на какие уступки террористам и т.д. Что касается Японии, то она выступает за активное сотрудничество со всеми странами в борьбе с терроризмом на основе этих принципов. Япония выработала 10 из 12 контртеррористических конвенций, которые были приняты до сегодняшнего дня и продолжает работать в рамках Восьмерки и других форумов (форум Япония – АСЕАН) в этой области.

Таким образом, международным сообществом уже  разработан широкий спектр законодательных  актов, создающих надежную правовую базу для успешной борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма. Обращает на себя внимание тот факт, что на первый план в области противостояния угрозам международного терроризма в настоящее время вышло наличие доброй воли и твердого намерения руководства всех стран бороться с этим явлением.

Мировое сообщество в целом и каждое государство  в отдельности должны предпринимать  прежде всего политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов. Разумеется, провозгласить принцип ненасильственного, упреждающего терроризм решения назревших проблем и конфликтов легче, чем его реализовать. Но не существует «простых решений» сложных социальных проблем. Точнее говоря, так называемые «простые решения» (типа «ликвидировать», «подавить», «уничтожить») либо неосуществимы, либо приводят к еще большему осложнению ситуации. Можно (и нужно) «бороться» с отдельными исполнителями террактов – угонщиками самолетов, киллерами, лицами, закладывающими взрывные устройства и т.п., но нельзя уголовно-правовыми, карательными мерами устранить причины, источники терроризма как метода «решения» социальных (этнических, религиозных, политических, идеологических) конфликтов.

Из 79 известных  к 1990 г. террористических организаций 37 принадлежали по своей идеологии к марксистским, ленинским, троцкистским, маоистским, 9 представляли различные направления пан-арабского и исламского фундаментализма, 7 – служили примером удивительной смеси пан-арабизма и марксизма, 4 - относились к правоэкстремистским и нео-фашистским [29].

Разумеется, это  соотношение претерпело существенные изменения к сегодняшнему дню. Количество известных террористических организаций увеличилось, доля «левых» сократилась за счет увеличения «правых» и исламских.

Не существует универсальных рецептов предупреждения терроризма и разрешения сложных  проблем, лежащих в его основе. Некоторые общие подходы предлагаются в конфликтологической, политологической литературе [30].

Важно понять:

  • мир без насилия в обозримом будущем невозможен;
  • основная антитеррористическая задача – максимально сокращать масштабы терроризма (как насилия «слабых» по отношению к «сильным»);
  • основной путь такого сокращения – предупреждение или урегулирование социальных проблем и конфликтов ненасильственными, не репрессивными, политическими методами.

«Абсолютно  ненасильственный мир – это нереальная перспектива. Более реальной выглядит задача сократить масштабы политического насилия, попытаться свести его к минимуму. Об этом свидетельствует политическая жизнь развитых демократических государств, где насилие чаще всего второстепенное средство власти» [31].

 

    1. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе против актов международного терроризма

 

Последние годы были отмечены резким всплеском террористической активности в мире. Терроризм серьезно осложняет нормальное развитие международных  отношений, дестабилизирует внутриполитическое положение и ставит под угрозу национальную безопасность государств, отрицательно сказывается на их социально- экономическом развитии.

Принимая во внимание величину террористической угрозы в мире, ее трансграничный характер, реально противостоять этому злу в одиночку не под силу ни одному государству. В борьбе с ним необходимо сложение усилий всего мирового сообщества. Но для эффективного антитеррористического сотрудничества важна соответствующая правовая база.

Современная система  многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние три десятилетия. Как уже было сказано выше, на глобальном уровне она функционирует под эгидой ООН и ее спецучреждений, прежде всего ИМО, ИКАО и МАГАТЭ, на основе двенадцати универсальных конвенций и протоколов о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе [32].

Первым шагом  к созданию универсальной правовой основы международного антитеррористического  сотрудничества стали разработка в  рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и принятие Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (14 сентября 1963 г).

Конвенция применяется  в отношении уголовных преступлений, а также действия, которые могут  угрожать или угрожают (вне зависимости от того, являются они преступлениями или нет) безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц либо имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту, а их последствия выходят за рамки национальных границ [33].

В соответствии с положениями Конвенции, когда  у командира воздушного судна  имеются основания полагать, что  на борту судна готовится преступление, он вправе применить в отношении  предполагаемого нарушителя “разумные меры, включая принуждение”, необходимые для защиты безопасности. Статья 6 данной Конвенции разрешает командиру судна потребовать помощь со стороны других членов экипажа, а также обратиться за помощью к пассажирам с целью задержания любого лица, которое он имеет право задерживать.

В Конвенции  впервые зафиксировано обязательство  государств принимать все соответствующие  меры для восстановления или сохранения контроля над воздушным судном его  командиром в случае, когда какое-либо лицо на борту незаконно, при помощи силы или угрозы ее применения совершает или другую неправомерную разновидность осуществления контроля над воздушным судном в полете (статья 11).

Конвенция определяет, что ее государства-участники разрешают  высадку любого лица на своей территории, подозреваемого в совершении или совершившего предусмотренные Конвенцией преступления. В этой связи устанавливается, что власти государства посадки обязаны немедленно провести расследование обстоятельств дела, проинформировать другие заинтересованные государства о его результатах, а также о своем намерении осуществить юрисдикцию.

Положения Токийской  Конвенции были дополнены последующими соглашениями: Гаагской конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (23 сентября 1970 г.) [34] и Монреальской конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) [35].

В соответствии с положениями Гаагской конвенции государства обязались применять жесткие меры наказания к лицам, совершающим на борту воздушного судна, находящегося в полете действия, квалифицируемые как преступные. Конвенция не применяется, если место взлета и место фактической посадки захваченного воздушного судна находятся на территории одного и того же государства (за исключением случаев, когда преступник находится на территории иного государства, чем государство регистрации воздушного судна).

Положения Конвенции  направлены на обеспечение неотвратимости наказания преступников. В основу ее действия, равно как и в основу Монреальской конвенции, положен принцип aut dedere aut judicare, согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

Обе указанные  конвенции, дополняя друг друга, составляют международно-правовую основу взаимодействия государств с целью недопущения совершения преступлений в области международной гражданской авиации, а также неотвратимости наказания в случае, если подобное преступление все же совершено.

Однако полностью  формирование правовой основы сотрудничества в этой области было завершено  лишь в 1988 г. принятием Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, который дополнял Монреальскую конвенцию (1971 г). таким образом, были созданы основы международно-правового сотрудничества различных стран по защите аэропортов от посягательств террористического характера. В соответствии с данным Протоколом был расширен круг действий, рассматриваемых как преступные в смысле Монреальской Конвенции. В дополнение к деяниям, указанным в конвенции, Протоколом предусматривается, что “лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия

Информация о работе Терроризм как мировая проблема