Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Предмет исследования. Настоящая работа посвящена исследованию сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, в ходе которого рассматривается процесс изменения терроризма как социально-исторического явления и переход его к новым формам, целью которых является нанесение ущерба государству и массовое уничтожение населения. Наряду с анализом новых форм терроризма в работе исследуется правовая международная база противодействия ему.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 История возникновения терроризма
1.2 Проблема международного терроризма
1.3 Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе против актов международного терроризма
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА
2.1 Ядерный терроризм
2.2 Химический терроризм
2.3 Биологический терроризм
2.4 Экологический терроризм
2.5 Кибертерроризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К актам универсального характера относятся:
К региональным актам такого рода можно отнести:
Традиционно жестко осуждается все формы терроризма, заявляется о необходимости борьбы с терроризмом и неприемлемости каких-либо уступок в этом отношении на каждом саммите "Большой Восьмерки" ("Семерки").
На встрече стран "Семерки" в Галифаксе, в которой участвовала и Россия, было принято решение содействовать практическим мерам многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. В соответствии с этим решением на конференции глав внешнеполитических и правоохранительных органов стран "Восьмерки" (Оттава, 12.12.1995 г.), принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран-членов "Восьмерки" по взаимодействию в борьбе с терроризмом.
Летом 1996 года в Париже прошла конференция министров силовых структур стран "Восьмерки" по борьбе с международным терроризмом. Конференция показала понимание ведущими государствами мира нарастающей остроты поставленной проблемы и необходимости совместных усилий для борьбы с этим глобальным злом. На ней были приняты рекомендации по 25 конкретным пунктам, в том числе по тому, как выявлять и перекрывать каналы этой опасности, как ставить заслон, как охранять транспорт и т.д. На этой, по оценке участников, основополагающей конференции был рассмотрен целый ряд профессиональных вопросов, связанных с международным терроризмом и борьбой с ним. В конце октября 1999 г. в Москве руководители тех же ведомств стран "Восьмерки" собрались вновь, чтобы продолжить парижскую тему и обменяться мнениями по уже принятым тогда предложениям.
Страны "Восьмерки" также настаивают, чтобы меры, принятые в Париже в июле 1996 года, а также шести дополнительных мер принятых на саммите в Денвере, осуществлялись в рамках всего международного сообщества. На саммите в Кельне 1999 году лидеры стран "Восьмерки" выступили с предложением выработать международную конвенцию о недопущении финансирования терроризма. В декабре 1999 года эта конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН [28] . Она обязывала все страны наказывать финансирование террористических групп.
На саммитах "Восьмерки" регулярно отмечается, что международное сообщество обязано решительно осуждать и всячески бороться со всеми формами международного терроризма, не идти ни на какие уступки террористам и т.д. Что касается Японии, то она выступает за активное сотрудничество со всеми странами в борьбе с терроризмом на основе этих принципов. Япония выработала 10 из 12 контртеррористических конвенций, которые были приняты до сегодняшнего дня и продолжает работать в рамках Восьмерки и других форумов (форум Япония – АСЕАН) в этой области.
Таким образом, международным сообществом уже разработан широкий спектр законодательных актов, создающих надежную правовую базу для успешной борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма. Обращает на себя внимание тот факт, что на первый план в области противостояния угрозам международного терроризма в настоящее время вышло наличие доброй воли и твердого намерения руководства всех стран бороться с этим явлением.
Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности должны предпринимать прежде всего политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов. Разумеется, провозгласить принцип ненасильственного, упреждающего терроризм решения назревших проблем и конфликтов легче, чем его реализовать. Но не существует «простых решений» сложных социальных проблем. Точнее говоря, так называемые «простые решения» (типа «ликвидировать», «подавить», «уничтожить») либо неосуществимы, либо приводят к еще большему осложнению ситуации. Можно (и нужно) «бороться» с отдельными исполнителями террактов – угонщиками самолетов, киллерами, лицами, закладывающими взрывные устройства и т.п., но нельзя уголовно-правовыми, карательными мерами устранить причины, источники терроризма как метода «решения» социальных (этнических, религиозных, политических, идеологических) конфликтов.
Из 79 известных к 1990 г. террористических организаций 37 принадлежали по своей идеологии к марксистским, ленинским, троцкистским, маоистским, 9 представляли различные направления пан-арабского и исламского фундаментализма, 7 – служили примером удивительной смеси пан-арабизма и марксизма, 4 - относились к правоэкстремистским и нео-фашистским [29].
Разумеется, это соотношение претерпело существенные изменения к сегодняшнему дню. Количество известных террористических организаций увеличилось, доля «левых» сократилась за счет увеличения «правых» и исламских.
Не существует
универсальных рецептов предупреждения
терроризма и разрешения сложных
проблем, лежащих в его основе.
Некоторые общие подходы
Важно понять:
«Абсолютно ненасильственный мир – это нереальная перспектива. Более реальной выглядит задача сократить масштабы политического насилия, попытаться свести его к минимуму. Об этом свидетельствует политическая жизнь развитых демократических государств, где насилие чаще всего второстепенное средство власти» [31].
Последние годы
были отмечены резким всплеском террористической
активности в мире. Терроризм серьезно
осложняет нормальное развитие международных
отношений, дестабилизирует
Принимая во
внимание величину террористической угрозы
в мире, ее трансграничный характер,
реально противостоять этому зл
Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние три десятилетия. Как уже было сказано выше, на глобальном уровне она функционирует под эгидой ООН и ее спецучреждений, прежде всего ИМО, ИКАО и МАГАТЭ, на основе двенадцати универсальных конвенций и протоколов о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе [32].
Первым шагом к созданию универсальной правовой основы международного антитеррористического сотрудничества стали разработка в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и принятие Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (14 сентября 1963 г).
Конвенция применяется
в отношении уголовных
В соответствии
с положениями Конвенции, когда
у командира воздушного судна
имеются основания полагать, что
на борту судна готовится
В Конвенции
впервые зафиксировано
Конвенция определяет,
что ее государства-участники
Положения Токийской Конвенции были дополнены последующими соглашениями: Гаагской конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (23 сентября 1970 г.) [34] и Монреальской конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) [35].
В соответствии с положениями Гаагской конвенции государства обязались применять жесткие меры наказания к лицам, совершающим на борту воздушного судна, находящегося в полете действия, квалифицируемые как преступные. Конвенция не применяется, если место взлета и место фактической посадки захваченного воздушного судна находятся на территории одного и того же государства (за исключением случаев, когда преступник находится на территории иного государства, чем государство регистрации воздушного судна).
Положения Конвенции направлены на обеспечение неотвратимости наказания преступников. В основу ее действия, равно как и в основу Монреальской конвенции, положен принцип aut dedere aut judicare, согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.
Обе указанные конвенции, дополняя друг друга, составляют международно-правовую основу взаимодействия государств с целью недопущения совершения преступлений в области международной гражданской авиации, а также неотвратимости наказания в случае, если подобное преступление все же совершено.
Однако полностью формирование правовой основы сотрудничества в этой области было завершено лишь в 1988 г. принятием Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, который дополнял Монреальскую конвенцию (1971 г). таким образом, были созданы основы международно-правового сотрудничества различных стран по защите аэропортов от посягательств террористического характера. В соответствии с данным Протоколом был расширен круг действий, рассматриваемых как преступные в смысле Монреальской Конвенции. В дополнение к деяниям, указанным в конвенции, Протоколом предусматривается, что “лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия