Терроризм как мировая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования. Настоящая работа посвящена исследованию сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, в ходе которого рассматривается процесс изменения терроризма как социально-исторического явления и переход его к новым формам, целью которых является нанесение ущерба государству и массовое уничтожение населения. Наряду с анализом новых форм терроризма в работе исследуется правовая международная база противодействия ему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 История возникновения терроризма
1.2 Проблема международного терроризма
1.3 Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе против актов международного терроризма
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА
2.1 Ядерный терроризм
2.2 Химический терроризм
2.3 Биологический терроризм
2.4 Экологический терроризм
2.5 Кибертерроризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

0823137_C87AD_terrorizm_kak_globalnaya_problema_chelovechestva.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)
  • совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;
  • разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающем международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта,
  • если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту”.

Упомянутые  преступления должны подлежать юрисдикции государства-участника Монреальской конвенции, когда преступник находится на его территории и оно не выдает его.

Вопросы противодействия  террористическим актам на морях  были урегулированы разработанными в рамках Международной морской  организации (ИМО) и принятыми в 1988 г. Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и Римским протоколом о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

В преамбуле  Конвенции указывается, что одна из причин ее заключения – “эскалация в мире актов терроризма во всех его формах, которые в случае их направленности против элементов инфраструктуры морского судоходства поставят под  угрозу безопасность людей и имущества, серьезно нарушат морское сообщение, а также подорвут веру народов мира в безопасность морского судоходства.

Действие Конвенции  распространяется на любое судно, не закрепленное постоянно на морском  дне, подводные аппараты и любые другие плавучие средства. Эта Конвенция, как и конвенции по авиационной безопасности, не применяется к военным кораблям или судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им в качестве военно-вспомогательных для таможенных или полицейских целей.

Участники Конвенции  обязуются устанавливать наказание  за незаконно и преднамеренно  совершаемые действия, квалифицируемые  как преступление.

В Конвенции  указано, что ее участники обязаны  преследовать в уголовном порядке  преступников независимо от места совершения незаконного акта, а также места нахождения подозреваемых в этом деянии лиц.

Что касается Римского протокола, то он носит для государств-участников факультативный характер. Его положения  применяются к расположенным  на континентальном шельфе стационарных платформам, т.е. установкам и сооружениям, постоянно закрепленным на морском дне для разведки или разработки ресурсов, а также для прочих экономических целей, и к физическим лицам, находящимся на таких платформах, когда какие-либо действия в отношении этих лиц направлены против безопасности объекта.

В 1973 г. под эгидой ООН разработана и принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной зашитой [36], в том числе дипломатических агентов. В ее преамбуле указывается, что преступления против таких лиц создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами. К категории таких лиц Конвенция относит глав государств, глав правительств, министров, дипломатов и консулов, равно как и членов их семей, в момент, когда они находятся на территории зарубежного государства и заняты решением вопросов, касающихся международных отношений, статус которых определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Согласно статье 2 Конвенции преднамеренное совершение действия против личности или свободы  лица, пользующегося международной  защитой квалифицируется как  преступное. Конвенция налагает на государства обязательства устанавливать “соответствующие наказания за такие преступления”, квалифицируемые как тяжкие.

Основные направления  взаимодействия участников Конвенции:

  • сотрудничество и предотвращение преступлений, включая меры по пресечению подготовки их совершения, обмен информацией, а также координация соответствующих действий;
  • сотрудничество в целях уголовного преследования преступников на основе принципа “либо выдавай, либо суди”;
  • сотрудничество по уголовно-процессуальным вопросам, предусматривающее оказание государствами друг другу наиболее полной правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, включая представление всех имеющихся доказательств, необходимых для судебного разбирательства;
  • сотрудничество по урегулированию споров, касающихся применения или толкования Конвенции путем переговоров, а также предусматривающее возможность обращения арбитраж или Международный суд.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.) направлена против одного из наиболее распространенных проявлений терроризма – захвата заложников. Это преступление в Конвенции характеризуется как действие, совершаемое любым лицом, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжает удерживать другое лицо (заложника) для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государств, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц – совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника. Под категорию таких преступлений подпадает также попытка совершить акт захвата заложника, равно как и участие в качестве сообщника любого лица, которое совершает или пытается совершить подобный акт.

Особенностью  данной Конвенции в сравнении  с другими анти- террористическими  Конвенциями стало введение наряду с критериями юрисдикции, устанавливаемой  государством- участником в отношении  преступления в обязательном порядке, факультативной юрисдикции, когда преступление совершено в отношении заложника, который является гражданином данного государства.

Наша страна присоединилась к этой Конвенции  лишь в 1987 г. при этом было сделано  заявление, в котором, в частности, отмечается, что “пункт 1 статьи 9 настоящей Конвенции должен применяться таким образом, чтобы это соответствовало провозглашенным целям Конвенции, включающим развитие международного сотрудничества в принятии эффективных мер для предупреждения, преследования и наказания за совершение всех актов захвата заложников как проявления международного терроризма, в том числе и путем выдачи предполагаемых преступников”.

Угроза применения террористами ядерного оружия или его компонентам  предопределила необходимость разработки целого ряда международно-правовых инструментов, регулирующих вопрсы сотрудничества государств по усилению режима безопасности таких материалов и предотвращению их попадания к террористам. Одним из этих инструментов стала Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.) [39], которая применяется главным образом к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки. В ряде случаев Конвенция применяется к ядерному материалу, используемому в мирных целях и хранимому или перевозимому внутри страны.

Конвенция обязывает ее участников определять свой центральный орган  и пункт связи, которые ответственны за физическую защиту ядерного материала  и за скоординированные меры противодействия  незаконным актам в отношении его. Кроме того, участники Конвенции принимают на себя обязательство сотрудничать и оказывать друг другу помощь в возвращении и защите ядерного материала любому обратившемуся с такой просьбой государству в случае кражи или захвата материала или реальной угрозы подобных действий. Способы осуществления такого сотрудничества оставлены Конвенцией на усмотрение заинтересованных сторон.

В Конвенции предусмотрено, что государства-участники будут  принимать соответствующие меры “для охраны секретности любой информации, которую они получают от другого государства-участника конфиденциально в силу положений настоящей Конвенции или в результате участия в деятельности, проводимой в целях осуществления настоящей Конвенции”.

В Конвенции закреплен  принцип универсальной юрисдикции, дополняемый обязательством государств-участников либо выдавать, либо судить правонарушителя. Для обязательного установления национальной юрисдикции определены два критерия: правонарушение совершено на территории государства-участника или на борту судна или самолета, зарегистрированного в этом государстве; предполагаемый правонарушитель является гражданином данного государства.

Другие статьи Конвенции  в основном аналогичны положениям международных  универсальных соглашений, направленных на борьбу с различными проявлениями международного терроризма.

Прологом к заключению Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991г.) послужила резолюция 635 (1989 г.) Совета Безопасности ООН о предотвращении использования пластических взрывчатых веществ в террористических целях. Конвенция, призванная содействовать пресечению актов терроризма прежде всего в международной гражданской авиации, заложила основы международного режима, предписывающего включать во взрывчатые продукты, широко известные как “пластические взрывчатые вещества”, в том числе в гибкой или эластичной листовой форме, специальные маркирующие вещества (описанные в техническом приложении к настоящей Конвенции) с целью сделать эти продукты поддающимися обнаружению.

В частности, в Конвенции предусматривается запрет и предотвращение изготовления немаркированных взрывчатых веществ на территории государств-участников, а также ввоза или вывоза их с территории государств-участников; осуществление строгого и эффективного контроля над владением и передачей немаркированных взрывчатых веществ, обеспечение их уничтожения или использования таким образом, чтобы это не противоречило целям настоящей Конвенции. Определенные исключения устанавливаются лишь для пластических взрывчатых веществ, используемых военными и полицейскими органами.

Отличительная черта данной Конвенции – отсутствие в ней  уголовно-репрессивного механизма  в сочетании с нормами, содействующими международному мониторингу за соблюдением  ее положений. Например, статьей 7 предусматривается, что государства-участники информируют Совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о мерах, принимаемых ими для выполнения данной Конвенции

Международная конвенция  о борьбе с бомбовым терроризмом  (1997 г.) определяет в качестве преступления незаконную и преднамеренную доставку, помещение, приведение в действие или взрыв взрывного или иного смертоносного устройства любым лицом в пределах мест, используемых общественностью, государственного или правительственного объекта. Среди отличительных черт Конвенции можно отметить более подробный перечень превентивных мер. В частности, законодательные шаги по предотвращению соответствующих терактов, включая меры по запрету незаконной деятельности лиц, групп, организаций, которые поощряют, организуют, преднамеренно финансируют или участвуют в совершении преступлений, предусмотренных в Конвенции.

В целях предотвращения преступления предусматривается обмен информацией, возможность передачи технологий, оборудования в соответствии с национальным законодательством, координация административных и других мер. Устанавливается обязательство государств сотрудничать в исследованиях и разработках методов обнаружения взрывчатых и других опасных веществ, которые могут вызвать смерть или увечье; в проведении консультаций по вопросам разработки стандартов для маркировки взрывчатых веществ в целях определения их происхождения в ходе расследований после взрывов.

В статье 11 Конвенции акцентируется  уголовно-правовой характер политических преступлений, в частности, предусматривается, что “ни одно из преступлений по смыслу настоящей конвенции не рассматривается для целей выдачи или взаимной правовой помощи как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими мотивами. Соответственно, связанная с таким преступлением просьба о выдаче или взаимной правовой помощи не может быть отклонена лишь на том основании, что она касается политического преступления”.

По завершении разработки и принятия Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом в рамках ООН началась работа над проектом Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Проект такого инструмента, инициированный Россией в 1998 г., был призван ликвидировать пробелы в списке мер, необходимых, чтобы не допустить использование террористами ядерного оружия, и не предусмотренных, прежде всего, Конвенцией о физической защите ядерного материала (1980 г.) и Международной конвенцией о борьбе с бомбовым терроризмом. Проект также направлен на то, чтобы стимулировать взаимодействие государств по широкому кругу вопросов, прежде всего для обеспечения надежной безопасности атомных электростанций или любого ядерного реактора, включая ядерные установки на морских, воздушных и космических судах, других средствах транспорта. Однако в последнее время деятельность по завершению разработки этого документа и его принятию застопорилась. Причиной стала озабоченность, что в соответствии со статьей 4 проекта он не будет распространяться на действия вооруженных сил государств. Другим камнем преткновения стал вопрос о распространении действия конвенции на так называемые акты “государственного терроризма”, а также о включении в нее положений, касающихся демпинга в отношении радиоактивных отходов. К сожалению, эти факторы до сих пор препятствуют завершению создания столь важного инструмента, который должен обеспечить эффективный режим безопасности ядерных объектов от террористических посягательств и который мог бы стать важным элементом существующих универсальных антитеррористических конвенций.

Международная конвенция  о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) призвана ликвидировать пробел в существующем международно-правовом режиме антитеррористического сотрудничества государств. Для России эта конвенция имеет особое значение, поскольку направлена на пресечение финансирования из-за рубежа террористической деятельности на территории нашей страны.

Конвенцией  предусматривается установление уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности за деяния, связанные с финансированием террористов. Она призвана также обеспечить неотвратимость наказания преступников на основе широкого спектра положений, регулирующих вопросы правовой помощи и выдачи. Участники Конвенции обязуются оказывать друг другу возможно широкое содействие при проведении уголовного расследования, а также правовую помощь, связанную с совершенными в смысле Конвенции преступлениями. При этом пунктом 2 статьи 12 предусматривается, что государство-участник не может отказать в просьбе о взаимной правовой помощи на основании банковской тайны. Среди других мер закреплено, что на ее участниках лежит обязательство разрабатывать и принимать такие меры, которые заставляли бы финансовые институты наиболее эффективно определять их обычных и случайных клиентов, а также уделять особое внимание необычным и подозрительным трансакциям и сообщать о трансакциях, в отношении которых имеются серьезные основания подозревать, что они связаны с преступной деятельностью.

Информация о работе Терроризм как мировая проблема