Терроризм как мировая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования. Настоящая работа посвящена исследованию сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, в ходе которого рассматривается процесс изменения терроризма как социально-исторического явления и переход его к новым формам, целью которых является нанесение ущерба государству и массовое уничтожение населения. Наряду с анализом новых форм терроризма в работе исследуется правовая международная база противодействия ему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 История возникновения терроризма
1.2 Проблема международного терроризма
1.3 Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе против актов международного терроризма
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА
2.1 Ядерный терроризм
2.2 Химический терроризм
2.3 Биологический терроризм
2.4 Экологический терроризм
2.5 Кибертерроризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

0823137_C87AD_terrorizm_kak_globalnaya_problema_chelovechestva.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Государствам-участникам данного международно-правового инструмента необходимо установить и поддерживать каналы связи между их компетентными агентствами и службами для того, чтобы облегчить и обеспечить быстрый и надежный обмен информацией по всем аспектам действий, рассматриваемых в соответствии с данной Конвенцией как преступление. Согласно статье 8, государства-участники принимают необходимые меры “для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений … а также поступления, получаемые в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации”.

Государства-участники  обязаны также предпринимать  действия по конфискации средств, использовавшихся или выделенных для совершения преступлений, рассматривать возможность создания механизмов для выплаты из конфискованных средств компенсации жертвам преступлений или членам их семей. Предусматривается также возможность заключения соглашений с другими государствами о разделе средств, полученных в результате конфискации.

На рассмотрении в ООН помимо упомянутого выше российского проекта Международной  конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма находится также инициированный Индией в 1996 г. проект Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Несмотря на то, что предложен он был давно, непосредственные переговоры по нему начались в ООН лишь в 2000 г. в рамках Рабочей группы Шестого комитета 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В проекте содержатся положения, регулирующие вопросы ответственности государств, выдачи и заключения под стражу лиц, совершивших преступления террористического характера, а также меры оказания содействия в связи с уголовными расследованиями террористических преступлений или процедур экстрадиции лиц, совершивших террористические преступления. Окончательному согласованию и принятию индийского проекта препятствуют три фактора: разногласия в вопросе определения понятия “терроризм”, проблема соотношения Всеобъемлющей конвенции с уже действующими антитеррористическими инструментами, а также разногласия разных групп государств в отношении различия между понятиями “терроризм”, “право народа на самоопределение” и “борьба с иностранной оккупацией”; что серьезно ослабляет возможности скоординированного адекватного ответа международного сообщества на террористические вызовы, которым оно вынуждено противостоять в современных условиях. Новый мощный импульс антитеррористическому сотрудничеству, прежде всего среди государств-участников “большой восьмерки”, придало поручение лидеров этих стран, содержащееся в их заявлении от 19 сентября 2001 г. о разработке конкретного плана совместных антитеррористических действий. Первыми шагами стали выработка министрами финансов конкретных мер, направленных на перекрытие каналов финансирования террористов, а также подготовка экспертами и принятие на уровне министров иностранных дел G-8 Рекомендаций по противодействию терроризму. Еще одним шагом в реализации поручения лидеров стала инициатива, получившая на саммите в Кананаске (июнь 2002 г.) название “Совместные действия “Группы восьми” в области транспортной безопасности”, сочетающая комплекс практических рекомендаций, включая установление новых более жестких стандартов для повышения безопасности перевозки людей на национальном и международном уровне по суше, воздуху и морю, а также строгих эксплуатационных испытаний на авиалиниях своих стран.

Внушительный  политический и правовой потенциал  противодействия терроризму создан и на региональном уровне. В этом контексте следует упомянуть  Конвенцию Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер (1971 г.); Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г. Конвенция направлена на выдачу лиц, совершивших террористические акты), Региональную конвенцию Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма (1987), Арабскую конвенцию о пресечении терроризма (1988); Конвенцию Организации африканского единства (ОАЕ) о предупреждении терроризма и борьбе с ним (1999); Конвенцию Организации Исламская конференция (ОИК) о борьбе с международным терроризмом (1999); Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (2002), Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами-членами СНГ (1999) [ 41 ]. Программу государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

Опыт сотрудничества в борьбе с терроризмом накоплен и на двухсторонней основе. Помимо взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в последнее время получила развитие такая форма, как совместные Рабочие группы, первая из которых была создана Россией и США. Перспективность такого вида взаимодействия внешнеполитических ведомств привела к тому, что аналогичные рабочие группы были образованы Россией совместно с Индией, Китаем и Великобританией и США совместно с Индией и Пакистаном.

11 сентября 2001 г.  – не просто трагическая дата  в истории человечества. В этот  день мир вступил в новый  этап развития, когда государству  для того, чтобы обеспечить свою безопасность и защитить своих граждан, необходимы не только предсказуемые международные отношения, но и нечто большее. Масштабность и скоординированность действий международных террористов, их транстерриториальный характер настоятельно диктуют необходимость объединения усилий всего мирового сообщества, дальнейшего расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Серьезным шагом на этом пути могла бы стать разработка Кодекса защиты прав человека от терроризма, который включал бы широкий набор мер: от уголовного преследования лиц, совершивших акты терроризма или иным образом причастных к ним, обеспечения неотвратимой ответственности и наказания таких лиц до предоставления помощи тем, кто пострадал от терроризма, в том числе путем финансового содействия, социально-психологической реабилитации и реинтеграции в общество.

Опираясь прежде всего на разветвленную систему  многосторонних международно-правовых инструментов, включая Устав ООН, человечество может и должно создать глобальную систему противодействия современным угрозам, найти на ее базе эффективные и адекватные ответы тем вызовам, с которыми оно столкнулось в начале третьего тысячелетия.

 

 

2. НОВЫЕ ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА

 

2.1 Ядерный терроризм

 

Угроза ядерного терроризма была осознан мировой общественностью еще в 1960-1970-е гг. именно тогда в ООН прозвучали первые предложения о принятии международно-правовых актов, которые способствовали бы минимизации этой угрозы. Разработка соответствующих документов была поручена Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В итоге в марте 1980 г. 68 стран подписали разработанную МАГАТЭ конвенцию о физической защите ядерных материалов.

Подписание  подталкивалось произошедшими за этот период более чем 150 инцидентами, которые  в той или иной мере свидетельствовали о повышении уровня опасности. В это число вошли взрывы в районе расположения ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищения и убийства ученых- ядерщиков, кража и контрабанда различных расщепляющихся материалов и т.п.

Несовершенство  системы контроля за расщепляющимися  материалами и антитеррористического  законодательства почти во всех странах  создавало объективные причины  для расширения сферы деятельности преступных и террористических группировок, многократно увеличивая вероятность попадания ядерного оружия в руки террористов. Положение усугублялось также тем, что в ядерную сферу были вовлечены сотни тысяч специалистов, а это существенно повышало уязвимость существующих систем защиты.

Серьезным источником опасности может стать ядерное оружие, которое в силу определенных причин оказалось утраченным. Такого утраченного ядерного оружия в мире предостаточно. Например, в феврале 1958 г. американский бомбардировщик обронил в море у берегов Испании мощную термоядерную бомбу. Две американские ядерные авиабомбы находятся в акватории Тихого океана в районе залива Пьюджет Саунд (штат Вашингтон) и в районе города Юрика (штат Северная Каролина). В 1986 г. в Карибском море погибла советская атомная подводная лодка, на которой размещались ракеты с ядерными боеголовками [42].

Все это, хоть и  косвенно, способствует возникновению  ядерного терроризма. Но пока чисто  теоретически выделяют три типа.

1. Подрыв ядерного боеприпаса. Данный вариант предполагает наличие у террористов ядерного взрывного устройства собственного изготовления или приобретенного у третьей стороны или посредника. На сегодняшний день нет явных сведений о том, что какая-либо террористическая организация обладает ядерным оружием или ведет работы по его созданию. Вместе с тем западные эксперты полагают, что может увеличиться опасность приобретения террористами плутония, который является побочным продуктом работы гражданских реакторов.

До недавнего  времени считалось, что для создания атомной бомбы нужны специальные  знания и высокий уровень развития промышленных технологий. Однако более сложной проблемой сегодня является хранение радиоактивных материалов. Мощность атомного взрыва для террористов не так ужи важна: психологический шок от осуществления акта будет гораздо значительней, чем физические последствия взрыва. Поэтому следует ожидать использование преступниками атомных зарядов малой мощности и радиологических.

В этом смысле для  террористов могут быть привлекательными устройства, способные осуществить  взрыв мощностью в 10-20 тонн тротилового эквивалента. Либо применить несовершенное ядерное устройство, в котором взрыв происходит преждевременно, что снижает уровень распада, суммарную мощность атомного взрыва и его негативные последствия. Доставку такого взрывного устройства морским путем в большой портовый город и его последующий подрыв с катастрофическими последствиями достаточно трудно предугадать.

2. Проведение диверсий на ядерных электростанциях или угроза их осуществления. Проведение диверсий не требует знаний в области ядерной физики и может быть осуществлено террористами, имеющими обычную подготовку боевиков. Даже если диверсия не приведет к взрыву реактора или радиоактивному загрязнению местности, психологический эффект от таких действий будет огромным. Разработанные меры защиты объектов ядерной энергетики не в состоянии предупредить проведение терактов с использованием нетрадиционных средств. Предполагается, что намеченной целью одного из угнанных в сентябре 2001 г. самолетов была атомная электростанция под Питтсбургом. В декабре 1995 г. во Франции в ходе волны протестов против эксплуатации АЭС “Блейс” экстремисты совершили попытку вывести из строя охлаждающий контур одного из энергоблоков станции. К угрозам провести диверсии на АЭС прибегали и многие террористические организации, в частности в ходе обеих чеченских кампаний чеченские боевики грозили устроить диверсии на атомных станциях России [43]. Следует отметить, что до настоящего времени ни одна диверсия не была проведена, несмотря на очевидную привлекательность АЭС как цели для террористов.

3. Использование расщепляющихся материалов для изготовления “грязной бомбы”, способной нанести большой ущерб за счет радиационного загрязнения значительных территорий в густонаселенной зоне. Радиологическое оружие, которое не вызывает ядерного взрыва, может также представлять собой устройство, распыляющее радиоактивные вещества в виде аэрозолей. Поскольку создать такое оружие намного легче, использование его террористами наиболее вероятно.

Например, террористы могут получить несанкционированный доступ к используемому в научных целях ядерному реактору, работающему на уране-235. Такой реактор нарабатывает значительное количество радиоактивного стронция, цезия, плутония. Если такое вещество внедрить в самодельное взрывное устройство и произвести взрыв на высоте около 100 метров, зараженной может оказаться территория площадью 100-120 километров. Однако, применением этого оружия трудно вызвать массовые жертвы для этого потребовалось бы большее количество радиоактивных материалов, которые создают значительный риск для жизни самих террористов). Наибольшую опасность, связанную с использованием радиологического оружия, исследователи видят в том, что вследствие распространения страха перед радиацией радиологическая атака может спровоцировать панику и социальную и экономическую дестабилизацию, непропорциональную настоящей разрушительной силе этого оружия.

В общественном сознании многих стран постепенно исчезает табу на использование ядерного оружия против экстремистов. Полузабытыми остаются оценки американских, советских, а также шведских ученых в работах 1980-х годов относительно экологических и медико-биологических последствий ядерной войны, в свое время оказавшие сильнейшее воздействие на элитное и массовое сознание. При этом весьма неоднозначным остается вопрос об источниках получения террористическими организациями оружия массового поражения. В официальных американских выступлениях таковыми прежде всего называются страны, включенные в “ось зла” (в “первую волну” в 2002 году были включены Ирак, КНДР и Иран, во “вторую волну”- Сирия, Ливия и Куба) [ 44 ].

Для эффективной  борьбы с ядерным терроризмом  требуется максимальная координация  коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровнях. Не случайно, Генеральная Ассамблея  ООН в 1996 году, на своей 51–й сессии, приняла решение о создании Специального комитета для выработки Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. В ноябре 1999 г. Гендиректором МАГАТЭ был поднят вопрос о необходимости изменения Конвенции о физзащите ядерного материала. На совещании в мае 2001 года был принят документ, содержащий рекомендацию усилить Конвенцию, расширив сферу ее охвата на ядерные материалы при их использовании, хранении и транспортировке внутри государств, а также защиту ядерных установок от диверсий. Существует серьезная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими, и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами [ 45 ].

 

2.2 Химический терроризм

Информация о работе Терроризм как мировая проблема