Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и другими опасными должностными преступлениями, и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением).
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 " Коррупционные" преступления – взяточничество…
Взяточничество в США
Уголовная ответственность за взяточничество в Японии
Должностные злоупотребления во Франции
Глава 2. Уголовная ответственность должностных лиц за
злоупотребления служебным положением…………………….
2.1. Злоупотребление служебным положением в США
2.2. Злоупотребление служебным положением в Японии
2.3. Злоупотребление служебным положением в Германии
2.4. Ответственность за должностные преступления в странах Европы
Заключение
Библиографический список использованных источников…….
Глава 1 " Коррупционные" преступления – взяточничество
В ряде стран установлена разная степень наказуемости за взяточничество в зависимости от того, была ли получена взятка за действия законные или незаконные. В других странах придается решающее значение тому, была ли получена взятка до выполнения обещанных действий или после них. В этой связи особый интерес представляет возникшая за последние годы в США и других странах проблема квалификации предварительного подкупа должностного лица без указания конкретных действий, которые должны быть совершены им "из благодарности". Нередко возникает вопрос о том, как отличать "подарки", поучаемые должностными лицами "в знак расположения", от взяток, являющихся уголовным преступлением.
1.1. Взяточничество в США
Наибольшее внимание проблеме взяточничества уделяется в США, где даже не законодательным путем, а часто правоприменительной практикой, в зависимости от роста инфляции, вырабатывается негласное правило, согласно которому государственный служащий может, не опасаясь преследований, принимать подарки стоимостью до 5 или даже 100 долл. США. Аналогичное положение присутствует и в правоприменительной практике Германии (до 50 марок).
Говоря о взяточничестве, следует отметить, что в американском уголовном законодательстве и в уголовно-правовой доктрине принято различать четыре основные формы этого преступления:
1) собственно
взяточничество, представляющее собой
посягательство на
2) так называемое коммерческое взяточничество;
3) взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов;
4) взяточничество в области спорта.
Этими видами отнюдь не исчерпывается коррупция, но, с точки зрения законодателя, и на федеральном, и на уровне штатов чаще всего эти четыре области представляются наиболее существенными и заслуживающими того, чтобы подкуп лиц, занимающих в них соответствующее положение, стал объектом уголовного преследования. Наиболее подробно в американском законодательстве изложены нормы, регулирующие ответственность за взяточничество в сфере деятельности публичной администрации.
Общеупотребительный термин "публичный служащий" разъясняется применительно к данной категории преступлений в п. 7 ст. 240.00 Примерного УК: "Публичный служащий" - это любое должностное лицо или служащий государства, включая законодателей и судей, и любое лицо, принимающее участие в осуществлении государственной функции в качестве присяжного заседателя, советника или консультанта или в каком-либо ином качестве".
В разделе 18 Свода законов США ответственность за взяточничество, совершаемое должностными лицами, предусмотрена в § 201 главы 11 "Взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением публичными должностными лицами". Согласно этому закону, субъектами взяточничества являются не только те, кто получает взятки, но и те, кто их дает.1
Под теми, кто получает взятки,
в контексте главы 11 понимаются три
категории должностных лиц:
а) публичные
должностные лица, к которым относятся
члены Конгресса, члены постоянных
комиссий, служащие, наемные работники или лица, действующие
от имени США, департаментов, представительств,
органов исполнительной власти в силу
официальных функций или на основании
полномочий;
в) специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного и исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждение или без него не менее 130 дней в году.
Ответственности за дачу взятки подлежит всякий, кто дает, предлагает, обещает что-либо ценное публичному должностному лицу или кандидату на эту должность с целью:
1) повлиять на его официальные действия, т.е. на решение находящегося в его ведении вопроса, дела, тяжбы, производства и пр.;
2) оказать влияние на должностное лицо, с тем чтобы помочь совершить, сговориться, разрешить какие-либо обманные действия либо создать возможность для совершения обмана или склонить должностное лицо к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей.
Таким образом, целью взятки могут быть как законные, так и незаконные действия должностного лица. Дачей взятки являются также прямые или косвенные действия лица, которые направлены на то, чтобы другое любое лицо дало ложную присягу во время слушания вопроса в суде, департаменте или в комитете любой из палат Конгресса.
Получателями взяток могут быть лишь должностные лица указанных выше категорий. Таким образом, тот, кто, являясь публичным должностным лицом, в нарушение возлагаемых на него по закону обязанностей прямо или косвенно просит, требует, вымогает, выпрашивает, добивается, соглашается, получает, договаривается получить что-либо ценное для себя в силу исполненного или предстоящего исполнения им какого-либо официального действия или бездействия, совершает взяточничество. Наказанием как для тех, кто дает, так и для тех, кто получает взятку, является штраф в сумме до 10 000 долл. США или (и) лишение свободы на срок до 2 лет.
Отметим, что наказанию наряду с ныне функционирующим подлежит как бывший, так и будущий служащий. Уголовное законодательство США приравнивает ко взяткам их специфические формы, выражающиеся в получении служащими незаконных вознаграждений за исполнение своих служебных обязанностей. Так, согласно § 203 разд. 18 Свода законов США, тот, кто, являясь членом Конгресса или лицом, избранным в Конгресс, либо членом постоянной комиссии, а также служащим и наемным работником органов законодательной, исполнительной и судебной власти США, просит, требует, получает или соглашается получить, помимо предусмотренной законом платы за исполнение своих официальных обязанностей, компенсацию за услуги в отношении какого-либо процесса, ходатайства, спора, обвинения и прочих вопросов, где США являются стороной либо имеют существенный материальный интерес, совершает преступление в виде взяточничества и наказывается штрафом до 10 000 долл. США или (и) лишением свободы на срок до 2 лет с запрещением занимать какую-либо государственную должность. Совершает аналогичное преступление и тот, кто предлагает указанным выше должностным лицам дополнительное вознаграждение.2
Дача или получение разного рода "чаевых" также наказуемы. В отличие от незаконных вознаграждений "чаевые" даются в тех случаях, когда публичный служащий исполняет и обязан исполнять свои служебные обязанности, но без каких-либо дополнительных вознаграждений.
Эти преступления относятся к числу менее тяжких (мисдиминоров) и наказываются лишением свободы на срок до 1 года.
1.2. Уголовная ответственность за взяточничество в Японии.
Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Японии показывает, что ответственность за злоупотребление властью и за коррупцию должностных лиц предусматривается в Главе 25 (ст. 193-198) Особенной части УК Японии3.
В соответствии со ст. 15 Конституции Японии публичные должностные лица являются слугами всего общества. В этом качестве они должны "осуществлять служебные обязанности искренне и справедливо, обеспечивая доверие к себе со стороны общества". Уголовный же закон предусматривает ответственность за злоупотребление властью и взяточничество как совершение предательства по отношению к общественному доверию. К разновидностям злоупотребления властью относятся: злоупотребление властью со стороны публичного должностного лица (ст. 193) и со стороны особого публичного должностного лица, т.е. лица, исполняющего судейские, прокурорские, полицейские функции (ст. 194), насилие либо оскорбительное или дурное обращение со стороны особого публичного должностного лица (ст. 195).
Согласно УК Японии, публичное должностное лицо, которое, "злоупотребляя возложенной на него по должности властью побуждало какое-либо лицо сделать то, чего оно не обязано делать, или препятствовало ему в осуществлении прав, которые должны быть осуществлены, наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок до 2 лет" (ст. 193).
1.3. Должностные злоупотребления во Франции
Система должностных злоупотреблений по УК Франции включает три группы преступных деяний4:
* злоупотребления
властью, посягающие на
* злоупотребления властью, совершенные против частных лиц;
* нарушения служебного долга.
К первой группе относятся такие преступные деяния, как деятельность, направленная на воспрепятствование исполнению закона; осуществление полномочий публичного должностного лица после официального их сложения.
Во вторую группу деяний входят посягательство на индивидуальную свободу со стороны должностных лиц; дискриминация физических или юридических лиц, совершенная должностным лицом; посягательство на неприкосновенность жилища; посягательство на тайну сообщений (ст. 432-4).
В третью группу включены такие преступные деяния, как незаконное взимание денежных сумм (ст. 432-10); пассивная коррупция и торговля влиянием; незаконное получение выгоды; посягательство на свободу доступа и равенство кандидатов для участия в государственных контрактах и при учреждении предприятий публичной службы; незаконное изъятие или расхищение собственности (ст. 432-15).
В качестве самостоятельного преступления, не входящего ни в одну из названных групп и отнесенного к преступлениям против правосудия, рассматривается:
- требование или принятие взятки магистром, присяжным заседателем или любым другим лицом, заседающим в каком-либо судебном органе, арбитром или экспертом, приглашенным либо судом, либо сторонами, или лицом, на которое судебной властью возложена обязанность примирения или посредничества.
Центральное место в системе норм об этих злоупотреблениях занимают нормы об уголовной ответственности публичных должностных лиц за активное и пассивное взяточничество (коррупцию), при этом первое представляет собой дачу взятки, второе - ее получение.
Приведем примеры наказаний за взяточничество, согласно данным приведенным в "Российской газете":
« Во Франции по подозрению в "активной коррупции", как здесь называют дачу взяток, чиновников муниципальных структур, в ведении которых находится уборка мусора в Марселе, в прошлом году попал под арест руководитель компании "Кейрас энвиронман" Эрик Паскаль. Деньги и разного рода услуги предназначались брату бывшего главы марсельских социалистов Жана-Ноэля Герини и его окружению. Идет следствие. Взяткодателю грозит тюремный срок до 10 лет, а также штраф в 150 тысяч евро.
Одним из самых скандальных процессов по взяткам в Великобритании стало дело архитектора Джона Поулсона. Он давал взятки официальным служащим Ньюкастла, которые в обмен щедро снабжали его подрядами на строительство. Когда эти аферы вылезли на свет, Джон Поулсон был посажен в тюрьму. Недавно принятый в Британии антикоррупционный закон признан самым суровым в мире. Он предусматривает за подкуп официальных лиц и прием взятки тюремное заключение на срок до 10 лет и штраф в неограниченном размере. Закон карает также за "неспособность" компании предотвратить взятки, то есть за отсутствие внутренней антикоррупционной системы безопасности.
Самый громкий коррупционный процесс Германии закончился 5 мая 2010 года. Обвиняемый предприниматель Карлххайнц Шрайбер был приговорен к восьми годам тюремного заключения. Прокуратура вменяла ему в вину в основном уклонение от уплаты налогов, но и подкуп чиновников. Так, бывший госсекретарь по контролю за вооружениями Людвиг-Хольгер Пфальс получил от Шрайбера около 1,9 миллиона евро за помощь в сделке по продаже танков в Саудовскую Аравию»5.
Глава 2. Уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением
2.1.Злоупотребление служебным положением в США
Вторую группу должностных коррупционных преступлений составляют злоупотребления служебным положением.
К этой группе должностных преступлений, совершаемых государственными служащими, федеральное законодательство относит занятия, не совместимые с основными должностными обязанностями.
Так, согласно § 204 разд. 18 Свода законов США, если конгрессмены или лица, избранные в Конгресс, либо члены постоянных комиссий практикуют в Претензионном суде, они совершают злоупотребление, наказуемое штрафом до 10 000 долл. США или (и) лишением свободы на срок до 2 лет. Государственный служащий или лицо, работающее по найму, в органах законодательной, исполнительной или судебной власти США, не может выступать, если это не входит в его обязанности, в качестве представителя или обвинителя в каком-либо требовании, предъявляемом США, а также получать вознаграждение, проценты, долю и прочее за оказание помощи в предъявлении такого требования. Эти же лица не могут представлять чьи-либо интересы в гражданских, административных и уголовных делах, в которых стороной являются США либо в которых государство имеет прямую и существенную материальную заинтересованность (§ 205). Наказываются эти действия штрафом до 10 000 долл. США или (и) лишением свободы сроком до 2 лет.
Информация о работе Уголовная отвественность должностных лиц