Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и другими опасными должностными преступлениями, и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением).
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 " Коррупционные" преступления – взяточничество…
Взяточничество в США
Уголовная ответственность за взяточничество в Японии
Должностные злоупотребления во Франции
Глава 2. Уголовная ответственность должностных лиц за
злоупотребления служебным положением…………………….
2.1. Злоупотребление служебным положением в США
2.2. Злоупотребление служебным положением в Японии
2.3. Злоупотребление служебным положением в Германии
2.4. Ответственность за должностные преступления в странах Европы
Заключение
Библиографический список использованных источников…….
Уголовную ответственность несут также указанные выше лица, если они принимают участие лично и непосредственно в качестве государственных служащих в каких-либо делах, где они, их супруги, несовершеннолетние дети, партнеры, организации, в которых они служат, являются доверительными собственниками либо партнерами, а также организации, с которыми они ведут переговоры о предстоящей работе, имеют финансовый интерес (§ 208).
Они не несут ответственности только тогда, когда имеется письменное разрешение на такое участие со стороны вышестоящего должностного лица, заключившего, что финансовый интерес незначителен и не затрагивает чести и должностного положения участвующего в деле служащего.
Примечательным является то, что в законодательстве США преступления, связанные с выборами и политической деятельностью выделены в отдельную главу. Эта особая группа деяний содержится в гл. 29 разд. 18 Свода законов США. В ней предусматривается ответственность кандидатов на какие-либо выборные должности, которые в обмен на поддержку своей кандидатуры обещают, кому бы то ни было, назначение на публичную или частную должность или получение работы по найму.
К этой же группе отнесено и домогательство политического сотрудничества со стороны сенаторов, членов палаты представителей, служащих США или лиц, получающих заработную плату или вознаграждение от казначейства США, которые прямо или косвенно домогаются, получают или иным способом участвуют в домогательстве или получении любого пожертвования, подписки или вознаграждения из политических соображений для сотрудничества с другим таким же должностным лицом, служащим и пр.
Наказываются все указанные выше деяния штрафом в 5000-10 000 долл. США или (и) лишением свободы на срок до 2 или 3 лет.
УК штата
Нью-Йорк отводит должностным
В штате Калифорния существует иная система. Должностные преступления в УК этого штата классифицированы по двум группам:
1. Преступления,
совершенные представителями
2. Преступления, направленные против законодательной власти.
Представляет
интерес ответственность
2.2. Злоупотребление служебным положением в Японии
Согласно УК Японии, публичное должностное лицо, которое, "злоупотребляя возложенной на него по должности властью побуждало какое-либо лицо сделать то, чего оно не обязано делать, или препятствовало ему в осуществлении прав, которые должны быть осуществлены, наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок до 2 лет" (ст. 193)6.
В соответствии со ст.194 (задержание или заключение под стражу в результате злоупотребления возложенной по должности властью со стороны особо публичного должностного лица), "если лицо, осуществляющее судейские, прокурорские или полицейские функции либо действующее в качестве его помощника, злоупотребляя возложенной на него по должности властью, задержало какое-либо лицо или держало его под стражей, оно наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок от 6 месяцев до 10 лет".
Как предусматривает ст. 195 (насилие либо оскорбительное или дурное обращение со стороны особого публичного должностного лица), "если лицо, осуществляя судейские, прокурорские или полицейские функции либо действующее в качестве его помощника, при исполнении своих служебных обязанностей употребило насилие или допустило оскорбление или дурное обращение с обвиняемым по уголовному делу или другим лицом, оно наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок до 7 лет". Так же наказывается тот, кто, охраняя или конвоируя взятое под стражу в соответствии с законом лицо, применил против него насилие либо допускал оскорбительное или дурное обращение с ним. По ст. 196 (причинение смерти или телесных повреждений в результате злоупотребления возложенной по должности властью со стороны особого публичного должностного лица), "если путем совершения преступных деяний, предусмотренных двумя предыдущими статьями, были причинены смерть или телесное повреждение другому лицу, то должно быть назначено наказание, установленное за телесное повреждение, если оно является более тяжким".
2.3. Злоупотребление служебным положением в Германии
Основным источником уголовного права ФРГ является Уголовный кодекс ФРГ от 15 мая 1871г. (в ред. опубликования от 13 ноября 1998 г.).
Германское
уголовное право действует
В настоящее
время должностные преступные деяния
собраны в разделе XXX Особенной части УК
ФРГ. Их можно разделить на следующие группы:
3. Нанесение
телесных повреждений,
4. Неправильное официальное свидетельствование (§ 348); произвольное завышение или незаконное взимание различных сборов, нарушение налоговой тайны (§ 352, 353, 355);
5. Составы преступных деяний, связанные с нарушением доверия во время пребывания на дипломатической службе, служебной тайны, тайны судебного разбирательства (§ 353а, 353b, 353d);
6. Подстрекательство
подчиненного по службе к
Данные преступные деяния объединены в раздел XXX Особенной части УК ФРГ по признаку субъекта преступного деяния - должностного лица. По германскому уголовному праву должностным лицом является тот, кто согласно германскому праву:
а) является чиновником или судьей;
б) связан прочими
государственно-правовыми
Однако субъектами указанных выше преступных деяний могут быть не только должностные, но и иные лица, например: судьи, лица специально уполномоченные на выполнение публичных обязанностей и т.д.
Раздел тридцатый Особенной части УК ФРГ предусматривает следующие должностные преступные деяния:
§331. Получение выгоды:
(1) Должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить выгоду или принимает ее в качестве вознаграждения, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом.
(2) Судья или
третейский судья, который
§ 340. Нанесение
телесного повреждения при
(1) Должностное лицо, которое при исполнении служебных обязанностей или в связи со своей службой наносит телесное повреждение или допускает это, наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до пяти лет, в менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок до пяти лет или денежный штраф.
§ 343. Принуждение к даче показаний:
(1) Кто, являясь
должностным лицом, которое
1) в уголовном
процессе, производстве по применению
мер, связанных с
2) в процессе по назначению мер дисциплинарного характера или в суде чести, истязает другое лицо физически, иным образом применяет против него насилие, угрожает его применением или мучает его морально для того, чтобы вынудить его к даче показаний в процессе или заявить что-либо или, наоборот, не делать этого, наказывается лишением свободы на срок от одного года до десяти лет или денежным штрафом.
(2) В менее
тяжких случаях наказанием
2.4. Ответственность за должностные преступления в странах Европы
Уголовный кодекс Испании 1955 года 8 является итогом длительного развития испанского уголовного законодательства на протяжении столетий и в то же время непосредственным результатом вступления Испании на путь глубоких социально-экономических и политических преобразований демократического характера.
УК Испании, как и ряда других государств, принадлежит к Континентальной системе права. В отличие от тенденций развития уголовного законодательства во многих других странах Запада, где все чаще применяется уголовная ответственность юридических лиц (такая ответственность давно уже существует в Англии и США, в 1976 г. была введена в уголовное законодательство Нидерландов и подробно регулируется в новом УК Франции 1992 г.), новый УК Испании остается верным традициям и по-прежнему допускает уголовную ответственность лишь физических лиц.
УК Испании ввел составы преступлений против социально-экономического строя. В соответствии с объектом защиты и принципом признания основных прав и свобод личности было отменено привилегированное положение должностных лиц в области незаконного вмешательства в сферу прав и свобод граждан.
Согласно положениям статьи 25 УК Испании "в уголовных правоотношениях представителем властей считается тот, кто сам по себе или как член какой-либо корпорации, суда или коллегиального органа имеет властные полномочия. В любом случае представителями властей считаются члены Конгресса Депутатов, Сената, Законодательных Ассамблей Автономий и Европейского Парламента, а также и должностные лица Прокуратуры.
Государственным служащим считается тот, кто по прямому предписанию закона или в результате проведенных выборов либо назначения осуществляет государственные функции".
Статья 173 Кодекса предусматривает, что "унизительное обращение, серьезным образом ущемляющее достоинство лица, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет".
В соответствии с положениями статьи 175 Кодекса "если должностное лицо, превышая свои полномочия в случаях, на которые не распространяется действие предыдущей статьи, угрожает психической целостности лица, оно наказывается лишением свободы на срок от двух до четырех лет, если посягательство было тяжким; и на срок от шести месяцев до двух лет, если оно не было тяжким. Кроме того, данное лицо отстраняется от должности на срок от двух до четырех лет".
В Уголовном кодексе Франции 1992 г. ответственности должностных лиц за злоупотребление властью отведено значительное число статей. Следует отметить, что новый кодекс, как и прежний, делит этот вид преступления на два класса: 1) злоупотребление властью, направленное против управления (ст. 432-1 - 433-3); 2) злоупотребление властью в отношении частных лиц (ст. 432-4 - 432-9). Правда, в отличие от УК 1810 г., в УК 1992 г. нормы об ответственности за злоупотребление властью в отношении частных лиц расположены после норм об ответственности за злоупотребление властью против управления. Так, в частности, наказываются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, которыми в ходе осуществления своих служебных полномочий или предпринятых ими мер было нарушено осуществление закона. За данное преступление ст. 432-1 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штраф до 500000 франков. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.
Прежний французский уголовный закон относил к пассивному взяточничеству (получению взятки) действия, предусмотренные статьей 177 УК. Согласно этой статье, тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученного имущества, но не ниже 1500 франков наказывалось лицо, которое требовало, принимало подарки или подношения.
Что касается уголовного законодательства других развитых капиталистических стран, то вопрос о разграничении преступлений, совершаемых служащими государственного аппарата и должностными лицами коммерческих и иных организаций, решается тоже далеко не однозначно.
Так, например, в Италии в 1990 г. был принят закон № 86, внесший значительные изменения в главу итальянского УК о должностных преступлениях.
Информация о работе Уголовная отвественность должностных лиц