Уголовная отвественность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и другими опасными должностными преступлениями, и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 " Коррупционные" преступления – взяточничество…
Взяточничество в США
Уголовная ответственность за взяточничество в Японии
Должностные злоупотребления во Франции
Глава 2. Уголовная ответственность должностных лиц за
злоупотребления служебным положением…………………….
2.1. Злоупотребление служебным положением в США
2.2. Злоупотребление служебным положением в Японии
2.3. Злоупотребление служебным положением в Германии
2.4. Ответственность за должностные преступления в странах Европы
Заключение
Библиографический список использованных источников…….

Файлы: 5 файлов

введение.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

основная часть.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Упомянутый  выше закон 1990 г. изменил старое определение  должностного лица. В прежней редакции главы УК о должностных преступлениях должностными лицами считались:

1) государственные  служащие и служащие государственных  предприятий, которые постоянно или временно несут государственную службу;

2) любые другие  лица, которые постоянно или временно  бесплатно или за вознаграждение, добровольно или по обязанности несут государственную службу.

Закон 1990 года определил  должностное лицо, к которому применяются положения УК, как лицо, которое выполняет законодательные, судебные либо административные функции. Государственной считается такая функция, которая регламентируется нормами публичного права и постановлениями властей и характеризуется формированием и выражением воли публичной администрации, сопряжена с властными и заверенными полномочиями.

В соответствии со ст. 358 УК Италии уголовной ответственности за должностное преступление подлежат также лица, исполняющие обязанности должностного лица под любым титулом.

Кроме этого, субъектом  ответственности за должностные  преступления являются лица, несущие службу общественной необходимости (ст. 359 УК). К ним относятся частные лица, которые занимаются адвокатской профессией или профессией в области санитарной деятельности, а также любой другой профессии, занятие которой без специального разрешения государства запрещено, частные лица, выполняющие функцию, определенную как функция общественной необходимости в нормативном акте, изданном публичной администрацией.

Если, согласно определению должностного лица, данному  в прежней редакции главы УК Италии о должностных преступлениях, к  таковым относились и служащие государственных предприятий, то приравнение ответственности частных лиц, несущих службу общественной необходимости, к ответственности государственных служащих по новому закону еще более расширяет круг субъектов должностных преступлений. Думается, что такое решение вопроса является не совсем верным, так как действия частных лиц и действия государственных служащих различны по своей социальной сущности и юридическим последствиям.

Значительное  место в главе итальянского УК о должностных преступлениях занимают смежные составы преступлений: вымогательство взятки и получение взятки. Критерием разделения этих составов служат взаимоотношения взяткополучателя и взяткодателя. При вымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторитет, оказывает психическое давление на взяткодателя, вызывая в нем чувство страха и, тем самым, принуждая дать взятку. В случае же простого получения взятки между взяткополучателем и взяткодателем складываются добровольные отношения, оба осознают незаконность деяния, однако совершают его в целях удовлетворения взаимного интереса.

Согласно ст. 317 УК Италии, вымогательство взятки имеет  место, когда должностное лицо либо исполняющий обязанности должностного лица, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет.

Вымогательство  взятки характеризуется тремя элементами: злоупотреблением служебным положением со стороны должностного лица, незаконностью его притязаний и оказанием психического давления на частное лицо.

Ответственность за получение взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости  от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение. УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица (ст. 318), получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица (ст. 319), и получение взятки в суде (ст. 319-3).

Таким образом, критерием различения составов вымогательства взятки и получения взятки является не характер действий, за совершение которых  должностное лицо получает вознаграждение, а характер взаимоотношений должностного лица с взяткодателем. При получении взятки субъекты договариваются на паритетных началах, проявляя взаимную заинтересованность, а при вымогательстве взятки такая паритетность отсутствует, доминирует должностное лицо со своим авторитетом и полномочиями, которыми он злоупотребляет.

При получении  взятки частное лицо действует не под давлением должностного лица, оно абсолютно свободно, оно как  бы сотрудничает с должностным лицом  для достижения незаконной цели. Таким  образом, при получении взятки инициатива исходит от частного лица, а при вымогательстве взятки - от должностного лица.

Серьезным должностным  преступлением, по УК Италии, является злоупотребление должностным положением (ст. 323). Согласно этой статье, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, которые в целях получения для себя или для третьих лиц незаконных выгод неимущественного характера либо в целях нанесения незаконного ущерба другим лицам злоупотребляют своим служебным положением, наказываются, если в их деянии не содержатся признаки более тяжкого преступления, лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 323).

Наказание увеличивается, если предметом злоупотребления  служебным положением явилось достижение в личных целях или для других лиц выгод имущественного характера. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет (ч. 2 ст. 323 УК).

Однако, законодательные  акты других стран осуществляют борьбу с коррупцией гораздо более жесткими мерами. В УК Канады ответственность за коррупцию предусмотрена ст.ст. 108-114 УК. Государственный служащий, занимающий должность в суде или в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.

Наказанию в  виде тюремного заключения подлежат должностные лица, которые требуют, предлагают или соглашаются принять: ссуду, комиссионное вознаграждение или  иные имущественные выгоды за помощь при заключении любых деловых соглашений с органами государственного управления, за помощь, выполнение или невыполнение требований определенных должностных инструкций.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ важнейших  институтов Особенной части зарубежного уголовного законодательства позволяет рассмотреть различия и сходства, существующие между двумя основными правовыми системами - "континентальной" и "англосаксонской", а также внутри каждой из этих систем.

 

 

1 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М.: Юрид.лит., 1993. С. 175-177

2 Решетников Ф.М. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. - М.: Юрид., лит. 1994.

3 Уголовное право Японии. М., 2000.

4 Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учеб. пос. /Под ред. И.Д. Козочкина. - М.: Омега-Л, 2003

5 "Российская газета":  - Столичный выпуск №5693 (20): 

6 Уголовный кодекс Японии - М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1995.

7 Серебренникова А.В. Уголовно-правовая защита основных прав и свобод человека и гражданина по законодательству ФРГ. М., 2002

8 Уголовный кодекс Испании - М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1998.


заключение.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

литература.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Уголовная отвественность должностных лиц