Уголовная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение существования и развития причин экономической преступности и предложение мер по ее предупреждению.
Цель исследования достижима путем решения следующих задач:
рассмотреть понятие экономической преступности в современной отечественной криминологии;
изучить общую характеристику причинного комплекса экономической преступности с Советской и современной России;
рассмотреть вопросы, связанные с предупреждением экономической преступности в России и деятельностью органов внутренних дел в этом направлении.
Методологическая основа дипломной работы базируется на фундаментальных теоретических положениях отечественной и зарубежной криминологии, методологических принципах юридических отраслей знания, главным образом наук так называемого криминального цикла (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, уголовно-исполнительного права).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
Глава 1: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ……………………………….………………………………….6
§ 1.Российская криминология о понятии экономической преступности……………………………………….……………………..………….6
§ 2.Причины экономической преступности в Советской России……….………………………………………………………………………11
§ 3.Причины экономической преступности в современной России……………………………………………….………………………………20
Глава 2 :ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ………………………………………….……………...……….35
§ 1.Общая характеристика системы предупреждения экономической преступности…..…………………………………………...…….………....………35
§2.Методы предупреждения экономической преступности………..…..………………………………………………………….39
§ 3.Деятельность органов внутренних дел по предупреждению экономической преступности….…………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….…63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………..66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

Экономические методы по своей ведущей  направленности  можно разделить на стимулирующее развитие производства, охраняющее интересы общества, государства и отдельных граждан; предупреждающие корыстные посягательства на собственность.  Методами, стимулирующими рыночную экономику, являются развитие рыночного механизма со свободным ценообразованием, свободным выбором партнеров, соперничество, конкуренция между производителями, борьба за потребителя.

Методы же налогового, финансового, кредитного, дотационного регулирования выполняют как стимулирующие, так и охранительные и предупредительные функции.

И, наконец, методы социальной защиты граждан выполняют чисто охранительные функции. К экономическим методам,  предупреждающим экономических посягательств,  относится  обеспечение  такой оплаты труда работников, которая бы позволяла им удовлетворить более или менее полно  все разумные потребности.  Большую предупредительную роль должны сыграть расширение прав работников государственных и частных предприятий по распоряжению прибылью, меры по социальной защите материальных интересов населения.

Методы, стимулирующие развитие экономики,  предупредительное воздействие на экономическую преступность оказывают не непосредственно, а через рост материального благосостояния.  В то же время  их непосредственное воздействие  на преступность в значительной степени криминогенно, так как будет приводить к усилению социального расслоения, способствовать эксплуатации,  безработице,  нечестным приемам конкуренции, соперничества, борьбы.

Охранительные методы, направленные на защиту интересов граждан, государства  и  в  целом  общества, способствуют  реализации принципов социальной справедливости,  приводят к уменьшению посягательств на чужую собственность,  но в это же время  увеличивают уклонение собственников от уплаты налогов в полном объеме.

Методы контроля по-прежнему актуальны в профилактике экономических правонарушений.  Однако в рыночной экономике во много изменяется их  содержание.  Начинают  преобладать  экономические методы контроля, вместо контроля за выполнением планов приходит контроль за соблюдением антимонопольного, налогового законодательства.

И, наконец, последнее, но не менее важным представляется метод  принуждения в предупреждении экономических  преступлений. Проявления этого метода достаточно многообразны. Так, различают правовые и иные социальные способы принуждения. А правовое принуждение выражается не только в мерах юридической ответственности, но и в других правовых ограничениях, принудительных воздействиях. Особенное внимание следует обратить на предупредительный эффект исполнения судебных решений восстановительного, компенсационного характера, направленных на возмещение морального или материального ущерба, восстановления нарушенных прав и свобод, которые не относятся к мерам ответственности. Сотни тысяч вкладчиков банков, инвестиционных компаний не могут сейчас возместить причиненный им материальный ущерб, и этот выступает уже в качестве криминогенного фактора.

Одной из мер  правового принуждения является нарушением конституционных прав человека,  например, таких как запрещение, принимать на должности,  связанные с движением материальных ценностей лиц, ранее судимых за корыстные преступления, которое было предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1975 г.  "О мерах по усилению охраны социалистической  собственности по  устранению причин и условий,  порождающих хищения и бесхозяйственность".

В отношении  кооперативов подобный запрет содержится в Законе "О кооперации в СССР" (ч.5 ст.12):  лица,  имеющие судимость  за хищения,  взяточничество и другие корыстные преступления, не могут быть избраны председателем или членом ревизионной комиссии (ревизором) кооператива, а также занимать другие руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью.

Однако эти  запреты на занятие определенных должностей не соответствуют, ибо это возможно лишь по приговору суда. Тем более  что эти запреты повсеместно нарушаются,  так как принимающие на работу не имеют права проверять человека на предмет судимости. А КЗОТ РСФСР (ст.19) прямо запрещает при приеме на работу требовать от  трудящихся документы, помимо предусмотренных законодательством. – ГАЛЯ, КТО БУДЕТ СМОТРЕТЬ В КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС!? ЭТИ НПА УЖЕ СТО ЛЕТ НЕ ДЕЙСТВУЮТ!!!!

Пути перспективного предупреждения экономических преступлений лежат  в плоскости запрета "отмывания" преступно-нажитых ценностей, в установлении жесткого контроля за соблюдением  законодательства о налогообложении и защите потребителей.

Уровень экономической  преступности зависит в первую очередь  от возможности незаконного обогащения за счет  средств  государственного бюджета.  В связи с этим в целях предупреждения экономических преступлений необходимо:

- совершенствование системы  исполнения бюджета;

- сокращение объема  полномочий  чиновников  в   распределении государственных ресурсов;

- отмена большинства  льгот и налоговая реформа;

- принятие законов,  подрывающих базу экономической  преступности;

- строжайший  контроль  за  соблюдением налогового законодательства, т.к.  мировой опыт показывает, что это дает большой эффект в  выявлении и привлечении к уголовной ответственности крупных криминальных дельцов.

В целях декриминализации экономической жизни в послании Президента Федеральному Собранию предлагается:

- обеспечить равенство  условий хозяйствования,  подконтрольность  всех каналов расходования государственных  средств;

- любые действия должностных лиц, использующих закрытые, неподконтрольные, внеконкурсные процедуры  распределения  государственных ресурсов,  должны  рассматриваться  как прямое содействие коррупции;

- существенно  снизить   в хозяйственной сфере объем  разрешительного принципа, заменяя его уведомительным;

- установить  строгую  ответственность органов исполнительной  власти, должностных лиц и местного самоуправления  за  превышение установленных сроков согласования решений по хозяйственным вопросам;

- предусмотреть внесение платы за согласование исключительно в бюджет, а не в ведомственные фонды, жесткое ограничение ее размеров;

- составить исчерпывающие  списки  лицензируемых  видов   деятельности83.

Система субъектов профилактики  экономических  преступлений, действующая до  настоящего  времени уже сейчас во многом изменилась и ей предстоит претерпеть еще немало преобразований.  Поэтому важно определить принципиальные теоретические подходы к данной проблеме на основе анализа действующей системы субъектов. Сфера предпринимательства в  силу  своей повышенной криминальности находятся под контролем различных субъектов,  которые  осуществляют  постоянное вмешательство в  их деятельность.  Но, несмотря на тотальный контроль за предприятиями он оказался неэффективным.  Контроль  может быть достаточно эффективным, если он является только дополнительным к экономическим методам воздействия.

В условиях  многопартийности роль партий в профилактике правонарушений может заключаться в разработке  программных  документов,  определяющих стратегию профилактики, с которыми партии выступают на выборах. Победившая на выборах партия осуществляет свою программу профилактики правонарушений через сформированные органы власти.  Таким образом, на нынешнем этапе руководящая и координирующая  функция в профилактике правонарушений полностью перешла к государственной власти.

В условиях рыночной экономики  основная тяжесть предупреждения экономических  преступлений ложится на собственника.  Так, собственник предприятия в  условиях конкуренции сам  не  допустит случая  обворования своих клиентов.  Также стремясь  получить максимальную прибыли, собственники будут заинтересованы в принятии всех  профилактических мер с целью недопущения посягательств на свою собственность.

Но это можно сказать  с уверенностью только в отношении индивидуально-частных собственников. У частно-коллективных собственников (при наличии нескольких собственников) возможна разная мера внимания к  профилактике  хищений.  Не исключается, что отдельные совладельцы могут незаконно обогащаться за счет других совладельцев.  И по-прежнему остро будет обстоять  дело  с профилактикой экономических посягательств на государственную, акционерную, смешанную  собственность.

Таким образом, основными  способами  уменьшения  экономических  преступлений являются:

- максимальное увеличение  числа собственников;

- создание  посредством   закона  условий для получения  большинством населения необходимых материальных благ, чтобы и пассивная часть общества могла хорошо зарабатывать и нормально жить;

- преодоление социальной розни,  установление отношений сотрудничества между собственниками (хозяевами) и наемными работниками;

- создание на работе  атмосферы честности, открытости  и взаимопомощи;

- постановка отлаженной  системы контроля;

- обеспечение неотвратимости  ответственности;

- улучшение профессионального  обучения;

- воспитание правовых  убеждений в самоценности права;

- перевод всех крупных  платежей исключительно через  банковскую систему и сужение сферы наличного денежного обращения,  которое является в настоящее время одним из основных путей уклонения от контроля за доходами;

- обеспечение более  широкого доступа правоохранительных  органов к информации о профессиональных  участниках рынка ценных бумаг,  а также сведениям,  составляющим  коммерческую  и  банковскую  тайну, с одновременным  усилением  ответственности должностных лиц правоохранительной системы,  виновных в  утечке  конфиденциальной информации;

- введение международно  признанных мер борьбы с "отмыванием" незаконных капиталов  (безотлагательное  принятие Федерального закона "Об ответственности за  легализацию  (отмывание)  преступных доходов"), в частности,  введение обязанности коммерческих банков и других финансовых учреждений сообщать о  необычных  валютных  и финансовых сделках правоохранительным органам.

 

 

 

 

§ 3.Деятельность органов внутренних дел по предупреждению

экономической преступности

 

 

 

Предупреждение  преступлений записано в законе РСФСР  от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в  качестве одной из задач (ст.2) и обязанности (п.1 ст.10) милиции. Милиция в соответствии с постановленными перед ней задачами, - говорится в ч.1 ст.10, - обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, соответствующие их совершению, и в пределах своих прав применять меры к устранению данных обстоятельств.

На основании  указанных законов МВД РФ приказом № 490 от 11 августа 1998 г. утверждены новое  Наставление о деятельности органов  внутренних дел по предупреждению преступлений, Положение о координационно-методическом совете МВД России по предупреждению преступлений и состав такого Совета. Предложено образовать аналогичные советы по предупреждению преступлений в составе МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВД, УРО МВД. – ГАЛЯ, ПОСМОТРИ НА ГОДА

Согласно Наставлению  сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

  1. Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно; и вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности.
  2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением, к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Осуществляют ежеквартально анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики.
  4. Поддерживают взаимодействие с участковыми инспекторами милиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по устранению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.
  5. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики. – ЕСТЬ НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ 2006 ГОДА!!!!!

Среди задач оперативно-розыскной  деятельности в Законе от 12 августа 1998 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" также называется предупреждение преступлений (ст.2).

Среди прав милиции  многие имеют профилактический характер. Так, к ним относятся права:

  1. на внесение в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения, обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (п.13 ст.11);
  2. производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи предприятий, учреждений и организаций (п.20 ст.11);
  3. досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - и личный досмотр пассажиров (п.22 ст.11);
  4. проверять документы на право пользования и управления, на транспортное средство и перевозимый груз; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающий груз, осмотры транспортных средств и грузов, отстранять от управления транспортным средством лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения (п.23 ст.11);
  5. осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п.24 ст.11);
  6. при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной или иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителем, или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых  с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки, требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций; получать от их деятельности и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать за устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения или законного требования работника милиции о прекращении правонарушения (п.25 ст.11);
  7. при выявлении нарушений установленных правил деятельности негосударственными детективными службами разрешена аннулировать лицензии или применять иные меры, предусмотренные федеральным законом (п.26 ст.11).

Информация о работе Уголовная ответственность юридических лиц