Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. При написании данной курсовой я поставил перед собой цель обосновать актуальность темы, рассмотреть возникшие вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации и в итоге всесторонне полно раскрыть ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:
-изучение объекта, объективной и субъективной сторон, преступления предусмотренного ст. 228 УК РФ,
-анализ и обобщение существующей следственной и судебной практики квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,
-выявление проблем квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,
- совершенствование уголовного законодательства.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
5
1.1. Предмет преступления – наркотические средства, психотропные вещества. Объективные признаки преступления (ст. 228 УК РФ).
5
1.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ.
15
1.3. Уголовно правовая характеристика незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
19
Глава 2. Проблемы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
23
2.1. Практика квалификации незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.
23
2.2. Совершенствование законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
40
Заключение
43
Список литературы

Файлы: 1 файл

Уголовное право курсовик.docx

— 212.88 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ст. 228 Уголовного кодекса РФ устанавливает  ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку  НСПВ или их аналогов без цели сбыта.

Внесенные изменения направлены на более глубокую дифференциацию ответственности  за деяния в рассматриваемой сфере. Так, усилена ответственность за производство и сбыт НСПВ и их аналогов в сравнении со случаями, когда  эти средства или вещества становятся предметом деяний по их незаконному  обороту в целях потребления  самим виновным. Однако на практике возникало немало сложностей в применении тех или иных норм права. В судебной практике имелись факты незаконного  осуждения лиц ввиду неверного  толкования некоторыми судами понятий  изготовления, переработки и производства НСПВ. Были трудности и в правовой оценке действий лиц, осуществляющих перевозку  НСПВ без цели сбыта, а также пересылку  или сбыт указанных средств и  веществ.

В связи с этим 15 июня 2006 г. было принято постановление Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  № 14 "О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами" (далее - Постановление  № 14), которое призвано учесть изменения  законодательства, дать разъяснения  по отдельным вопросам, вызывающим различное толкование как в судебной практике, так и в практике работников следственных органов, и тем самым  оказать влияние на формирование единой судебной практики по данной категории  дел. С принятием этого Постановления  признано утратившим силу постановление  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 "О  судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".

Учитывая изложенное, представляется целесообразным подробно осветить положения  Постановления № 14 по вопросам судебной практики, связанной с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических  средств и психотропных веществ, а также их аналогов.

Так, согласно его п. 1 при  рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические  средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться  постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 в ред. от 8 июля 2006 г. "Об утверждении крупного и  особо крупного размеров наркотических  средств и психотропных веществ  для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации". Оно  содержит списки НСПВ, оборот которых  в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I) либо ограничен и в отношении  которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами Российской Федерации (список II), а также список психотропных веществ, оборот которых  в Российской Федерации ограничен  и в отношении которых допускается  исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами Российской Федерации (список III).

Согласно международным  обязательствам Российской Федерации (ст. 3 Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 г., ст. 2 Конвенции о  психотропных веществах 1971 г., ст. 12 Конвенции  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988 г.) необходимо также учитывать решения Комиссии ООН по наркотическим средствам  об отнесении новых веществ к  наркотическим средствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 в ред. от 8 июля 2006 г.).

Учитывая, что для определения  вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее  или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа  изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические  вещества, требуются специальные  знания, Пленум ВС РФ указывает на необходимость  судов располагать соответствующими заключениями экспертов и специалистов. Так, согласно ст. 35 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических  средствах и психотропных веществах" в ред. от 25 октября 2006 г. (далее - Закон  о наркотических средствах) юридическим  лицам разрешается проводить  экспертизы с использованием наркотических  средств и психотропных веществ  или для их идентификации при  наличии у них лицензии на указанный  вид деятельности. Проведение таких  экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, федерального органа по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, федерального органа в области внутренних дел, федерального органа по таможенным делам, органов федеральной службы безопасности, федерального органа в  области обороны, судебно-экспертных организациях федерального органа в  области юстиции осуществляется без лицензии.

По сравнению с ранее  действовавшей формулировкой ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая  в настоящее время действует  в ред. Федерального закона от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ, расширен предмет незаконного  приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки НСПВ за с чет их аналогов. Согласно ст. 1 Закона о наркотических  средствах аналоги НСПВ - это запрещенные  для оборота в Российской Федерации  вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Оборот аналогов НСПВ в России запрещен.

На сегодня список аналогов НСПВ, незаконный оборот которых преследуется в уголовном порядке, законодательно не закреплен. Необходимость утверждения  перечня аналогов наркотических  средств и психотропных веществ  представляется оправданной для  обеспечения единообразия правоприменения  при уголовном преследовании  за их незаконный оборот. В противном  случае определение экспертным путем  сходства химической структуры и  психоактивных свойств аналогов по отношению к наркотическим  средствам и психотропным веществам  в каждом конкретном случае может  представлять определенную сложность  и породить субъективизм.

Решая вопрос о наличии  крупного или особо крупного размера  НСПВ или их аналогов, следует исходить из размеров, которые установлены  в постановлении Правительства  РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 для каждого  конкретного наркотического средства или психотропного вещества.

Например, когда наркотическое  средство или психотропное вещество, включенное в список II (за исключением  кокаина и кокаина гидрохлорида) и список III, находится в смеси  с каким-либо нейтральным веществом (наполнителем), определение размера  наркотического средства или психотропного  вещества производится без учета  наполнителя. В том случае, когда  наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в список I (или  кокаин, кокаина гидрохлорид), входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или  психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси. Если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в список I (или кокаин, кокаина гидрохлорид), входит в состав смеси (препарата), содержащей более одного наркотического средства или психотропного вещества, его количество определяется весом всей смеси по наркотическому средству или психотропному веществу, для которого установлен наименьший крупный или особо крупный размер.

Решая вопрос о том, относится  ли смесь наркотического средства или  психотропного вещества, включенного  в список I (или кокаина, кокаина  гидрохлорида), и нейтрального вещества (наполнителя) к крупному или особо  крупному размерам, судам следует  исходить из предназначения указанной  смеси для немедицинского потребления.

Ответственность по ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает в тех случаях, когда  такие действия совершены лицом  без цели сбыта, а количество каждого  вида такого средства или вещества без их сложения составило крупный  размер; по ч. 2 той же статьи - при  совершении аналогичных действий без  цели сбыта в отношении наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов в особо крупном размере.

В случаях, когда лицо незаконно  приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические  средства, психотропные вещества или  их аналоги, размеры которых в  отдельности не превышают указанный  в списках крупный размер таких  средств или веществ, содеянное  при наличии к тому оснований  может влечь административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ).

Согласно п. 6 Постановления  № 14 под незаконным приобретением  без цели сбыта наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов надлежит считать их получение  любым способом, в том числе  покупку, получение в дар, а также  в качестве средства взаиморасчета  за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств и психотропных веществ (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки.

Следует отметить, что формулировка определения незаконного приобретения была расширена по сравнению с  формулировкой, представленной в ранее  действовавшем постановлении Пленума  ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 9, за счет указания на любой способ получения НСПВ и  их аналогов, в том числе получение  в дар. Отсутствие ранее четкого  указания на наказуемость приобретения наркотиков в форме дарения свидетельствовало  о пробеле в правовом регулировании  данного вопроса. На практике такие  сомнения должны были толковаться в  пользу обвиняемого, исключая уголовную  ответственность за оборот НСПВ в  форме дарения. Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ закрыл этот вопрос, представив более точную с точки  зрения юридической техники формулировку.

Под незаконным хранением  без цели сбыта НСПВ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные  с незаконным владением этими  средствами или веществами, в том  числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При  этом не имеет значения, в течение  какого времени лицо незаконно их хранило.

Пункт 8 рассматриваемого Постановления  подробно раскрывает понятие незаконной перевозки, которая представляет собой  умышленные действия лица, которое  перемещает без цели сбыта наркотические  средства, психотропные вещества или  их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта. Эти  действия должны быть совершены с  использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 Закона о наркотических средствах. Порядок перевозки НСПВ на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых для этого документов устанавливается Правительством РФ. Несмотря на то, что ранее Пленум Верховного Суда РФ указал, что "не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенном для личного потребления", на практике именно этот способ совершения рассматриваемого преступления вызывает много ошибок. Зачастую любое перемещение НСПВ на любом виде транспорта рассматривалось нижестоящими судами как уголовно наказуемая перевозка. Однако Верховный Суд РФ отменял такие судебные акты.

Так, Судебная коллегия по уголовным  делам Верховного Суда РФ исключила  из приговора в отношении Н., купившего 0,17 г опия в одном населенном пункте и приехавшего с ним в другой, где он намеревался употребить наркотик, указание об осуждении его за незаконную перевозку и квалифицировала  его действия как незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта.

Аналогичным образом потупил  Верховный Суд РФ при рассмотрении других дел, по которым хранение виновными  НСПВ было неправильно квалифицировано  нижестоящими судами как перевозка. По этим делам хранение виновными  наркотических средств без цели сбыта во время доставки к месту  жительства, в том числе на собственном  автомобиле, для личного потребления  было неправильно квалифицировано  как перевозка наркотиков.

Вопрос о наличии в  действиях лица состава преступления - незаконной перевозки без цели сбыта - и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения без цели сбыта наркотического средства или психотропного вещества или их аналогов во время поездки Пленум Верховного Суда РФ рекомендует решать судам в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, фактических обстоятельств перевозки, количества, размера, объема НСПВ или их аналогов, места их нахождения, а также других обстоятельств дела.

Представляется, что данная рекомендация Верховного Суда РФ не снимает  проблему разграничения незаконного  хранения и перевозки. Учитывая практику рассмотрения судами дел исследуемых  категорий, можно утверждать что, как  правило, незаконная перевозка осуществляется именно в целях сбыта. В тех  же случаях, когда виновное лицо перемещает НСПВ без цели сбыта, для личного  потребления, при этом содержит их при  себе, по мнению автора, данные действия виновного подпадают под определение  незаконного хранения НСПВ, а не перевозки. То есть, перемещаясь из одного места в другое, либо в пределах одного населенного пункта, виновный незаконно не перевозит НСПВ или их аналоги для дальнейшего личного потребления, а незаконно хранит указанные средства или вещества без цели сбыта.

Следует отметить, что ранее  Верховный Суд РФ связывал момент окончания незаконного изготовления с началом действий, а не с их результатом, указывая, что данное преступление считается оконченным с начала совершения действий, направленных на получение  готовых к использованию или  потреблению НСПВ или их аналогов, "расширив" тем самым границы  уголовной ответственности, предлагая  считать оконченным составом преступления фактически покушение на его совершение. При этом согласно ст. 1 Закона о наркотических  средствах изготовлением считаются  действия, в результате которых получены готовые к использованию и  потреблению формы НСПВ или содержащие их лекарственные средства. В настоящее  время данное расхождение устранено. Так, в соответствии с п. 9 Постановления № 14 под незаконным изготовлением НСПВ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства РФ умышленные действия, в результате которых из наркосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению НСПВ или их аналогов.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов