Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. При написании данной курсовой я поставил перед собой цель обосновать актуальность темы, рассмотреть возникшие вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации и в итоге всесторонне полно раскрыть ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:
-изучение объекта, объективной и субъективной сторон, преступления предусмотренного ст. 228 УК РФ,
-анализ и обобщение существующей следственной и судебной практики квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,
-выявление проблем квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,
- совершенствование уголовного законодательства.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
5
1.1. Предмет преступления – наркотические средства, психотропные вещества. Объективные признаки преступления (ст. 228 УК РФ).
5
1.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ.
15
1.3. Уголовно правовая характеристика незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
19
Глава 2. Проблемы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
23
2.1. Практика квалификации незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.
23
2.2. Совершенствование законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
40
Заключение
43
Список литературы

Файлы: 1 файл

Уголовное право курсовик.docx

— 212.88 Кб (Скачать файл)

Пересылку характеризуют  действия, направленные на перемещение  наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений или  их частей адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя.

Уголовная ответственность  за совершение указанных преступлений наступает с 16 лет.

Наказание по ст.228 УК РФ предусмотрено  до 15 лет лишения свободы, по ст.228-1 УК РФ до 20 лет или пожизненного лишения  свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев и проанализировав  вышеизложенное можно придти к выводам  о том, что практически все  деяния в сфере оборота наркотиков признаны уголовным законом России противоправными, то есть преступными. Учитывая их повышенную общественную опасность, законодатель вносит преступления о наркотиках в разряд не только тяжких, но и особо тяжких преступлений, поскольку объектом преступного  посягательства является, прежде всего, здоровье населения. Принимая во внимание высокую рыночную стоимость наркотиков, а так же все возрастающую со временем потребность в них, все потребители  наркотических средств вынуждены  нарушать законодательство России, и  большинство из них рано или поздно привлекается к уголовной и административной ответственности. В основе преступления лежит стремление наркомана любыми способами достать наркотики. В  большинстве случаев их преступные действия носят корыстный характер. Помимо совершения краж, хищений средств  у родственников, грабежей и разбоев, несовершеннолетние и молодежь активно  вовлекаются в сферу организованного  сбыта наркотиков и занятие проституцией, которые, в конечном счете, становятся одним из основных способов получения  доходов.

Следует отметить специфические  процессы, негативно влияющие на ситуацию в сфере незаконного оборота  наркотиков:

- распространение средствами  массовой информации, так называемой наркотической идеологии, включая пропаганду употребления возбуждающих и одурманивающих средств как якобы неотъемлемого атрибута современной молодежной субкультуры;

- демонстрация соответствующих  сцен в кинофильмах, видеофильмах, телевизионных передачах, нейтрализующих  отрицательное отношение к наркотикам у массовой аудитории и, наоборот, искусственно разжигающих интерес к ним;

- подражание определенной  части молодежи западным движениям  анархического протеста (хиппи, рокеры  и т.п.), в среде которых потребление  наркотиков является составной  частью повседневного образа  жизни;

- активизация усилий преступной  среды по вовлечению в нее  подростков и лиц молодого  возраста, в том числе за счет  приобщения к традиционному для  нее потреблению наркотиков;

- скачкообразный рост  криминального наркобизнеса и  формирование в России национального  наркорынка в силу его особой  прибыльности (до 10 млрд. долларов ежегодно) для производителей и распространителей  наркотиков и увеличения этой  прибыльности из-за ослабления  системы контроля над незаконным  оборотом наркотиков на территории  постсоветского пространства, появления  «прозрачных границ» и т.д.;

-растущая заинтересованность международных преступных сообществ, специализирующихся на незаконных операциях с наркотиками, в транзите их через территорию России (с учетом ослабления контроля на границе и транспортных магистралях, из-за их протяженности и неупорядоченности пограничного режима), а равно в закупках наркотического сырья в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в приобретении разного рода синтетических наркотических средств, производимых в подпольных лабораториях или на нелегальных химфармпредприятиях, а также вывозе прекурсоров в регионы мира, где сконцентрировано крупное нелегальное производство наркотиков. Возможности же таких закупок даже в России чрезвычайно велики;

- влияние последствий  афганской войны и чеченского  конфликта.

В условиях растущей наркотизации населения и увеличения числа  правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особое значение приобретает вопрос определения  правовой ответственности как средства противодействия этому явлению и в целом, и в отдельных его проявлениях.

 Таким образом, среди  всех негативных социальных явлений,  характерных для современного  общества, наркомания занимает одно  из ведущих мест. Содержащийся  в ней потенциал опасности  создает реальные предпосылки  для физического и нравственного  вырождения человечества, его постепенной  деградации и дегенерации. Проблема  борьбы с наркоманией осложняется  тем, что до сих пор невозможно  отказаться от использования  наркотиков и психотропных веществ  в медицине. Поэтому правовой  режим наркотических средств  и психотропных веществ заключается  не только в установлении запретов, но и в создании правовых  основ для регулирования их  законного оборота.

Проблемы, связанные с  незаконным оборотом наркотических  средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают  все большую актуальность. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, достаточно распространены. Вопросы толкования уголовно-правовых норм являются актуальной и достаточно сложной проблемой  в уголовном праве, так как  от понимания воли законодателя зависят  многие аспекты правоприменительной  деятельности по реализации уголовной  политики в России.

Во-вторых, в условиях ограниченных возможностей российского государства  в ближайшие годы, по-видимому, будет  нереально вкладывать значительные силы и средства в противодействие  распространению в России наркомании и преступлений, связанных с наркотиками. Недостижимой в обозримом будущем  представляется задача коренного изменения  социально-экономических, политических и иных глобальных причин и условий, порождающих наркоманию в нашем  обществе.

Уголовный кодекс РФ далеко не совершенен, и в нем можно  выявить массу противоречий. Проблема преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ как никогда актуальна. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот представляют собой проблему, выходящую за рамки чисто юридического явления. Наркомания и связанные с ней преступления имеют неуклонную тенденцию к росту. Кроме того, злоупотребление наркотиками создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности - наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью.

Однако у государства  и общества еще имеются возможности  интенсификации усилий в этом направлении. Немало резервов в полной мере не использовано, в частности, в совершенствовании  системы соответствующего законодательства и правоприменительной практики.

Важным этапом развития системы  правового регулирования законного  оборота наркотиков и противодействия  их незаконному обороту стало  принятие Федерального закона «О наркотических  средствах и психотропных веществах». Установленные этим Законом порядок  легального оборота наркотических  средств и психотропных веществ  и меры борьбы с их незаконным оборотом способствовали внесению определенных изменений и дополнений в уголовное, административное и иное Российское законодательство, касающееся борьбы с незаконным распространением и  злоупотреблением этими веществами и ответственности виновных в  этих действиях лиц.

Существующая законодательная  база для борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует четкой слаженности  механизмов ее реализации. Особые сложности  возникают на стыке уголовного права  и процесса, административного права, оперативно-розыскной деятельности. Они усугубляются особенностями  учета преступлений в органах  внутренних дел и задачей полного  раскрытия всех преступлений. Специфика  предмета преступления создает серьезные  проблемы с обнаружением, изъятием, взвешиванием, экспертизой. Да и сам состав преступления, предусмотренного ст. 228 Уголовного кодекса РФ, вызывает много вопросов у правоприменителей.

Необходимо скорректировать  конструкцию ст. 228 УК РФ, исключив из первой части упоминание о крупном  размере. В этом случае количественное выражение крупного и особо крупного размера как квалифицирующего признака возможно будет значительно увеличить.

Так, по нашему мнению, нельзя считать правильным в сегодняшней  ситуации закрепленный в Уголовном  кодексе РФ отказ от назначения принудительных мер медицинского характера лицам, осужденным за совершение преступлений и признанным больными наркоманией. Сегодня назначение принудительных мер медицинского характера наркоманам возможно лишь в рамках применения норм Уголовно-исполнительного кодекса  РФ в отношении лиц, осужденных к  отбыванию наказания в местах лишения свободы.

Кроме того, представляется объективным и логически верным ввести уголовно-правовой запрет пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в сети Интернет.

В настоящее время предупреждение преступлений в сфере незаконного  оборота наркотиков является одним  из приоритетных направлений российского  государства.

Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота  наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень  смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает  усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических  средств, наказании лиц, виновных в  «наркотических» и связанных  с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с  ними реабилитационных мероприятий.

Существуют различные  типы (модели) стратегий противодействия  незаконному обороту наркотиков, среди которых четко поляризуются две: либеральная и репрессивная. Теоретически и исторически они  тяготеют к различным видам политического  режима - демократическому и авторитарному, в особенности к таким их разновидностям, как либеральный и тоталитарный режимы.

Таким образом, считаем, что  необходимо проводить профилактику наркомании. В настоящее время  назрела необходимость решить вопрос о полной диспансеризации школьников и молодежи призывного возраста; необходимо ужесточить законодательство и усовершенствовать  нормативную базу антинаркотической  деятельности. Уголовное законодательство, на наш взгляд, должно удерживать от совершения правонарушений, связанных  с наркотиками и их потреблением, а больных наркоманией - заставлять лечиться. Что же касается тяжких и  особо тяжких наркопреступлений, то здесь требуется дифференциация (в сторону их ужесточения) санкций  в отношении преступников, занимающихся контрабандой и торговлей наркотическими средствами; необходимо развивать науку  и внедрять новые технологии в  борьбу с наркобизнесом, наркоманией  и токсикоманией. До настоящего времени  в России нет учреждения федерального уровня, которое могло бы осуществлять ежегодный мониторинг наркоситуации  в России. Не создана научно обоснованная система картирования дикорастущих наркотикосодержащих растений и  выявления незаконных посевов. Крайне важно обеспечить внедрение в  практику новых технических средств  по обнаружению наркотиков и лечению  наркомании; необходимо наиболее эффективно использовать возможности международного сотрудничества. Необходимо поступательно  вести линию на конкретную реализацию планов мирового сообщества по созданию вокруг Афганистана «пояса безопасности», активно использовать при этом возможности  Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, других международных и неправительственных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные источники:

 

1. О наркотических средствах  [Текст] : конвенция : [Заключена в  г. Нью-Йорке 30 марта 1961 г.] // Сборник  действующих договоров, соглашений  и конвенций, заключенных СССР  с иностранными государствами.  Вып. XXIII. - М., 1970. - С. 105-136.

2. О психотропных веществах  [Текст] : конвенция : [Заключена в  г. Вене 21 февраля 1971 г.] // Сборник  действующих договоров, соглашений  и конвенций, заключенных СССР  с иностранными государствами.  Вып. XXXV. - М., 1981. - С. 416-434.

3. О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ [Текст] : конвенция : [Заключена в г.  Вене 20 декабря 1988 г.] // Сборник международных  договоров СССР и Российской  Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133-157.

4. Российская Федерация.  Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации [Текст] : офиц. текст // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237.

5. Российская Федерация.  Законы. Уголовный кодекс Российской  Федерации [Текст] : федер. закон  : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. (ред. от 14 февраля 2008 г.)] // Собр. законодательства РФ. - 1996. - №  25. - Ст. 2954.

6. Российская Федерация.  Законы. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации [Текст] : федер.  закон : [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации  05 декабря 2001 г. (ред. от 06 декабря  2007 г., с изм. и доп. от 01 февраля  2008 г.)] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

7. Российская Федерация.  Законы. О наркотических средствах  и психотропных веществах [Текст] : федер. закон : [принят Гос.  Думой 10 декабря 1997 г. : одобр. Советом  Федерации 24 декабря 1997 г. (ред.  от 24 июля 2007 г.)] // Собр. законодательства  РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

8. Российская Федерация.  Законы. О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс  Российской Федерации [Текст] : федер.  закон : [принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г. : одобр. Советом Федерации  26 ноября 2003 г.] // Собр. законодательства  РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.

9. Российская Федерация.  Президент (1991-2000; Б.Н. Ельцин). Об  утверждении Концепции национальной  безопасности Российской Федерации  [Текст] : [Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г.] // Российские вести. - 1997. - 25 дек. - № 239.

10. Об утверждении Перечня  наркотических средств, психотропных  веществ и их прекурсоров, подлежащих  контролю в Российской Федерации  [Текст] : [Постановление Правительства  РФ от 30 июня 1998 г. (ред. от 04 июля 2007 г.)] // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 27. - Ст. 3198.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов