Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:28, дипломная работа
Актуальность темы вызвана большой распространенность преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков, которая требует постоянного совершенствования деятельности правоохранительных органов и развития законодательства.
Нормы, регламентирующие меры ответственности за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ, в большинстве стран Европейского Союза, в настоящее время ориентированы на ужесточение ответственности для накросбытчиков и, напротив, на ее смягчение для потребителей.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 4
Основная часть 7
1 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов как правонарушение 7
1.1 Развитие законодательства о наркотических средствах 7
1.2 Уголовно-правовая характеристика состава преступления 13
1.3Вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств 25
2 Правовые и организационные основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 34
2.1 Классификация наркотических средств и их аналогов 34
2.2. Государственная политика Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту 46
Заключение 63
Глоссарий 65
Список использованных источников 67
Бойцов, А.И. Преступления против собственности [Текст]/А.И. Бойцов, СПб., Юридический центр пресс, 2002. - 544 с. - ISBN 5-94201-062-5 67
Бородин С.В. Курс Российского уголовного права: особенная часть. - М.: Спарк, 2002. - 1039 с. - ISBN 7-93295-687-1 67
Вопросы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту.- Курск, 2003. - 78 с. - ISBN 5-93276-554-7 67
Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты [Текст]/ Э.Г. Гасанов, М.: ЮрИнфоР, 2000. - 344 с. - ISBN 5-89158-055-1 67
Драган, Г.Н., Калачев, Б.Ф. Наркомания и наркобизнес [Текст]/ Г.Н. Драган, Б.Ф. Калачев. М.: Новый Юрист, 2006. - 45 с. - ISBN 5-7969-0032-3 67
Список сокращений 70
Приложения 71
Социально-экономические детерминанты трактуются с точки зрения различных теорий [24, С. 124].
Теория депрессии гласит,
что масштабность злоупотребления
наркотиками в периоды
Теория экспансии утверждает, что обострение незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими происходит параллельно укреплению экономики и наоборот. Однако рост экономики в Китае и странах Юго-Восточной Азии непропорционален росту наркопотребления.
Теория стабильной экономики
состоит в том, что смягчающе
воздействие на наркобизнес и
наркоситуацию в целом
Культурологические
Семейно-педагогические детерминанты связаны, с одной стороны, с низким культурным, образовательным и профессиональным уровнем родителей, примитивным кругом интересов, пьянством, скандалами, насилием в семье, с другой стороны - с педагогическими просчетами образовательных учреждений. Тенденция такова: в образовании в связи с низкооплачиваемостью этой деятельности все больше остается «неуспешных» людей, не нашедших себя в жизни. Соответственно воспитательная работа не может такими людьми вестись на должном уровне.
Производственные детерминанты связаны с тем, что значительная часть молодежи занята подработкой, что, с одной стороны, бесспорно положительно, но, с другой стороны, нередко ведет к появлению негативных знакомств и средств для приобретения наркотиков.
Досуговые детерминанты связаны с тем, что «культурный» досуг доступен небольшой части обеспеченной молодежи. Вообще в условиях экономического расслоения общества шансов стать успешным человеком у подростка из необеспеченной семьи значительно меньше, чем у его пусть даже менее способного, но обеспеченного сверстника. Это влечет различные формы молодежного протеста, одним из проявлений которого является употребление наркотиков.
Правоохранительные
Изменения в уголовном законодательстве значительно облегчили жизнь наркоманам, многократно повысив нижний предел количества наркотических средств, за которое наступает уголовная ответственность.
Как следует из статьи 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Правовую основу деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ составляют:
1. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный Закон закрепляет определение понятий наркомании, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производства, изготовления, переработки, распределения наркотических средств и психотропных веществ, их незаконного потребления и др. Устанавливает правовой режим определенных групп наркотических средств, подлежащих контролю в РФ в зависимости от места в соответствующем списке Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, принципы государственной политики в области оборота наркотических средств, правовые основы легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Содержит запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и определяет содержание противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
2. Уголовный кодекс
РФ в ст. 228 - 234 предусматривает
ответственность за
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 6.8 устанавливает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; в ст. 6.9 устанавливает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; в ст. 6.13 - за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; в ст. 10.4 - за непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; в ст. 10.5 - за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа; в ст. 20.20 - за те же действия в общественных местах; ст. 20.22 предусматривает ответственность за те же действия несовершеннолетних.
4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» содержит Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), включающий 154 наименования наркотических средств и 11 наименований психотропных веществ; Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), включающий соответственно 46 и 11 наименований; Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III), включающий 18 наименований; Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV), включающий 27 позиций.
5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ.
6. В соответствии со
ст. 30 ГК РФ гражданин, который
вследствие злоупотребления
7. В соответствии со
ст. 76 Трудового кодекса РФ
8. Содержание понятий приобретения и хранения дается в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации .
9. Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» N 649 от 20 мая 2004 г. предусмотрено создание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
10. Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 года N 976 определяется ее компетенция.
Центральный аппарат включает в себя 10 департаментов по основным направлениям деятельности Службы:
1-й департамент - Департамент
организационно-региональной
2-й департамент - Оперативно-розыскной
департамент (Управления: по противодействию
наркопреступности, по подрыву
экономических основ
3-й департамент - Департамент
межведомственной и
4-й департамент - Следственный
департамент (Зонально-
5-й департамент - Международно-правовой
Департамент (Договорное
6-й департамент - Административный
департамент (Управление
7-й департамент - Департамент оперативного обеспечения (Управление собственной безопасности, Управление оперативно-технического и поискового обеспечения);
8-й департамент - Департамент
кадрового обеспечения (
9-й департамент - Департамент специального и криминалистического обеспечения (Экспертно-криминалистическое управление, Управление специальной связи, Управление специального назначения);
10-й департамент - Департамент
тылового обеспечения (
Предельная численность центрального аппарата ФСКН РФ составляет 1400 единиц. В составе ФСКН образована коллегия в количестве 18 человек.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», правоохранительная служба в указанных органах является видом государственной службы граждан Российской Федерации. Гражданам, проходящим службу в ФСКН, присваиваются специальные звания полиции.
Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в «наркотических» и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.
Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части:
а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений.
Общее предупреждение заключается
в выявлении специфических
Задачами такой деятельности являются
формирование у населения устойчивого
общественного мнения о неприятии наркотических
средств; убеждение тех граждан, которые
приобщились к потреблению наркотиков,
отказаться от них.
Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях.
Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера [6, С. 98].