Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы вызвана большой распространенность преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков, которая требует постоянного совершенствования деятельности правоохранительных органов и развития законодательства.

Нормы, регламентирующие меры ответственности за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ, в большинстве стран Европейского Союза, в настоящее время ориентированы на ужесточение ответственности для накросбытчиков и, напротив, на ее смягчение для потребителей.

Содержание работы

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 4
Основная часть 7
1 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов как правонарушение 7
1.1 Развитие законодательства о наркотических средствах 7
1.2 Уголовно-правовая характеристика состава преступления 13
1.3Вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств 25
2 Правовые и организационные основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 34
2.1 Классификация наркотических средств и их аналогов 34
2.2. Государственная политика Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту 46
Заключение 63
Глоссарий 65
Список использованных источников 67
Бойцов, А.И. Преступления против собственности [Текст]/А.И. Бойцов, СПб., Юридический центр пресс, 2002. - 544 с. - ISBN 5-94201-062-5 67
Бородин С.В. Курс Российского уголовного права: особенная часть. - М.: Спарк, 2002. - 1039 с. - ISBN 7-93295-687-1 67
Вопросы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту.- Курск, 2003. - 78 с. - ISBN 5-93276-554-7 67
Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты [Текст]/ Э.Г. Гасанов, М.: ЮрИнфоР, 2000. - 344 с. - ISBN 5-89158-055-1 67
Драган, Г.Н., Калачев, Б.Ф. Наркомания и наркобизнес [Текст]/ Г.Н. Драган, Б.Ф. Калачев. М.: Новый Юрист, 2006. - 45 с. - ISBN 5-7969-0032-3 67
Список сокращений 70
Приложения 71

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Наркотики.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Формирование у населения  антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и  последствиях такого поведения; о правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками; о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков.

Важное значение в  предупреждении незаконного оборота  наркотиков имеет и осуществление  контроля за движением наркотиков в  фармацевтических и медицинских  учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сделки с наркоманами, похищают ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти третья часть выявленных наркоманов доставала наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках.

В настоящее время  проводится разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Разнообразны способы такой работы, которая, например, включает:

- регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;

- специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;

- распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.);

- проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);

- обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида;

- устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.

Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях:

- выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;

- устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;

- устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;

- осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению; 
осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны.

Важное значение в  предупреждении незаконного оборота  наркотиков имеет противодействие  совершению наркоманами отдельных  видов преступлений, предметно и  мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами.

Наркомания тесно связана  с преступностью и является, образно  говоря, питательной почвой для совершения различных преступных деяний, прежде всего корыстных и корыстно-насильственных. Нелегальное приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических средств на «черном рынке» превышает аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни раз. Чтобы достать деньги на наркотики, человек, зачастую нигде не работающий и не учащийся, начинает воровать, мошенничать, совершать грабежи, разбои, иные корыстные преступления. На преступления идут и многие работающие наркоманы, так как легального заработка для приобретения наркотиков или сырья для их изготовления им недостаточно. Например, возрастает число квартирных краж, в совершении которых зачастую участвуют наркоманы. В отдельных регионах страны ими совершается свыше половины таких краж. Увеличивается число краж и грабежей, совершаемых токсикоманами (особенно в подростковой среде), ибо растут цены и на используемые ими одурманивающие вещества.

Эффективное предупреждение корыстных и корыстно-насильственных преступлений позитивно повлияет на состояние предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота  наркотиков.

Наркомания тесно связана и с насильственной преступностью. Употребление наркотиков порождает немотивированную злобность, чувство тревоги, безотчетный страх, довольно часто вызывающие агрессию. Находясь в состоянии наркотического опьянения, наркоманы нередко совершают преступления против личности: убийства, телесные повреждения, изнасилования, хулиганские действия и т.п. Одним из мотивов совершения этих преступлений все чаще становится стремление завладеть наркотиками или средствами для их приобретения. Учащаются и «заказные» убийства в связи с конкуренцией на «черном рынке» наркодельцов.

Эффективная профилактика насильственных преступлений обусловливает снижение уровня преступлений, связанных с наркотиками. 
Значительную опасность представляет нелегальное распространение наркотиков в местах лишения свободы. Как правило, наркотики доставляются туда родственниками осужденных или иными лицами, имеющими выход за территорию зоны. Многие наркоманы (до 15%) приобщились к этому пороку именно в местах лишения свободы.

Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом. Речь идет о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере. Здесь нередко действуют хорошо законспирированные, обладающие значительными средствами криминальные сообщества с четко определенной внутренней структурой, распределением сфер влияния и функций, с широко разветвленными межрегиональными, а иногда и международными связями, использующие для доставки и сбыта наркотиков тайники и пароли, обеспечивающие их охрану и противодействие правоохранительным органам, физическое устранение конкурентов и отступников и т.д. Поэтому предупреждение наркобизнеса, организованных форм преступности является наиболее сложной проблемой. Пресечение преступлений этой направленности - наиболее апробированное средство противодействия наркопреступности. Важное значение здесь имеет взаимодействие и другие формы сотрудничества, прежде всего международного, правоохранительных органов разных государств в ликвидации каналов поступления наркотиков, в усилении пограничного и таможенного контроля.

Подобное международное  сотрудничество особенно значимо, поскольку Россия, к сожалению, уже приобрела репутацию государства с благоприятными условиями для наркоэкспансии и постепенно превращается в новый мировой центр наркобизнеса. Через российские границы пролегли каналы контрабандного поступления наркотиков из Азии в западные страны, которые постепенно «прибирает к рукам» международная наркомафия. Российские преступные группировки помогают зарубежным партнерам «отмывать» наркодоллары и через новую банковскую сеть вкладывать их в крупные коммерческие инвестиции, легализуя таким образом преступно нажитые капиталы.

Международное сотрудничество (в том числе проведение межгосударственной операции «Канал», получившей высокую оценку Международного комитета ООН по контролю над наркотиками) и взаимодействие правоохранительных органов способствовали раскрытию целого ряда наркопреступлений международного характера.

Так, несколько лет  назад сотрудниками МВД России совместно  с коллегами из Казахстана пресечена  преступная деятельность международной  группы наркодельцов. При этом задержано более 20 членов преступного сообщества, у которых изъято около 500 кг наркотиков, 75 тыс. долл. США и огнестрельное оружие. Полностью разгромлена и организованная международная наркогруппировка, являвшаяся составной частью колумбийского картеля Кали, в которую входили граждане Эквадора, Перу, России и США. Выявлен и пресечен контрабандный канал поставки кокаина в особо крупных размерах организованной наркогруппой, состоящей из граждан США и России. При попытке сбыта очередной партии кокаина арестован один из организаторов этой группы - гражданин США.

Всего же правоохранительными органами России ежегодно из незаконного оборота изымается 55 - 60 тонн различных наркотиков.

Однако общество и  государство вряд ли могут быть довольны достигнутыми результатами, и в особенности складывающейся наркоситуацией. Неудовлетворенность существующим положением обусловили поиск новых правовых и организационных форм противодействия незаконному обороту наркотиков и совершения соответствующих преступлений, внесение изменений в действующее уголовное законодательство, разработка программ по комплексным мерам противодействия злоупотреблению наркотиков.

Противодействие незаконному  обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте. В сбыт наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды при разрешении уголовных дел  о преступлениях указанной категории  в основном правильно применяют нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий изготовления, переработки и производства наркотических средств и психотропных веществ. Возникают трудности в правовой оценке действий лиц, осуществляющих перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, а также пересылку или сбыт указанных средств и веществ.

Сегодня нужен  подход, обеспечивающий разработку мероприятий после всестороннего изучения и определения фактических масштабов распространения наркомании, незаконного сбыта наркотиков и связанных с этим потерь как на всей территории страны, так и в конкретных ее регионах. Выбор сил и средств должен соответствовать истинным размерам наркотизации населения страны. Это большая и сложная задача, поскольку, как уже говорилось, государственная статистика не отражает истинные размеры преступности, включая и связанной с наркотиками. Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности предпринимаемых усилий. А это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов.

Самыми результативными  мерами, применяемыми в борьбе с наркоманией и криминальным наркотизмом, будут те, которые максимально скоординированы и согласованы между всеми органами и организациями.

Предполагается наибольшее внимание уделить мерам правового, управленческого и материально-технического характера.

Меры правового  характера заключаются в приведении российских норм различных отраслей права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и др.), регулирующих те или иные аспекты противодействия наркомании и наркобизнесу, в соответствие друг другу: между Конституцией и международными договорами; федеральными законами и Конституцией; федеральными законами и международными договорами; федеральными законами между собой; законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией.

Меры управленческого  характера. Это прежде всего перевод антинаркотической политики государства из-под правительственной опеки в ведение Администрации Президента Российской Федерации. Правительственная Комиссия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконным оборотом, созданная в 1994 г., осуществила немало полезных мероприятий в области национального и международного контроля над наркотиками. Но координирующая составная антинаркотической политики в России оставляет желать лучшего. И лишь власть Президента может изменить ситуацию.

Меры материально-технического характера. В данном случае имеются в виду штатная численность правоохранительных органов (спецслужб), занятых в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также их материально-техническая оснащенность. В частности, структуры криминальной милиции от 50% и ниже не укомплектованы положенной им техникой и другими материальными ресурсами.

И хотя все данные меры, бесспорно, имеют большое значение в деле улучшения организации борьбы с наркоманией и наркотизмом, все-таки они не носят всеохватывающего характера. В этой связи следует поддержать мнение, высказанное в юридической литературе, что к наиболее рациональным и эффективным мерам преодоления наркотизма относятся:

1) предупредительные, 

2) контрольные, 

3) научно-образовательные, 

4) медицинские, 

5) правовые, включая международно-правовые     и     правотворческие,    

6)     экономико-финансовые

7) организационные, в том числе информационно-аналитические и материально-технические. При этом главными мерами следует рассматривать те, которые нацелены на сдерживание наркотической преступности. Это меры:

1) по ограничению и  сужению рынка сбыта наркотических средств;

2) по ликвидации источников появления таких средств;

3) по перекрытию каналов  доставки наркотиков от изготовителя  на рынок сбыта; 

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ