Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:32, курсовая работа
Актуальность работы. Вопросы ответственности за налоговые преступления и уклонения от уплаты налогов с организаций достаточно актуальны, о чем свидетельствует изменчивость законодательства, которое постоянно развивается.
Выделение налоговых преступлений в обособленную группу в числе преступлений в сфере экономической деятельности основано на признаках, отражающих специфику жизнедеятельности общества, в которой совершаются данные правонарушения.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. История становления и развития современного законодательства российской федерации об уголовной ответственности за налоговые преступления..5
2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений……………..13
3. Анализ правовых коллизий в установленном порядке привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...33
Глоссарий………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………
Анализ уголовно-правовых мер воздействия на преступления в сфере налогообложения свидетельствует о том, что в настоящее время сохраняется ряд проблем, которые требуют своего разрешения.
Одной из них, на наш взгляд, является непоследовательность законодателя в решении вопроса установления уголовной ответственности за налоговые преступления в зависимости от того, кто выступает в качестве налогоплательщика – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Указанная проблема находится в поле зрения исследователей, занимающихся вопросами налоговой преступности, однако они далеки от единства своих взглядов. Анализ юридической литературы по данной теме позволяет выделить два основных подхода к ее разрешению. Первый из них заключается в необходимости унификации уголовной ответственности за налоговые преступления. Толковые словари русского языка определяют унификацию как приведение чего-либо к единообразию. Унификация (от лат. unus – один и facere – делать) означает установление единообразия, приведение к единой форме, стандартизацию, устранение различий. Л. Кругликов отмечает, что применительно к правовому пространству унификация – это процесс упорядочения формы и содержания права и законодательства, целью которого является достижение смыслового и терминологического единства, а также согласованности действия норм одной или нескольких отраслей права. Она одновременно выступает не только как одно из направлений дальнейшего законодательного регулирования, но и как важнейший прием законодательной техники, оказывает существенное влияние на стиль уголовного закона, степень его эффективности и внутреннее строение, обеспечивает выработку единой терминологии. Классификацию унификационных процессов в уголовном праве проводят по различным основаниям. Так, «по вертикали», в зависимости от уровня, на котором она осуществляется, различают унификацию:
1) на уровне межгосударственных отношений;
2) на межотраслевом уровне в национальном законодательстве;
3) отрасли права;
4) раздела Уголовного кодекса;
5) главы Уголовного кодекса;
6) уголовно-правового института;
7) отдельных правовых норм;
8) структурных элементов
По месту проведения выделяют унификацию в Общей и в Особенной частях Уголовного кодекса; по сфере применения различают унификацию формы и содержания закона.
Традиционное деление мер предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям на общесоциальные и специально-криминологические не имеет четких границ.
Ряд мер сочетает в себе и общесоциальную и специальную профилактику.
В частности, к мероприятиям в сфере предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно отнести экономическую обоснованность налогов и сборов.
Эти меры можно определить как общесоциальные меры специальной направленности.
В результате объединения основных мер по выявлению и противодействию налоговым правонарушениям и преступлениям, на основе макроэкономического анализа, финансово-аналитического поиска и аналитического прогнозирования, имеется возможность их технологической реализации и управления процессом выявления в уполномоченном правоохранительном органе.
Направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям являются составной частью совершенствования организационно-экономического механизма противодействия криминализации общества как основы обеспечения его экономической безопасности.
Основные направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно представить в виде двух блоков (см. Приложение А)
Соответственно, по каждому направлению можно выделить мероприятия экономического, правового и управленческого характера.
Уголовно-правовой механизм предупреждения налоговых преступлений должен приводиться в действие сотрудниками органов внутренних дел и являться элементом специального (уголовно-правового) предупреждения преступлений.
Под специальным предупреждением налоговой преступности понимается целенаправленная деятельность органов внутренних дел, ориентированная на обнаружение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий совершения, а также неотвратимость назначения и исполнения справедливого наказания.
Суть данного вида предупреждения в том, чтобы своевременно обнаружить налоговое преступление, принять надлежащие меры к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечить правильное применение закона, так чтобы каждый преступник подвергался справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В этом положении одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенции.
Профилактика налоговой преступности должна предусматривать сочетание следующих мер:
1. Информирование граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях.
Поскольку если гражданин осведомлен о существовании уголовно-правового запрета, но не имеет информации и конкретных примеров о применении санкций за его нарушение, то данный уголовно-правовой запрет воспринимается, лишь как рекомендация.
2. Упрощение и большая
Необходимо отметить, что в последние годы в результате усилий, предпринимаемых налоговыми органами совместно с органами налоговой полиции, наметились в целом положительные сдвиги в области декларирования доходов гражданами.
3. Устранение пробелов в
Эффективность борьбы с налоговыми преступлениями в значительной степени зависит от слаженности и взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающей экономическую безопасность государства, в первую очередь налоговых органов и подразделений МВД, занимающихся расследованием налоговых преступлений.
Необходимость усиления и поиска новых форм взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также тем, что передача службам МВД дополнительных функций налоговой полиции усилила в действиях по выявлению и расследованию экономических преступлений экономическую составляющую.
Однако, несмотря на наличие значительного числа субъектов предупреждения и борьбы с налоговыми преступлениями, большинство из них практически не осуществляют тесного взаимодействия (например, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, таможенные органы и др.).
Актуальность и необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также:
• общностью целей и задач по соблюдению законности в хозяйственной деятельности;
• необходимостью комплексного подхода к сбору информации о криминогенной обстановке, поскольку ни один орган в отдельности в силу ряда причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономике) не обладает ею в достаточном количестве;
• возможностью привлекать к ответственности за налоговые преступления, даже когда нельзя доказать участие в совершении других преступлений, связанных с извлечением преступных доходов, как это практикуется за рубежом, и т. д.
Основными формами двухстороннего сотрудничества компетентных органов по борьбе с экономическими преступлениями как на территории России, так и в рамках международного сотрудничества являются:
1. Обмен информацией путем
2. Проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экономических преступлений.
3. В рамках реализации Концепции научного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности МВД России по инициативе Департамента экономической безопасности МВД России проводятся международные научно-практические конференции и семинары по проблемам борьбы с экономическими преступлениями
4. В рамках международного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями следует отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для систем сбора налогов в западных странах, влияющих на борьбу с налоговой преступностью, которые могут быть учтены в нашей стране при совершенствовании правоохранительной работы в сфере налогообложения:
1. Хорошо развитая и
2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговой полицией может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.
3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
4. Глубоко проработанное и
Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.
5. Разумная дифференциация
Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах, например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав, заграничных паспортов являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений, которые могли бы помочь и у нас.
6. Относительно стабильная
7. Налоговые преступления рассмат
8. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда.
Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.
9. Возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления, поскольку уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.
Российская налоговая преступность носит массовый, а подчас и организованный характер, кроме того, ее отличают тесное переплетение легального и «теневого» секторов экономики, постоянное перетекание средств из «теневого» сектора в легальный и обратно.
В этой обстановке, по мнению автора, наряду с федеральной программой по борьбе с экономической преступностью следует разработать самостоятельную программу борьбы с налоговой преступностью в России.
Основой такой программы должна быть реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности страны, преодоление негативных тенденций роста налоговой и связанной с ней экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство, обеспечение пополнения государственного бюджета.
В программе должно предусматриваться выполнение поставленных президентом России задач по установлению жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечению и значительному сокращению доли «теневых» экономических операций, уменьшению криминализации налоговой сферы и хозяйственной деятельности как одной из основных угроз экономической безопасности страны.
Однако двойственная природа налоговых правонарушений и преступлений вызывает большие сомнения в эффективности существования двух самостоятельных программ.
И дело не только в ослаблении взаимодействия различных правоохранительных структур при таком подходе.
Налоговые преступления посягают на такой порядок, который регламентирован в ст. 2 Налогового кодекса РФ, - это правила установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществление налогового контроля.
В этой связи рассматриваемый вид общественно опасных деяний следует отнести к преступлениям не в сфере экономической деятельности, а к преступлениям против государственной власти, осуществляемой органами, выполняющими функции управления в финансовой сфере.
Если же рассматривать налоговую преступность в криминологическом аспекте, она не может не взаимодействовать с экономикой.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений