Верховный Суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

Юридический факультет 

 

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

Верховный Суд Республики Беларусь

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студентка группы П-11    Анастасия Михайловна Выгляд

 

Научный руководитель

ассистент      Александр Николаевич Мохорев

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

Реферат

 

 

Курсовая работа 30 страниц, 16 источников

Ключевые слова: Верховный Суд Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда, Председатель Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, судебные коллегии Верховного Суда, Научно-консультативный совет при Верховном Суде, Аппарат Верховного Суда, секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда, управление жалоб и приема граждан, отдел обращения судебной статистики, отдел работы с законодательством, организационное управление, сектор кадровой работы и судебной статистики, финансово-хозяйственное управление, архив, редакционная коллегия журнала «Судовы веснiк»

Цель работы заключается в даче характеристики правовому регулированию деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.

Задачами данной курсовой работы является изучить структуру Верховного Суда Республики Беларусь, место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе, ознакомиться с организацией его деятельности.

Верховный Суд Республики Беларусь - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции.

Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

    • осуществляет надзор за судебной деятельностью всех, общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
    • является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение уголовным, гражданским и административным делам;
    • дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением;
    • вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;
    • рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;
    • имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
    • обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Содержание

 

   

   Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1 Место Верховного Суда  в судебной системе

   Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

5

2 Состав, структура и компетенция  Верховного Суда

   Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

7

3 Организационная основа деятельности Верховного Суда

   Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

13

  3.1 Пленум Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

  3.2 Президиум Верховного Суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

  3.3 Судебные коллеги Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

  3.4 Научно-консультативный совет при Верховном Суде. . . . . . . . . . . .

22

  3.5 Аппарат Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

   Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

   Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Как составная часть общей системы государственной власти судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам [14, c.14].

В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации         [1, c.141].

Законодательную основу судебной системы составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г.  № 139-З и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Актуальность данной темы выражается в том, что, используя кассационное и надзорное рассмотрение (проверку) дел нижестоящих судов, Верховный Суд Республики Беларусь тем самым осуществляет руководство судебной практикой (именно практикой, а не судами), поддерживая и укрепляя законность, защищая права и законные интересы личности, общества и государства, утверждая справедливость и правопорядок.

Цель работы заключается в даче характеристики правовому регулированию деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.

Задачами данной курсовой работы является изучить структуру Верховного Суда Республики Беларусь, место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе, ознакомиться с организацией его деятельности.

 В процесс исследования данной  темы большой вклад внесли  такие ученные как Сукало В.О., Данилевич А.А., Мартинович И.И., Бибило  В.Н.,                       Солтанович  А.В., Борико С.В., Зайцева  Л.Л., Сенько А.С. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Место Верховного Суда в судебной системе

    Республики Беларусь

 

 

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь [15, c.15].

Образован Верховный Суд в соответствии с постановлением II сессии Центрального Исполнительного Комитета от 30 марта 1923 года, утвердившим Положение о судоустройстве БССР, которое введено в действие с 15 апреля того же года. С этого времени произошло немало преобразований в судоустройстве, порой недостаточно выверенных и не безболезненных, но которые в конечном итоге подвели к формированию эффективно действующей системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом.

На этапе образования Верховный Суд как высший судебный орган наделяется правом надзора за деятельностью всех судов БССР, кроме военных и военно-транспортных трибуналов, рассматривает дела в кассационном порядке, действует в составе Президиума, Пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам.

В 1924 году во исполнение постановления Президиума ЦИК о структуре судебных учреждений принимается ряд мер по укреплению Верховного Суда, в том числе по укомплектованию кадрами, работающими на постоянной основе, в отличие от первого года его функционирования.

Новые положения о судоустройстве 1924-1925 годов предусматривают дальнейшее расширение штатов, организационное оформление судебных коллегий: уголовно-кассационной, гражданско-кассационной, по уголовным, по гражданским делам. Верховный Суд становится судом первой инстанции по делам особого общественного значения и персональной подсудности.

Положением о судоустройстве 1931 года Верховный Суд наделяется правом законодательной инициативы, а созданный Президиум становится надзорной инстанцией в отношении приговоров и кассационных определений самого Верховного Суда.

Новые изменения в структуре и компетенции Верховного Суда, последовавшие с принятием в 1938 году Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, были направлены на централизацию судебной системы страны. Это проявилось, в частности, в том, что право давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства делегировалось только Верховному Суду СССР.

По закону о судоустройстве БССР 1959 года в компетенцию Верховного Суда как высшего судебного органа республики входит осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений всех судов, рассмотрение дел по первой инстанции, принятие постановлений Пленума по вопросам применения законодательства, реализация права законодательной инициативы в Верховном Совете.

С 1959 до 1991 года Верховный Суд действовал в составе Пленума, судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, с 1989 года - и Президиума, к полномочиям которого отнесено рассмотрение дел в порядке надзора и решение организационных вопросов.

С обретением в 1991 году Республикой Беларусь независимости и суверенитета начался новый этап в развитии национального правосудия. Становление государственности, формирование гражданского общества, всех его институтов повлекло необходимость усиления роли суда как важнейшего условия успешного проведения демократических преобразований в стране, построения правового государства. В 1992 году Верховный Совет одобряет Концепцию судебно-правовой реформы, основными целями которой провозглашалось формирование независимой судебной власти как одной из ветвей власти государственной, расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, укрепление организационных основ судебной системы [3, c.270].

Место суда в системе органов государственной власти и его основная функция – защита прав и свобод личности на принципах независимости, компетентности и беспристрастности – впервые закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). В марте 1995 года был принят Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», определяющий систему, порядок образования, круг полномочий судов Республики Беларусь, в том числе и Верховного Суда, а также статус судей,  29 июня 2006 года – Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». 

В целях совершенствования судебной деятельности, создания надлежащих условий для осуществления правосудия Указ Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» постановил обеспечить строгое соответствие закону судебной практики по всем категориям дел, в том числе путем совершенствования механизмов процессуального взаимодействия Верховного Суда с нижестоящими судами1 [12, c.1].

В этих условиях возрастают роль и значение Верховного Суда как высшего органа судебной власти в государстве. Его деятельность направлена не только на повышение эффективности правосудия, он стал основным звеном в реформировании и принятии нового законодательства, обеспечивающего функционирование судебной системы.

Таким образом, Верховный Суд является высшим звеном трехзвенной подсистемы судов общей компетенции в рамках построенной на принципах территориальности и специализации единой судебной системы Республики Беларусь, децентрализованной своей природе.

2 СОСТАВ, СТРУКТУРА И  КОМПЕТЕНЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Верховный Суд Республики Беларусь имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь и народных заседателей, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь, судей Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей не определен.

Информация о работе Верховный Суд Республики Беларусь