Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа
Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
Верховный Суд Республики Беларусь
Курсовая работа
Исполнитель
студентка группы П-11 Анастасия Михайловна Выгляд
Научный руководитель
ассистент Александр Николаевич Мохорев
Гомель 2012
Реферат
Курсовая работа 30 страниц, 16 источников
Ключевые слова: Верховный Суд Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда, Председатель Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, судебные коллегии Верховного Суда, Научно-консультативный совет при Верховном Суде, Аппарат Верховного Суда, секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда, управление жалоб и приема граждан, отдел обращения судебной статистики, отдел работы с законодательством, организационное управление, сектор кадровой работы и судебной статистики, финансово-хозяйственное управление, архив, редакционная коллегия журнала «Судовы веснiк»
Цель работы заключается в даче характеристики правовому регулированию деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.
Задачами данной курсовой работы является изучить структуру Верховного Суда Республики Беларусь, место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе, ознакомиться с организацией его деятельности.
Верховный Суд Республики Беларусь - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции.
Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
1 Место Верховного Суда в судебной системе Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 |
2 Состав, структура и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
3 Организационная основа деятельности Верховного Суда Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 |
3.1 Пленум Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 |
3.2 Президиум Верховного Суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
3.3 Судебные коллеги Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
3.4 Научно-консультативный совет при Верховном Суде. . . . . . . . . . . . |
22 |
3.5 Аппарат Верховного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Введение
Как составная часть общей системы государственной власти судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам [14, c.14].
В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации [1, c.141].
Законодательную основу судебной системы составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.
Актуальность данной темы выражается в том, что, используя кассационное и надзорное рассмотрение (проверку) дел нижестоящих судов, Верховный Суд Республики Беларусь тем самым осуществляет руководство судебной практикой (именно практикой, а не судами), поддерживая и укрепляя законность, защищая права и законные интересы личности, общества и государства, утверждая справедливость и правопорядок.
Цель работы заключается в даче характеристики правовому регулированию деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.
Задачами данной курсовой работы является изучить структуру Верховного Суда Республики Беларусь, место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе, ознакомиться с организацией его деятельности.
В процесс исследования
1 Место Верховного Суда в судебной системе
Республики Беларусь
Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь [15, c.15].
Образован Верховный Суд в соответствии с постановлением II сессии Центрального Исполнительного Комитета от 30 марта 1923 года, утвердившим Положение о судоустройстве БССР, которое введено в действие с 15 апреля того же года. С этого времени произошло немало преобразований в судоустройстве, порой недостаточно выверенных и не безболезненных, но которые в конечном итоге подвели к формированию эффективно действующей системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом.
На этапе образования Верховный Суд как высший судебный орган наделяется правом надзора за деятельностью всех судов БССР, кроме военных и военно-транспортных трибуналов, рассматривает дела в кассационном порядке, действует в составе Президиума, Пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам.
В 1924 году во исполнение постановления Президиума ЦИК о структуре судебных учреждений принимается ряд мер по укреплению Верховного Суда, в том числе по укомплектованию кадрами, работающими на постоянной основе, в отличие от первого года его функционирования.
Новые положения о судоустройстве 1924-1925 годов предусматривают дальнейшее расширение штатов, организационное оформление судебных коллегий: уголовно-кассационной, гражданско-кассационной, по уголовным, по гражданским делам. Верховный Суд становится судом первой инстанции по делам особого общественного значения и персональной подсудности.
Положением о судоустройстве 1931 года Верховный Суд наделяется правом законодательной инициативы, а созданный Президиум становится надзорной инстанцией в отношении приговоров и кассационных определений самого Верховного Суда.
Новые изменения в структуре и компетенции Верховного Суда, последовавшие с принятием в 1938 году Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, были направлены на централизацию судебной системы страны. Это проявилось, в частности, в том, что право давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства делегировалось только Верховному Суду СССР.
По закону о судоустройстве БССР 1959 года в компетенцию Верховного Суда как высшего судебного органа республики входит осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений всех судов, рассмотрение дел по первой инстанции, принятие постановлений Пленума по вопросам применения законодательства, реализация права законодательной инициативы в Верховном Совете.
С 1959 до 1991 года Верховный Суд действовал в составе Пленума, судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, с 1989 года - и Президиума, к полномочиям которого отнесено рассмотрение дел в порядке надзора и решение организационных вопросов.
С обретением в 1991 году Республикой Беларусь независимости и суверенитета начался новый этап в развитии национального правосудия. Становление государственности, формирование гражданского общества, всех его институтов повлекло необходимость усиления роли суда как важнейшего условия успешного проведения демократических преобразований в стране, построения правового государства. В 1992 году Верховный Совет одобряет Концепцию судебно-правовой реформы, основными целями которой провозглашалось формирование независимой судебной власти как одной из ветвей власти государственной, расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, укрепление организационных основ судебной системы [3, c.270].
Место суда в системе органов государственной власти и его основная функция – защита прав и свобод личности на принципах независимости, компетентности и беспристрастности – впервые закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). В марте 1995 года был принят Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», определяющий систему, порядок образования, круг полномочий судов Республики Беларусь, в том числе и Верховного Суда, а также статус судей, 29 июня 2006 года – Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».
В целях совершенствования судебной деятельности, создания надлежащих условий для осуществления правосудия Указ Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» постановил обеспечить строгое соответствие закону судебной практики по всем категориям дел, в том числе путем совершенствования механизмов процессуального взаимодействия Верховного Суда с нижестоящими судами1 [12, c.1].
В этих условиях возрастают роль и значение Верховного Суда как высшего органа судебной власти в государстве. Его деятельность направлена не только на повышение эффективности правосудия, он стал основным звеном в реформировании и принятии нового законодательства, обеспечивающего функционирование судебной системы.
Таким образом, Верховный Суд является высшим звеном трехзвенной подсистемы судов общей компетенции в рамках построенной на принципах территориальности и специализации единой судебной системы Республики Беларусь, децентрализованной своей природе.
2 СОСТАВ, СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Верховный Суд Республики Беларусь имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа.
Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь и народных заседателей, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь, судей Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей не определен.