Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа
Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Количественный состав судей Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь [2, c.29].
Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в Верховном Суде Республики Беларусь могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
В настоящее время осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов, обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики, не только унифицирует, но и направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применять определенные нормы права, следующий состав первичной организации Верховного Суда Республики Беларусь общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»:
Как высший судебный орган государства в системе общей юрисдикции, Верховный Суд Республики Беларусь:
Он является судом первой инстанции, а также проверяет законность и обоснованность вынесения судебных актов и таким образом является окончательной судебной инстанцией по всем делам, подсудным судам общей компетенции. Он дает разъяснения по вопросам применения законодательства и эти разъяснения подлежат обязательному использованию в ходе правоприменительной деятельности суда.
Верховный суд Республики Беларусь по первой инстанции рассматривает уголовные дела в составе председательствующего и двух народных заседателей. Председательствующим в судебном заседании может быть Председатель Верховного Суда, его заместители или судья Верховного Суда. В кассационном порядке при рассмотрении в судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам жалоб и протестов он действует в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в судебных коллегиях дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей Верховного Суда, а в Президиуме Верховного Суда – при участии большинства его полного состава.
Народные заседатели при рассмотрении уголовных дел в кассационном и надзорном порядке, а также при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам не участвуют.
Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, без участия народных заседателей. Судебные решения по таким делам вступают в законную силу немедленно после их провозглашения и не подлежат пересмотру в кассационном порядке. Они могу быть пересмотрены в порядке надзора.
По Конституции Республики Беларусь (ст. 99) Верховный Суд правом законодательной инициативы не обладает [1, c.129]. Это свидетельствует о самостоятельности судебной власти в обеспечении правосудия, в укреплении принципа осуществления правосудия только судом.
Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет его Председатель. В обязанности Председателя входит осуществлять общее руководство работой суда в целях эффективного осуществления правосудия. Согласно ст. 84 Конституции, Председателя Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики (палаты Парламента) и освобождает от должности Президент Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики (палаты Парламента).
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает и разрешает судебные дела, а также обладает организационными полномочиями.
Председатель Верховного Суда вправе председательствовать в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда, рассматривающих дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также назначать для этого Первого заместителя Председателя Верховного Суда, председателей судебных коллегий либо судей этого суда.
Председатель Верховного Суда может истребовать для изучения в порядке надзора любое дело из любого суда общей юрисдикции, приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления всех судов общей юрисдикции, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Ему принадлежит право приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений, постановлений любого суда общей юрисдикции, кроме постановлений Пленума Верховного Суда.
Для руководства деятельностью Верховного Суда его Председатель созывает Пленум и Президиум Верховного Суда, вносит на их рассмотрение соответствующие вопросы, обеспечивает подготовку материалов, которые предполагается рассмотреть на заседании Пленума или Президиума. Для этого он дает соответствующие поручения своим заместителям, секретарю пленума, судьям, работникам аппарата суда. Они собирают, изучают и обобщают судебную практику, готовят проекты соответствующих постановлений.
Председателю Верховного Суда принадлежит важная роль в обеспечении деятельности Пленума Верховного Суда, связанной с разъяснением действующего законодательства. Поэтому Председатель организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума, вносит на рассмотрение Пленума представления о несоответствии разъяснений Пленума законодательству Республики Беларусь.
Ввиду того, что в Республике Беларусь функционирует Конституционный суд, Председатель Верховного Суда, как должностное лицо, возглавляющее систему судов общей юрисдикции, является связующим звеном между этими судами и Конституционным Судом. Он вправе вносить представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Обширны полномочия Председателя Верховного Суда по организации работы в этом суде. Он распределяет обязанности между своими заместителями, представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел, руководит работой аппарата Верховного Суда, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан [5, c.135].
В целях повышения эффективности деятельности Верховного Суда определено количество заместителей Председателя Верховного Суда в составе 5 единиц, в том числе одного Первого заместителя [11, c.1].
В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих полномочий, его функции исполняет Первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и Первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей, – заместитель Председателя Верховного Суда.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь:
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [2, c.33].
Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь:
Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [2, c.34].
Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов.
3 Организационная основа деятельности Верховного Суда Республики Беларусь