Верховный Суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1 Пленум Верховного  Суда

 

 

Верховный Суд осуществляет свои функции через входящие в его состав судебные формирования, одним из которых является Пленум Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:

  • Президент Республики Беларусь и его представители;
  • председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;
  • Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместитель;
  • Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители;
  • Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;
  • Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений [2, c.35].

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия. Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства [13, c.41].

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  • рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • принимает решения о приведении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;
  • рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;
  • рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства;
  • избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов этой коллегии;
  • заслушивает информацию о деятельности квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления [2, c.36].

Постановления Пленума Верховного Суда по их содержанию разделяют на:

  • руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;
  • контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;
  • организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;
  • кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Заседание Пленума правомочно при наличии большинства его членов. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума, заслушиваются по докладам инициаторов либо уполномоченных ими лиц. Для подготовки проекта постановления в необходимых случаях образуется редакционная комиссия из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума. Члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума. Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, освобождаемый от обязанностей по основной должности и осуществляющий организационную работу по подготовке заседаний Пленума.

Таким образом, Пленум Верховного Суда, осуществляя функцию правосудия,  принимает следующие виды постановлений:

1) по конкретным делам, рассматриваемым  в порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам;

2) по разъяснению действующего  законодательства;

3) по исполнению ранее принятых  постановлений;

4) по организационной деятельности Верховного Суда;

5) по изменению и дополнению  ранее принятых постановлений, а  также отмене их полностью  или в определенной части.

 

 

 

 

3.2 Президиум Верховного  Суда

 

 

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей Верховного Суда Республики Беларусь в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Персональный состав Президиума Верховного Суда Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. По приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в заседании Президиума Верховного Суда Республики Беларусь могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица [2, c.38].

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. В заседаниях может принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного Суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства.

В отличие от судебных коллегий, Президиум Верховного Суда дел по первой инстанции не рассматривает.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;    
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих общих судов;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления [2, c.39].

Согласно ст. 55 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Президиум Верховного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие - первым заместителем Председателя Верховного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и подписываются председательствующим на заседании. Члены Президиума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Порядок обсуждения на заседании Президиума Верховного Суда Республики Беларусь вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, принимаемым Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Таким образом, осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебные коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства [7, с.140].

 

 

 

 

3.3 Судебные коллегии  Верховного Суда

 

 

Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности, Военная коллегия) формируются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 24 судьи, судебная коллегия по гражданским делам-15, Военная коллегия-6, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности-7 судей.

Составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь возглавляют председатели – заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или первый заместитель Председателя в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь [2, c.40].

Информация о работе Верховный Суд Республики Беларусь