Верховный Суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)
  • Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда;
  • Управление жалоб и приема граждан;
  • Отдел обращения судебной статистики;
  • Отдел работы с законодательством.
  • Организационное управление;
  • Сектор кадровой работы и судебной статистики;
  • Финансово-хозяйственное управление;
  • Архив;
  • Редакционная коллегия журнала «Судовы веснiк».

Статус этих структурных подразделений определен в соответствующих Положениях, которые утверждены Председателем Верховного Суда Республики Беларусь [6, с.72].

Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда является самостоятельным структурным подразделением Верховного Суда, образованным с целью организационного и правового обеспечения работы Пленума и Президиума.

Основными задачами Секретариата являются:

  • подготовка правовых и организационных вопросов для обсуждения на Пленуме и Президиуме, а после на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь;
  • организационное обеспечение созыва Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета;
  • подготовка к рассмотрению на Пленуме и Президиуме уголовных и гражданских дел;
  • ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета;
  • обращение к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам;
  • составление повесток заседания Пленума и Президиума (по распоряжению Председателя Верховного Суда);
  • ведение учета и регистрации дел, поступивших с протестами, а равно и иных материалов и документов, относящихся к вынесению рассмотрение Пленума и Президиума;
  • составление списка лиц, приглашенных на заседание Пленума, а также желающих выступить по вопросам, вынесенным на рассмотрение (по указанию Председателя Верховного Суда);
  • осуществление контроля за выполнением постановлений Пленума и Президиума по общим вопросам и конкретным делам [5, с.140].

Для организации и осуществления работы по своевременному и качественному рассмотрению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, приговоры, определения, постановления по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях предназначено управление жалоб и приема граждан в Верховном Суде Республики Беларусь. Оно разделено на два сектора: 1) сектор жалоб; 2) сектор приема граждан.

Управление обеспечивает регистрацию и прохождение жалоб, ведет по ним производство; координирует работу  с судебными коллегиями и другими структурными подразделениями Верховного Суда; составляет статистические отчеты о работе с жалобами; участвует в обобщении практики рассмотрения жалоб в Верховном Суде; осуществляет контроль за прохождением жалоб на судебные постановления и сроками их разрешения.

Отдел обращения судебной практики предназначен для своевременной и качественной подготовки обобщений судебной практики и проектов постановлений Пленума Верховного Суда. В необходимых случаях осуществляется подготовка информационных сообщений в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Работа по подготовке обобщений судебной практики, проектов постановлений Пленума осуществляется совместно с судьями Верховного Суда.

Подготовка вопроса к рассмотрению на Пленуме Верховного Суда включает разработку примерной программы изучения вопроса; истребование судебных дел; направление поручений областным судам и Минскому городскому суду о проведении обобщений судебной практики по изучаемому вопросу в соответствии с разработанной программой; составление обзора и проекта постановления Пленума, которые передаются судье Верховного Суда.

После принятия Пленумом Верховного Суда постановления, оно публикуется в журнале «Судовы веснiк» [7, с.143].

Отдел работы с законодательством занимается:

  • учетом и систематизацией законов Республики Беларусь и постановлений Национального собрания Республики Беларусь; декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь;  постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Беларусь; международных договоров и соглашений, участниками которых является Республика Беларусь; постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; положений, инструкций, постановлений и приказов министерств и иных органов государственного управления, носящих нормативный характер;
  • сбором, учетом и систематизацией законодательства по вопросам правосудия зарубежных стран, материалов судебной практики по уголовным и гражданским делам государств-участников СНГ, опубликованных  в юридической печати;
  • анализом и учетом опубликованных в периодических изданиях предложений о совершенствовании уголовного, гражданского и иного законодательства;
  • ведением картотеки законодательства;
  • подборкой нормативных актов и юридической литературы по вопросам, вносимым на рассмотрение Пленума Верховного Суда;
  • подготовкой проектов нормативно-правовых актов, а также иной информации по совершенствованию и развитию законодательства Республики Беларусь;
  • проведением правовой экспертизы и подготовкой заключений на проекты законодательных и нормативно-правовых актов;
  • установлением и поддержанием деловых контактов с соответствующими юридическими службами органов власти, научными учреждениями, учебными заведениями;
  • участием в пропаганде законодательства по вопросам правосудия.

Самостоятельным структурным подразделением аппарата Верховного Суда является организационное управление Верховного Суда.

Основные задачи управления состоят в:

  • организационном, справочном и информационно-правовом обеспечении деятельности Верховного Суда;
  • контроле за исполнением судебных документов Верховного Суда;
  • учете и контроле за распределением входящих и исходящих документов;
  • приеме граждан, рассмотрении их писем и жалоб, относящихся к компетенции управления;
  • обеспечении сохранности и контроле за формированием образующихся     в деятельности Верховного Суда документов и дел, законченных делопроизводством;
  • выборе наиболее рациональных форм работы с документами в Верховном Суде;
  • обеспечении надлежащих условий труда и организации работы по повышению профессиональных знаний работников  делопроизводства аппарата суда.

На финансово-хозяйственное управление Верховного Суда возлагаются задачи обеспечения финансовыми ресурсами, рациональное использование денежных средств, их учета, использования и хранения; организация хозяйственного и технического обслуживания здания Верховного Суда.

Сектор кадровой работы и судебной статистики Верховного Суда осуществляет государственную кадровую политику, направленную на комплектование Верховного Суда. На сектор возложены функции подбора кадров на судейские должности, подготовки документов к назначению и освобождению судей Верховного Суда, присвоения квалификационных классов судьям Верховного Суда, Белорусского военного суда и Минского городского судов, составления и анализа статистической отчетности, представления статистического материала в Министерство юстиции.

Архив Верховного Суда предназначен для хранения законченных делопроизводством документов, личных фондов ведущих работников Верховного Суда, справочного материала к документам архива.

Организационно-методическое руководство деятельностью архива Верховного Суда обеспечивает Национальный архив Республики Беларусь.

Архив Верховного Суда осуществляет функции учета, приема, хранения, проведения экспертизы ценности хранящихся в архиве документов; проверки правильности составления и оформления дел в делопроизводстве; исполнения запросов учреждений и выдачи в установленном порядке дел, документов или их копий; координации выполнения установленных правил работы с документами и запроса от структурных подразделений сведений, необходимых для работы.

Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов и подготовки их к передаче на архивное хранение при Верховном Суде функционирует Постоянно действующая экспертная комиссия.

Экспертная комиссия принимает участие в подготовке и рассмотрении инструкций по делопроизводству, номенклатуры дел Верховного Суда, экспертизы их ценности,  последующего хранения, изменении сроков хранения отдельных видов документов.

Для ознакомления с работой Верховного Суда и официального опубликования постановлений его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров судебной практики с 1992 г. высшим судебным органом издается журнал «Судовы веснiк». В нем содержатся материалы о деятельности нижестоящих судов, других правоохранительных органов, научные статьи по актуальным вопросам судебной деятельности. Освещением работы Верховного Суда в средствах массовой информации занимается его пресс-секретарь.

Таким образом, аппарат Верховного Суда предназначен для обеспечения работы судей по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по выполнению иных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Мы установили, что одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательной решение подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

Исследовав правовой статус Верховного Суда Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:

  • осуществляет надзор за судебной деятельностью всех, общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
  • является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение уголовным, гражданским и административным делам;
  • дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет  контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;
  • вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного Суда Конституционный Суд 9 июля 1997г. рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции;
  • рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;
  • имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
  • обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

На современном этапе развития национального правосудия Верховный Суд, сохраняя историческую преемственность, повышая требовательность к собственной деятельности, обеспечивает высокую степень влияния на уровень осуществления правосудия общими судами Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: «Полымя», 2005. – 48 с.
  1. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», 29 июня 2006 г., № 139–З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. –2006. – № 107. – 2/1236; 2007. – № 4. – 2/1292.
  2. О концепции судебно-правовой реформы: постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., 1611-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. – № 16. – 270 с.
  3. Бибило В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н.Бибило. – Минск: «Право и экономика», 2001. – 130 с.
  4. Бибило В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н.Бибило. – Минск: «Право и экономика», 2000. – 124 с.
  5. Сенько А.С. Судоустройство: ответы на экзаменационные вопросы / А.С.Сенько. 4-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 69 с.
  6. Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 132 с.
  7. Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич [и др.]; под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. – Минск: Амалфея, 2002. – 171 с.
  8. «Судовы веснiк», 1996. № 3. – 4 с.
  9. Дулько Л. Изучение и обобщение судебной практики – важнейшая функция Верховного Суда Республики Беларусь // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность(1923-1998) / Под общ. ред. В.О.Сукало, Л.Л.Зайцевой. Минск, 1998. – 60 с.
  10. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда» №54 от 25.01.1999г.  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО « ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006. (дата обращения: 20.02.2012).
  11. Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» № 454 от 10.10.2011г. [Электронный ресурс] / Национальный Интернет-портал Республики Беларусь / Министерство юстиции. – Минск, 2012. – URL: http://www.minjust.by/ru/actual. (дата обращения: 20.02.2012).
  12. Бибило В.Н. Роль Пленума Верховного суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики // Судовы веснік. – 1998.– №3. – 41 с.
  13. Сукало В.О. Становление системы общих судов в Республике                Беларусь // Судовы веснік. – 1998. – №1. – 14 с.
  14. Сукало В.О. Верховный суд в системе судов общей юрисдикции // Юстиция Беларуси. – 2002. – №3 – 15 с.

Информация о работе Верховный Суд Республики Беларусь