- Секретариат Пленума и Президиума Верховного
Суда;
- Управление жалоб и приема граждан;
- Отдел обращения судебной статистики;
- Отдел работы с законодательством.
- Организационное управление;
- Сектор кадровой работы и судебной статистики;
- Финансово-хозяйственное управление;
- Архив;
- Редакционная коллегия журнала «Судовы
веснiк».
Статус этих структурных подразделений
определен в соответствующих Положениях,
которые утверждены Председателем Верховного
Суда Республики Беларусь [6, с.72].
Секретариат Пленума и Президиума Верховного
Суда является самостоятельным структурным
подразделением Верховного Суда, образованным
с целью организационного и правового
обеспечения работы Пленума и Президиума.
Основными задачами Секретариата являются:
- подготовка правовых и организационных
вопросов для обсуждения на Пленуме и
Президиуме, а после на заседании Научно-консультативного
совета при Верховном Суде Республики
Беларусь;
- организационное обеспечение созыва Пленума,
Президиума и Научно-консультативного совета;
- подготовка к рассмотрению на Пленуме
и Президиуме уголовных и гражданских
дел;
- ведение протоколов заседаний Пленума,
Президиума и Научно-консультативного
совета;
- обращение к исполнению постановлений
Пленума и Президиума по судебным делам;
- составление повесток заседания Пленума
и Президиума (по распоряжению Председателя
Верховного Суда);
- ведение учета и регистрации дел, поступивших
с протестами, а равно и иных материалов
и документов, относящихся к вынесению
рассмотрение Пленума и Президиума;
- составление списка лиц, приглашенных
на заседание Пленума, а также желающих
выступить по вопросам, вынесенным на
рассмотрение (по указанию Председателя
Верховного Суда);
- осуществление контроля за выполнением
постановлений Пленума и Президиума по общим вопросам и конкретным
делам [5, с.140].
Для организации и осуществления работы
по своевременному и качественному рассмотрению
поступающих в Верховный Суд жалоб на
решения, приговоры, определения, постановления
по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных
правонарушениях предназначено управление
жалоб и приема граждан в Верховном Суде
Республики Беларусь. Оно разделено на
два сектора: 1) сектор жалоб; 2) сектор приема
граждан.
Управление обеспечивает регистрацию и прохождение жалоб, ведет по ним производство;
координирует работу с судебными коллегиями
и другими структурными подразделениями
Верховного Суда; составляет статистические
отчеты о работе с жалобами; участвует
в обобщении практики рассмотрения жалоб
в Верховном Суде; осуществляет контроль
за прохождением жалоб на судебные постановления
и сроками их разрешения.
Отдел обращения судебной практики предназначен
для своевременной и качественной подготовки
обобщений судебной практики и проектов
постановлений Пленума Верховного Суда. В необходимых
случаях осуществляется подготовка информационных
сообщений в государственные органы, общественные
объединения и должностным лицам об устранении
нарушений закона, причин и условий, способствующих
совершению правонарушений. Работа по
подготовке обобщений судебной практики,
проектов постановлений Пленума осуществляется
совместно с судьями Верховного Суда.
Подготовка вопроса к рассмотрению на
Пленуме Верховного Суда включает разработку
примерной программы изучения вопроса;
истребование судебных дел; направление
поручений областным судам и Минскому
городскому суду о проведении обобщений
судебной практики по изучаемому вопросу
в соответствии с разработанной программой;
составление обзора и проекта постановления
Пленума, которые передаются судье Верховного
Суда.
После принятия Пленумом Верховного
Суда постановления, оно публикуется в
журнале «Судовы веснiк» [7, с.143].
Отдел работы с законодательством занимается:
- учетом и систематизацией законов Республики
Беларусь и постановлений Национального собрания Республики
Беларусь; декретов, указов и распоряжений
Президента Республики Беларусь; постановлений
и распоряжений Совета Министров Республики
Беларусь; международных договоров и соглашений,
участниками которых является Республика Беларусь; постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; положений, инструкций, постановлений и приказов министерств и иных органов государственного управления, носящих нормативный характер;
- сбором, учетом и систематизацией законодательства
по вопросам правосудия зарубежных стран, материалов судебной практики по уголовным и гражданским делам государств-участников СНГ, опубликованных в юридической печати;
- анализом и учетом опубликованных в периодических
изданиях предложений о совершенствовании уголовного, гражданского и иного законодательства;
- ведением картотеки законодательства;
- подборкой нормативных актов и юридической
литературы по вопросам, вносимым на рассмотрение
Пленума Верховного Суда;
- подготовкой проектов нормативно-правовых
актов, а также иной информации по совершенствованию
и развитию законодательства Республики
Беларусь;
- проведением правовой экспертизы и подготовкой
заключений на проекты законодательных
и нормативно-правовых актов;
- установлением и поддержанием деловых
контактов с соответствующими юридическими службами
органов власти, научными учреждениями,
учебными заведениями;
- участием в пропаганде законодательства
по вопросам правосудия.
Самостоятельным структурным подразделением
аппарата Верховного Суда является организационное
управление Верховного Суда.
Основные задачи управления состоят
в:
- организационном, справочном и информационно-правовом
обеспечении деятельности Верховного
Суда;
- контроле за исполнением судебных документов
Верховного Суда;
- учете и контроле за распределением входящих и исходящих документов;
- приеме граждан, рассмотрении их писем
и жалоб, относящихся к компетенции управления;
- обеспечении сохранности и контроле
за формированием образующихся
в деятельности Верховного Суда документов
и дел, законченных делопроизводством;
- выборе наиболее рациональных форм работы
с документами в Верховном Суде;
- обеспечении надлежащих условий труда
и организации работы по повышению профессиональных
знаний работников делопроизводства
аппарата суда.
На финансово-хозяйственное управление Верховного Суда возлагаются задачи
обеспечения финансовыми ресурсами, рациональное
использование денежных средств, их учета,
использования и хранения; организация
хозяйственного и технического обслуживания
здания Верховного Суда.
Сектор кадровой работы и судебной статистики Верховного Суда
осуществляет государственную кадровую
политику, направленную на комплектование
Верховного Суда. На сектор возложены
функции подбора кадров на судейские должности,
подготовки документов к назначению и
освобождению судей Верховного Суда, присвоения
квалификационных классов судьям Верховного
Суда, Белорусского военного суда и Минского
городского судов, составления и анализа
статистической отчетности, представления
статистического материала в Министерство
юстиции.
Архив Верховного Суда предназначен для хранения
законченных делопроизводством документов,
личных фондов ведущих работников Верховного
Суда, справочного материала к документам
архива.
Организационно-методическое руководство
деятельностью архива Верховного Суда
обеспечивает Национальный архив Республики
Беларусь.
Архив Верховного Суда осуществляет
функции учета, приема, хранения, проведения
экспертизы ценности хранящихся в архиве
документов; проверки правильности составления
и оформления дел в делопроизводстве;
исполнения запросов учреждений и выдачи в установленном
порядке дел, документов или их копий;
координации выполнения установленных
правил работы с документами и запроса
от структурных подразделений сведений,
необходимых для работы.
Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов
и подготовки их к передаче на архивное
хранение при Верховном Суде функционирует
Постоянно действующая экспертная комиссия.
Экспертная комиссия принимает участие
в подготовке и рассмотрении инструкций
по делопроизводству, номенклатуры дел Верховного Суда,
экспертизы их ценности, последующего
хранения, изменении сроков хранения отдельных
видов документов.
Для ознакомления с работой Верховного
Суда и официального опубликования постановлений
его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров
судебной практики с 1992 г. высшим судебным
органом издается журнал «Судовы веснiк».
В нем содержатся материалы о деятельности
нижестоящих судов, других правоохранительных
органов, научные статьи по актуальным
вопросам судебной деятельности. Освещением
работы Верховного Суда в средствах массовой
информации занимается его пресс-секретарь.
Таким образом, аппарат Верховного Суда
предназначен для обеспечения работы
судей по осуществлению правосудия, обобщению
судебной практики, анализу судебной статистики, а также
по выполнению иных функций.
Заключение
Мы установили, что одним из проявлений
суверенитета государства на своей территории
является наличие высшего судебного органа,
принимающего последнее, окончательной решение подсудным
ему делам и контролирующего деятельность
всех нижестоящих судов. В Республике
Беларусь таким органом для общих судов
является Верховный Суд.
Исследовав правовой статус Верховного
Суда Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:
- осуществляет надзор за судебной деятельностью
всех, общих судов республики. Процессуальными
формами этого надзора является рассмотрение
дел в кассационном и надзорном порядке,
по вновь открывшимся обстоятельствам
с целью проверки законности и обоснованности постановлений,
вынесенных нижестоящими судебными инстанциями,
и исправления допущенных ими судебных
ошибок;
- является высшей надзорной инстанцией
в системе общих судов, которая принимает
окончательное решение уголовным, гражданским и административным делам;
- дает разъяснения по вопросам применения
законодательства Республики Беларусь,
возникающим при рассмотрении судебных
дел, и осуществляет контроль за их
исполнением. Это является основной непроцессуальной
формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью
нижестоящих судов;
- вносит предложения в Конституционный
Суд Республики Беларусь о проверке конституционности
нормативных актов. Так, по инициативе
Верховного Суда Конституционный Суд
9 июля 1997г. рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные
положения» Закона от 17 мая 1997г. «О внесении
изменений и дополнений в Уголовный и
Уголовно-процессуальный кодексы Республики
Беларусь» и признал правоту его позиции;
- рассматривает по первой инстанции дела
особой сложности и особого общественного значения;
- имеет самую разветвленную, по сравнению
с другими судами, организационно-функциональную
структуру, включающую руководящие органы
(Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный
аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение
иных функций высшего судебного органа;
- обеспечивает специализированное отраслевое
рассмотрение дел по четырем направлениям:
уголовному, гражданскому, военному и
патентному, что проявляется в наличии
соответствующих судебных коллегий в его составе.
На современном этапе развития национального
правосудия Верховный Суд, сохраняя историческую
преемственность, повышая требовательность
к собственной деятельности, обеспечивает
высокую степень влияния на уровень осуществления
правосудия общими судами Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Республики Беларусь 1994
года (с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября
1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: «Полымя», 2005. – 48 с.
- Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве
и статусе судей», 29 июня 2006 г., № 139–З // Нац. реестр правовых актов Республики
Беларусь. –2006. – № 107. – 2/1236; 2007. – № 4.
– 2/1292.
- О концепции судебно-правовой реформы:
постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., 1611-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. – № 16. – 270 с.
- Бибило В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н.Бибило. – Минск: «Право и экономика», 2001. – 130 с.
- Бибило В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н.Бибило. – Минск: «Право
и экономика», 2000. – 124 с.
- Сенько А.С. Судоустройство: ответы на
экзаменационные вопросы / А.С.Сенько.
4-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс,
2010. – 69 с.
- Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; под
ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. 2-е
изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея,
2010. – 132 с.
- Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич
[и др.]; под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович.
– Минск: Амалфея, 2002. – 171 с.
- «Судовы веснiк», 1996. № 3. – 4 с.
- Дулько Л. Изучение и обобщение судебной
практики – важнейшая функция Верховного Суда Республики
Беларусь // Верховный Суд Республики Беларусь.
История и современность(1923-1998) / Под общ.
ред. В.О.Сукало, Л.Л.Зайцевой. Минск, 1998. – 60 с.
- Указ Президента Республики Беларусь
«О некоторых вопросах деятельности Верховного
Суда» №54 от 25.01.1999г. // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО « ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006. (дата обращения: 20.02.2012).
- Указ Президента Республики Беларусь
«О мерах по совершенствованию деятельности
общих судов Республики Беларусь» № 454 от 10.10.2011г. [Электронный ресурс] / Национальный Интернет-портал Республики
Беларусь / Министерство юстиции. – Минск,
2012. – URL: http://www.minjust.by/ru/actual. (дата обращения: 20.02.2012).
- Бибило В.Н. Роль Пленума Верховного суда
Республики Беларусь в совершенствовании
судебной практики // Судовы веснік. – 1998.– №3. – 41 с.
- Сукало В.О. Становление системы общих
судов в Республике
Беларусь // Судовы веснік. – 1998. – №1. –
14 с.
- Сукало В.О. Верховный суд в системе судов
общей юрисдикции // Юстиция Беларуси.
– 2002. – №3 – 15 с.