Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:03, курсовая работа
Как составная часть общей системы государственной власти, судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Судебные коллегии осуществляют функцию правосудия, а также имеют полномочия организационного порядка. При осуществлении функции правосудия, судебные коллегии являются:
По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к компетенции Верховного Суда. Согласно действующему законодательству, Верховному Суду подсудны уголовные дела особой сложности или особого общественного назначения. Такие дела могут быть приняты Верховным Судом к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителей. Верховный Суд может изъять из нижестоящих судов любое уголовное или гражданское дело и принять его к своему производству.
Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей единолично.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь рассматривают дела в кассационном порядке по кассационным жалобам и протестам на приговоры и решения областных судов и Минского городского суда, не вступившие в законную силу.
Кассационный состав судебной коллегии состоит из трех судей Верховного Суда, один из которых председательствует при рассмотрении дела. Определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке, могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.
В надзорном порядке судебные коллегии рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения судов и постановления судей всех нижестоящих судов. Протесты могут быть принесены председателем Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителями, Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителями. В порядке надзора дела рассматриваются судебной коллегией в составе трех судей, на одного из которых возлагается обязанность председательствовать в судебном заседании. После рассмотрения дела в надзорном порядке судебная коллегия выносит определение, которое немедленно вступает в силу.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:
На основании указанных критериев Верховным Судом были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего явилась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М.Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А.Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса «Икарус-260» 62-го маршрута в г. Минске, в которой погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей [7, с.136].
Приговоры по уголовным делам, вынесенные судебными коллегиями, вступают в законную силу немедленно. Они не подлежат кассационному обжалованию или опротестованию, но они могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда в порядке надзора.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:
Судебная коллегия по патентным делам начала свою работу в 2000 г. Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29.06.2006г. № 139–З (ред. от 30.12.2006г.) судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь переименована в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
С августа 2007 года судебная коллегия работает в составе 7 судей, включая ее Председателя.
В перечень рассматриваемых судебной коллегией споров входят:
а) споры в области промышленной собственности:
б) споры в области авторского права и смежных прав:
Коллегия действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей.
Отмечаем также рост поступления заявлений и жалоб о защите прав в сфере интеллектуальной собственности, в том числе и исков по спорам в области авторского права и смежных прав. Так в 2010 году в производстве судебной коллегии находилось 96 дел, при этом 59 дел составили споры в области права промышленной собственности и 37 дел составили споры в области авторского права и смежных прав. Окончено производством 76 дел, из них с вынесением решения – 57 дел. При этом по 30 делам требования удовлетворены, по 27 – отказано в удовлетворении исковых требований. По 19 делам производство по делу прекращено, из них по 15 делам в связи с отказом от иска, по 4 делам - в связи с заключением мирового соглашения [16, с.1].
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет следующие полномочия:
Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями Председателя Верховного Суда. Они вправе истребовать судебные дела в целях последующего изучения и обобщения опыта судебной деятельности выявления тенденций судебной практики. Сформированные в судебных коллегиях судебные составы специализируются на рассмотрении определенных категорий дел. Они работают под руководством и контролем председателей судебных коллегий. Президиум или Пленум Верховного Суда вправе рассмотреть на своих заседаниях сообщения председателей судебных коллегий или председателя соответствующего судебного состава о своей деятельности.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что судебные коллегии Верховного Суда по направлениям своей деятельности:
3.4 Научно-консультативный совет при Верховном Суде
При Верховном Суде Республики Беларусь образован Научно-консультативный совет. Он действует на основании Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденном постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 1996 г.
Научно-консультативный совет изучает вопросы, возникающие в судебной деятельности и разрабатывает рекомендации: 1) по вопросам разъяснений Пленума Верховного Суда, связанным с применением законодательства, на основе материалов обобщений судебной практики и анализа судебной статистики; 2) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или порядке толкования законов; 3) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом; 4) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике [5, с.137].
Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда сроком на пять лет в составе: председателя, секретаря, членов совета из числа ученых-юристов, судей и других работников правоохранительных органов.
Из состава лиц, входящих в Научно-консультативный совет, сформированы две секции: 1) по гражданско-правовым вопросам; 2) по уголовно-правовым вопросам.
Председатель и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом. Важная роль в деятельности Научно-консультативного совета отводится Председателю, в обязанности которого входит определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях. Он принимает меры по реализации рекомендаций совета.
Секретарь Научно-консультативного совета осуществляет организационные функции, направленные на составление плана работы совета, контроля за его выполнением, организацией заседаний совета.
Члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов рекомендаций и заключений. В связи с возложенными задачами, они могут участвовать в работе Пленума Верховного Суда.
План работы Совета утверждается на его пленарных заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в три месяца, а заседания секций по мере необходимости. О работе Научно-консультативного совета сообщается в журнале «Судовы веснiк».
Таким образом, Научно-консультативный совет - это совещательный орган, предназначенный для оказания консультативной помощи Верховному Суду при разработке им рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики [9, с.4].
3.5 Аппарат Верховного Суда
Структура аппарата Верховного Суда приспособлена к решению задач, которые поставлены перед этим судом.
Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда устанавливается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Аппарат Верховного Суда включает начальников, консультантов, инспекторов, секретарей и других работников, выполняющих вспомогательную работу. Перед ними поставлена задача создания организационных условий для осуществления правосудия по делам, подсудным Верховному Суду.
Делопроизводство в Верховном Суде обеспечивается на основе Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденной Председателем Верховного Суда Республики Беларусь 24 апреля 1997 г.
В аппарате Верховного Суда имеются следующие структурные подразделения: