Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Гласность и тайна проходят через всю историю уголовного судопроизводства. Уже в Древнем Риме уголовное судопроизводство, осуществляемое первоначально народными собраниями, а затем - постоянными комиссиями (квестиями), возглавляемыми преторами, обеспечивало гласность на всех стадиях процесса, открытость предъявления обвинения и присутствие народа на суде, проходившем под открытым небом. Во времена Цицерона открытое голосование по окончании судоговорения стало уступать место закрытой подаче голосов.
В последнее время достаточно часто
поднимается вопрос о возможности
использования в уголовном
· силы,средства, источники,методы и планы, используемые или использованные при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;
· результаты оперативно-розыскной деятельности;
· организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий;
· лица,внедренные в организованные преступные группы, штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
· лица,сотрудничающие и сотрудничавшие на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
· данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;
· методы и средства защиты секретной информации.
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона об
оперативно-розыскной
И, как правило, преступная деятельность в данном случае направлена на совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Однако задача привлечения к уголовной ответственности участников организованных преступных групп решается достаточно проблематично.
Прежде всего это связано с тем,что свидетели, потерпевший и другие участники уголовного процесса отказываются представлять доказательства изобличающие виновных, в связи с реальной возможностью применения насилия со стороны преступников. И нередко единственным свидетелем преступной деятельности организованных преступных групп является лицо, внедренное в эти группы органами оперативно-розыскной деятельности, а возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности связано с необходимостью рассекречивания сведений составляющих государственную тайну.
Естественно, что в данном случае возможность и необходимость рассекречивания лица и сведений будет зависеть от степени общественной опасности лиц,входящих в преступные группы и совершаемых ими деяний. При этом надо отметить, что предания гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме (ч.2 ст.12 Закона об ОРД). Однако наряду с этим, порядок представления материалов оперативно-розыскной деятельности достаточным образом не детализирован на уровне закона. Необходимость разрешения этого вопроса привела к вынесению совместного Приказа от 13 мая 1998 года № 175/226/336/201/286/410/56, утвердившего Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органов дознания,следователю,прокурору или в суд.
Инструкция определяет, что результаты
оперативно-розыскной
· вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о предоставлении результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
· вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
· оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылку по почте,передачу с нарочным и т.д.).
В каждом
конкретном случае возможность представления
результатов ОРД, содержащих сведения
об организации и тактике
Однако наряду с этим, Инструкция устанавливает, что в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ, результаты ОРД представляются органу дознания,следователю,прокурору или в суд незамедлительно. При этом не указываются,что понимать под случаями не терпящими отлагательства и незамедлительным представлением результатов ОРД. Возникает ряд вопросов. Необходимо ли выносить руководителю органа,осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов и их рассекречиванию в необходимых случаях? Требуется ли при этом оформление сопроводительных документов? Обязательно ли согласовывать в вышеизложенных случаях факт представления с ОТМ и ОПП? Вопросы являются открытыми и это может негативно отразиться на практике представления результатов ОРД в предусмотренных случаях, не терпящих отлагательств.
Хочется отметить, что Инструкция уделила внимание защите сведений об органах осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности ее участников. Определив, что результаты ОРД не представляются:
· если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной детельности в связи с преставление и использованием данных результатов в уголовном процессе;
· если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев,когда указанные сведения рассекречиваются в установленном законом порядке).
Достаточным, на наш взгляд, упущением
является то, что Инструкция не определила
порядок реагирования на представление
результатов ОРД органами, которым эти
результаты представляются. В частности,уголовно-
Если дознаватель, следователь или судья как процессуально самостоятельные и независимые субъекты не считают представленные материалы относящимися к делу,они вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств. Порядок принятия представленных материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя в соответствии со ст.118 УПК.
Таким образом,
можно констатировать,что
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что отношения складывающиеся по поводу пользования сведениями составляющими государственную тайну в достаточной мере регламентированы законами и ведомственными нормативными актами,что с одной стороны, дает возможность оградить эти сведения от нежелательного разглашения, а с другой стороны,использовать данные сведения в случае необходимости защиты интересов личности,общества и государства от преступных посягательств.
Наряду с
государственной тайной в последнее
время все более широкую
Термин "конфиденциальная информация" заимствован из иностранного языка, поэтому некоторые авторы отмечают, что оно тождественно термину "тайна" и нет необходимости дополнительно раскрывать его содержание. В переводе с латинского он означает "доверие", толкуется как доверительный,не подлежащий огласке,секретный. В связи с этим И.Смолькова отмечает: "Понятие конфиденциальная информация" включает в себя понятие тайны,поскольку включает не только секретную, но и доверительную информацию".(19)
В какой-то мере эту проблему разрешил вышеуказанный закон "Об информации,информатизации и защите информации", который назвал государственную тайну и конфиденциальную информацию - информацией с ограниченным доступом. К сожалению на этом законотворчество в данной области и прекратилось почти на два года. Беда российского законодателя в том, что законы принимаются на перспективу. Употребляя термин" конфиденциальная информация", законодатель не раскрывает его содержание. В ч.5 ст.10 указанного закона отмечено, что "отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". И хотя настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования,порядок отнесения сведений к конфиденциальной информации на сегодняшний день не утвержден. В качестве единственной попытки обеспечить реализацию закона в этой области можно назвать Указ Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года, который утвердил Перечень сведений конфиденциального характера. Указанный перечень включает:
1) Сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах
частной жизни гражданина,
2) Сведения, составляющие
тайну следствия и
3) Служебные
сведения, доступ к которым ограничен
органами государственной
4) Сведения, связанные
с профессиональной
5) Сведения, связанные с коммерческой деятельностью доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами (коммерческая тайна);
6) Сведения о
сущности изобретения,полезной