Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Гласность и тайна проходят через всю историю уголовного судопроизводства. Уже в Древнем Риме уголовное судопроизводство, осуществляемое первоначально народными собраниями, а затем - постоянными комиссиями (квестиями), возглавляемыми преторами, обеспечивало гласность на всех стадиях процесса, открытость предъявления обвинения и присутствие народа на суде, проходившем под открытым небом. Во времена Цицерона открытое голосование по окончании судоговорения стало уступать место закрытой подаче голосов.
Конечно нет необходимости говорить
о том,что вышеуказанный
Первая группа включает сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (персональные данные), позволяющие идентифицировать его личность. Законодатель отказался конкретизировать содержательную часть этих сведений, указав лишь на то,что перечни персональных данных должны быть закреплены на уровне федерального закона.(20) На сегодняшний день правоприменитель не располагает данными перечнями, поэтому отсутствует реальная возможность защитить такие сведения от несанкционированного доступа к ним и нежелательного их распространения,поскольку при наличии данного пробела в законодательстве можно говорить о необходимости защиты всего объема сведений, которые охватывают понятие частной жизни лица.
В подтверждение
данного предположения
Помимо этого в качестве идентифицирующих
признаков могут использоваться
устойчивые биологические (физические)
характеристики человеческого организма.
Так с 1999 года в РФ будет проводиться государственная
дактилоскопическая регистрация и дактилоскопическую
информацию можно использовать в целях
идентификации личности.(22)
Право на использование дактилоскопической
информации получили широкий круг субъектов,
в числе которых органы предварительного
следствия и органы дознания (ст. 14 Закона).
При этом закон возлагает на данные государственные
органы обязанность обеспечивать сохранность
сведений, составляющих дактилоскопическую
информацию, в режиме служебной тайны.
Отсюда налицо противоречия предписаний
Указа требованию закона. С одной стороны,
по своему содержанию в соответствии с
Указом данный вид информации необходимо
отнести к первой группе. С другой стороны,по
режиму защиты в сответствии с законом
данная информация попадает в разряд служебной.
Но несмотря на такое несоответствие,
закон защищает неприкосновенность частной
жизни лица в целом. Так "не допускается
сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни, а равно информации,
нарушающей личную тайну, семейную тайну,
тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых телеграфных и иных сообщений
физического лица без его согласия, кроме
как на основании судебного решения".
Следуя логике законодателя,можно говорить
о том, что вся вышеперечисленная информация
может быть отнесена к категории конфиденциальных
сведений, поскольку существует установленный
порядок доступа для ее реализации - судебное
решение. Отсюда вывод о том, что отнесение
к категории конфиденциальных сведений
только лишь персональных данных, необоснованно
ограничивает права и свободы личности.
С позиции профессиональноправоохранитель
Наряду с этим ст.18 УПК дает возможность проводить закрытые судебные разбирательства (по усмотрению суда) в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Положения, обеспечивающие конфиденциальность информации, закрепляются также в ряде других федеральных законов. Так, согласно ч.5 ст.6 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина, или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев,предусмотренных федеральным законом. Новый уголовный кодекс РФ впервые в нашем законодательстве установил уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ).
Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости закрепления в качестве принципа уголовного процесса положения о недопустимости вмешательства в личную жизнь граждан без законных на то оснований. И надо сказать, законодатель не остался равнодушен к данной необходимости. Ст.14 Проекта Уголовно-процессуального кодекса,разработанного Министерством юстиции РФ, предлагает в качестве самостоятельного принципа уголовного процесса следующее положение:"Неприкосновенность частной жизни. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений".(23) Анализируя это положение, следует согласиться со Смольниковой И.В., что данный принцип необходимо сформулировать шире и указать не только на неприкосновенность частной жизни, но и на недопустимость разглашения личных и семейных тайн граждан.(24)
В юридической литературе необоснованно, на наш взгляд, не освещается вопрос о возможности работы с категорией сведений конфиденциального характера лицами, зарегистрированными в качестве частных детективов, т.е. негосударственными организациями. Статья 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" предоставляет возможность сбора сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело. Закон не говорит о том какие именно сведения могут быть собраны. Но согласно ст.11 Федерального закона "Об информации,информатизации и защите информации": "подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и представлением персональных данных". Из этого следует,что при вступлении в силу федерального закона,который утвердит перечень сведений отнесенных к персональным данным,частные детективы не могут осуществлять свою деятельность по сбору и реализации данных без получения соответствующей лицензии. В настоящий же момент данная сфера общественных отношений практически не защищена,так как контроль со стороны государства в этой области отсутствует.
Таким образом,подводя итог вышеизложенному можно заключить, что защита прав, свобод и интересов личности требует установления режима конфиденциальности в отношении всех сведений затрагивающих частную жизнь лица,личную и семейную тайны. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях,в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования. При этом обязанность по обеспечению сохранности привлеченных в уголовный процесс сведений, возлагается на должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Связано это прежде всего с переходом этих сведений из сферы общественных отношений, регулируемых нормами Конституции в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Данный переход неизбежно влечет изменение статуса этих сведений и как следствие - режима их защиты. Все сведения,вовлеченные в уголовный процесс, требующие тайности их использования приобретают статус тайны следствия и судопроизводства. Сохранность данной тайны обеспечивается использованием средств уголовно-процессуальной защиты, сведений подобного рода предусмотренных ст.ст. 18 и 139 УПК. Помимо этого ст.5 Федерального закона от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре РФ" устанавливает следующее: "Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия,проводимых органами прокуратуры,до их завершения".(25)
Подобные правомочия, на наш взгляд, позволят следователю, прокурору, судье наиболее обстоятельно подойти к вопросу о предании гласности сведений,составляющих тайну предварительного следствия и судопроизводства и на основе требований закона, собственного правосознания решить какие именно сведения и в каком объеме можно предать огласке. Достаточно актуальным и проблематичным представляется вопрос участия средств массовой информации в обсуждении результатов предварительного следствия. Запретить СМИ вообще упоминать о совершенных преступлениях невозможно. Это противоречило бы общим принципам гласности, а также всеобщей декларации прав человека. Вместе с тем,разглашение сведений о лице, совершившем преступление (а порой и о ходе расследования), может существенным образом нарушить права и законные интересы граждан, раскрыть охраняемые законом тайны.
Почти во всех случаях возникает вопрос о пределах гласности, возможности оглашения данных, имеющихся в распоряжении следователя, с учетом соблюдения принципа презумпции невиновности, поскольку зачастую в прессе представляются публикации о лице подозреваемом или обвиняемом в совершении преступления с обвинительной нотой, несмотря на то,что в соответствии со ст. 49 Конституции РФ виновность обвиняемого должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Учитывая данное и ряд других обстоятельств, М.М.Бельдягин говорит о необходимости отражения в законе случаев ограничения на распространение информации о данных уголовного процесса, которые могут быть вызваны:
а) интересами охраны общественного порядка, государственной безопасности, здоровья или нравственности населения;
б) необходимости соблюдения прав (в том числе и права на тайну личной жизни) граждан, вовлеченных в орбиту уголовного процесса;
в) необходимостью обеспечения реализации задач уголовного процесса.
Таким образом, автор предлагает распространить регуляторы защиты тайны следствия и судопроизводства не только на субъектов уголовного процесса (следователь ,суд), но и на других участников общественных отношений, в частности на СМИ.
Третья группа сведений, составляющих конфиденциальную информацию, представлена служебной тайной. В юридической литературе выделяется понятие "служебная тайна",(26) однако некоторые авторы отождествляют ее с профессиональной тайной(27), что, на наш взгляд, недостаточно верно.
В дореволюционном российском законодательстве были нормы,регулирующие служебную тайну. Так ст.709 Устава о службе предусматривала: "Всякую ввереную тайну, касающуюся службы и пользы его Императорского Величества, каждое состоящее на службе лицо обязано хранить свято и нерушимо и не сообщать кому о том ведать не подлежит и кому не велено будет объявлять".(28) Отсюда можно заключить, что носителями служебной тайны являются государственные служащие, то есть лица, состоящие на государственной службе.
Федеральный закон от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы РФ" к государственным служащим относят лиц, занимающих государственные должности, то есть должности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, входящих в реестр государственных должностей.(29)
В соответствии с Положением о Федеральной
государственной службе,
В соответствии со ст.10 вышеуказанного закона, государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняему законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения,затрагивающие частную жизнь,честь и достоинство граждан. Отсюда следует,что в содержание служебной тайны включается государственная и любая другая,охраняемая законом тайна, то есть информация о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и так далее) и их служащих, представляющая не коммерческий а государственный интерес, а также любая другая охраняемая законом тайна, которая получена государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на нее функций. В соответствии со ст.11 Положения о федеральной государственной службе, федеральный государственный служащий имеет право давать показания или делать заявления в отношении информации,содержащей государственную, служебную или иную охраняемую законом Рф тайну, только в связи с возбужденным уголовным делом и в иных прямо предусмотренных законом случаях,письменно предупредив об этом руководителя государственного органа. Наряду с этим государственный служащий не может использовать после прекращения государственной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну. Проблематичной, на наш взгляд, является формулировка "имеет право". Выходит так, что, если государственный служащий не захочет воспользоваться своим правом, то следователь не сможет получить от него интересующие сведения, но это, в свою очередь, не согласуется с положением ст.72 УПК, которая гласит: "В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо которому могут быть известны какиелибо обстоятельства,подлежащие установлению по данному делу". Очевидно ,что Указ Президента в определенной мере не соответствует требованию Закона. Данное несоответствие, на наш взгляд, порождено прежде всего тем, что нет достаточно точного определения служебной тайны. В настоящее время официальное юридическое понятие служебной тайны совмещено с понятием коммерческой тайны и дано в ч.1 ст.139 Гражданского Кодекса РФ (21 октября 1994 года), которая предусматривает, что "информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности". Ст.139 ГК РФ одним понятием определяет два разных по своей юридической природе института охраняемой законодательством информации. Один из них относится к сфере публичного права (служебная тайна), а другой - к сфере гражданского права (коммерческая тайна).
Впервые о коммерческой тайне и необходимости ее правовой защиты говорилось в Законе СССР от 4 июня 1990 года "О предприятиях в СССР", в нем также впервые давалось понятие коммерческой тайны. В соответствии со ст.33 данного Закона под коммерческой тайной понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия,разглашение (передача,утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Руководителю предприятия предоставлялось право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.(31)
Для обеспечения деятельности Государственной
налоговой службы,
· учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения,необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
· документы о платежноспособности;
· сведения о численности,составе работающих, их заработой плате и условиях труда, а также о наличии свободных мест;
· документы об уплате налогов и обязательных платежах;
· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушений законодательства и размеров причиненного при этом ущерба;
· сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях,занимающихся предпринимательской деятельностью (32)
Не вызывает сомнения, что данный круг общественных отношений требует более новой законодательной регламентации. Однако на сегодняшний день в российском законодательстве нет отдельного нормативного акта о коммерческой тайне. Для создания в России законодательной базы, гарантирующей защиту коммерческой тайны, Министерством экономики России и Комитетом информации России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в настоящее время подготовлен проект Федерального Закона "О коммерческой тайне" (33).
В проекте коммерческая тайна определяется
как информация,которую